В Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королёва подвели итоги ХII международной летней космической школы "Перспективные космические технологии и эксперименты в космосе. От идеи миссии к проекту наноспутника". Её организаторами выступали Самарский университет, РКЦ "Прогресс", Поволжское отделение Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского при поддержке административного комитета космических университетов Международной астронавтической федерации.
"Я доволен результатом, который сегодня продемонстрировали участники школы. Считаю, что эксперимент, который мы провели в этом году, нацеленный на активацию самостоятельной работы участников школы в команде, перед которой поставлена цель разработать предварительный проект наноспутника заданного назначения, удался. Мы будем продолжать такой формат школы", подчеркнул руководитель школы, заведующий межвузовской кафедрой космических исследований Самарского университета Игорь Белоконов.
Одна из ключевых целей, стоявшая перед школой, – привлечь молодёжь к разработке наноспутников, продвинуть международные проекты, интересные для совместных исследований и реализации.
На закрытии школы была проведена защита четырех проектов, каждый из которых имеет хорошие перспективы для развития.
Сейчас на кафедре космических исследований Самарского университета разрабатывается блок маневрирования для наноспутников, который будет работать на сжатом газе. Его назначение – обеспечить орбитальное маневрирование и поддержание полета наноспутника на низкой высоте. Эта тема послужила основой комплексного проекта группировки из двух наноспутников, которым занимались две группы участников школы, костяком первой группы являлись студенты старейшего университета Европы – технического университета города Делфт (Нидерланды), костяк второй группы составили студенты из университета ISAE-SUPAERO города Тулуза (Франция), с которым Самарский университет наладил хорошие связи. Кроме того, руководитель международного направления университета ISAE-SUPAERO госпожа Бенедикт Эскуадер поддерживает идею организации совместного российско-французcкого проекта в области отработки технологии группового полёта наноспутников для изучения этого направления.
Студенты из Дельфтского университета предложили оригинальное решение для маневрирующего спутника, назначением которого являлся прием информации от научного спутника, разрабатываемого французскими студентами, и передачи её на Землю, используя различные технологии космической связи. Этот вуз имеет высокий уровень рейтинга в области космической техники. Студенты предложили принимать данные с научного наноспутника во время самого важного этапа входа в плотные слои атмосферы до момента его разрушения.
Студенты из Дельфтского университета предложили оригинальное решение для маневрирующего спутника, назначением которого являлся прием информации от научного спутника, разрабатываемого французскими студентами, и передачи её на Землю, используя различные технологии космической связи. Этот вуз имеет высокий уровень рейтинга в области космической техники. Студенты предложили принимать данные с научного наноспутника во время самого важного этапа входа в плотные слои атмосферы до момента его разрушения.
Еще один проект, который предлагался участникам летней космической школы – создание наноспутника для мониторинга ионосферы Земли. Ионосфера в какой-то степени отражает те события природного характера, которые происходят на Земле. Существует сильная корреляция между возникновением землетрясений и изменением перед этим событием плотности электронной концентрации. Проект очень интересен и полезен, и имеет все шансы для реализации. Проблема прогнозирования землетрясений крайне важна для Перу, Колумбии, Бразилии. Поэтому участники школы именно из этих стран работали над проектом такого наноспутника.
Последний проект был связан с созданием наноспутника для наблюдения Земли. Это наиболее популярное направление космических исследований, которым очень интересуются развивающиеся страны. Поэтому создание наноспутника для наблюдения Земли было предложено группе, где доминирующую роль играли представители Мексики. Представители Самарского университета нынешней осенью продолжат обсуждение этой темы уже с представителями Мексиканского космического агентства.
Все четыре группы не без проблем, но успешно справились с полученными заданиями. "Мне приятно видеть, что летняя космическая школа приносит большую пользу для образования и роста наших молодых коллег, а также способствует развитию интернациональной кооперации. Сегодня на закрытии школы были представлены проекты, в которых основное внимание было уделено конструированию, выбору бортовых систем наноспутников, расчёту бюджета энергетики, но очень мало внимания было уделено антеннам. Между тем на любом космическом аппарате - десятки различных антенн, и проблема с антенным блоком часто является ключевой как после отделения спутника, так и во время его штатной работы. Я бы хотел порекомендовать участникам школы в дальнейшем обратить особое внимание на электродинамический аспект наноспутника", - отметил главный научный сотрудник Научно-образовательного центра технической электродинамики и антенных систем Самарского филиала НИИ Радио, профессор Юрий Сподобаев.
Завершилось мероприятие торжественным вручением дипломов и сладких наград, а также небольшим фуршетом. Выпускники школы благодарили руководителя школы, поздравляли друг друга и выражали надежду встретиться в этих стенах вновь.
"Эта школа – яркое, необычное и очень востребованное мероприятие. В течение двух недель шли усиленные занятия, перед нами выступали ведущие профессора, они объясняли нам перспективные космические технологии и затрагивали очень интересные темы. Участники школы имели разный уровень подготовки. Однако это было тем и интересно, что, работая вместе в команде, мы применяли свои знания и делились ими друг с другом. Если кто-то разбирался в бортовой энергетике, помогал с расчётом энергетики, тот, кто понимал в спутниковых системах, сразу брался за них, объясняя, что нужно, что не нужно. Несмотря на интернациональный состав, мы быстро нашли общий язык. Безусловно, на школе очень ценным опытом была работа в командах. Мы стали как одна семья", - поделилась своими впечатлениями студентка Амурского государственного университета Юлия Кофтун.
Фото: Артем Оноприенко (фотоклуб "Иллюминатор")
Фото: Артем Оноприенко (фотоклуб "Иллюминатор")