Более семи тысяч учащихся и студентов из 84 регионов России и пяти стран ближнего и дальнего зарубежья стали участниками Всероссийского конкурса юных инженеров-исследователей «Спутник». В финал, который в эти дни идет в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королева, попали 200 ребят.
В понедельник, 5 марта, состоялось открытие третьего этапа Всероссийского конкурса «Спутник». Он инициирован Самарским университетом и очень быстро перерос из всероссийского состязания в форум юных талантов международного уровня. И если еще год назад о желании участвовать в «Спутнике» заявляли 1500 школьников, то в этом году их уже было 7186 человек. А финалистами конкурса стали 200 школьников.
 
«Возрастающее внимание к «Спутнику» объясняется тематикой этого космического конкурса, не имеющего аналогов в мире, - сказал на открытии финального этапа ректор вуза Евгений Шахматов. - Юные инженеры представляют на суд жюри исследовательские работы по четырем направлениям: ракетостроение, аэрокосмические энергоустановки, самолетостроение и робототехника. Именно они являются ключевыми для Самары, где развитию ракетно-космической техники уделяется особое внимание».
 
При этом вопросы, которые юные исследователи поднимают в своих работах, нельзя назвать детскими - напротив, они четко улавливают мировые тренды по освоению космического пространства, предлагая свои нестандартные решения. К примеру, одна из работ посвящена защите Земли от атаки астероидов и предлагает конкретный перечень мер, среди которых изменение траектории полета этих небесных тел с помощью солнечных парусов, которое активно обсуждается мировым научным сообществом.
 
А самарский десятиклассник Даниил Куприянов, который уже второй год становится финалистом этого конкурса, представил проект конструкции двигателя для летательного аппарата в межпланетной экспедиции. «Межпланетные полеты, на мой взгляд, самое интересное в космической сфере, - говорит финалист. - О полетах на Марс, Венеру и другие небесные светила мечтали и Сергей Павлович Королев, и другие знаменитые ученые и исследователи. А теперь недалеко то время, когда они перестанут быть мечтой, а станут повседневной реальностью».
 
Старшеклассница Ксения Соломатина из Орла заинтересовалась этой областью знаний, когда впервые полетела на самолете. Ее разработка связана с использованием новых композиционных материалов в самолетостроении.
 
Свое будущее финалисты конкурса связывают с Самарским университетом. Тем более что участие и достижение высоких результатов на состязании дает им бонусы при поступлении в этот вуз.
 
Финалисты «Спутника» смогут ознакомиться со стратегическими научными направлениями ведущего университета региона и страны: увидят, как собирают наноспутники в лабораториях межвузовской кафедры космических исследований, линию по производству малых космических аппаратов «АИСТ», в режиме реального времени смогут посмотреть, как ученые университета получают информацию от «АИСТов», работающих сейчас на орбите.
 
А с 5 по 25 апреля в рамках четвертого этапа «Спутника» все 200 финалистов отправятся в Крым для участия в космической смене международного детского центра «Артек», которая пройдет при содействии молодых ученых и преподавателей Самарского университета.
 
Евгений Шахматов, ректор Самарского университета: 
- Возрастающее внимание к «Спутнику» объясняется тематикой этого космического конкурса, не имеющего аналогов в мире. Юные инженеры представляют на суд жюри исследовательские работы по четырем направлениям: ракетостроение, аэрокосмические энергоустановки, самолетостроение и робототехника. Именно они являются ключевыми для Самары.
Источник: vkonline.ru