Расписание занятий

13 неделя (нечетная)

Летучий отряд "Гея"

"Прошу внимания, уважаемые пассажиры!
Командир корабля и экипаж от имени Аэрофлота приветствуют вас на борту самолета Ту-154, выполняющего рейс…" – именно так 40 лет тому назад начинали каждый рейс мы, бортпроводники студенческого отряда "Гея", названного именем мифологической богини Земли. Специализированный экспериментальный отряд был создан в Куйбышевском авиационном институте (КуАИ) по инициативе бюро ВЛКСМ первого факультета в помощь аэропорту Курумоч в связи с увеличением рейсов в летний период.
Сначала было объявление – короткое и невероятное! О том, что "завтра будет набор в отряд бортпроводников". Мы перечитывали его снова и снова.
Затем было собеседование – серьезное, проводили его комсомольские лидеры и настоящие летчики из Приволжского Управления гражданской авиации. Желающих было столько, что конкурс получился около 4-х человек на место. Почти как в институт.
Потом – страшное (для всего летно-подъемного состава) слово ВЛЭК – врачебно-летная экспертная комиссия. Очень строгая, но проходили ее по-студенчески весело и волновались уже значительно меньше.
А дальше – полеты и работа, ответственная серьезная работа в рамках Устава гражданской авиации. Только вчера мы были обычными мальчишками и девчонками после 2-го и 1-го курсов, а завтра уже одетый в синий форменный костюм ты член экипажа воздушного судна, "лицо фирмы" и отвечаешь за спокойный полет 168 пассажиров. Летали на самолетах Ту-154, Ту-134, Як-40 по разным направлениям Советского Союза: Москва, Ленинград, Харьков, Львов, Гурьев, Шевченко, Кишинев, Одесса, Ворошиловград, Киев, Алма-Ата, Целиноград, Ташкент, Иркутск, Новосибирск, Хабаровск, Уфа, Набережные Челны, Горький, Нижневартовск, Сургут, Сочи, Симферополь, Минеральные Воды и другие.
Много рейсов было с горячим питанием. Это означало, что кусочки жареной курицы и гарнир загружали в самолет из цеха бортпитания в отдельных сотейниках. Нам надо было это сначала подогреть в специальной печке, затем разложить порционно в тарелки, сервировать поднос для каждого пассажира и отнести подносы на руках, а не на тележках, как сейчас. Сверхзадача состояла в том, чтобы успеть накормить пассажиров за перелет.
Наши парни летали, как правило, третьим номером, то есть отвечали за багаж, груз и почту. Сосчитать количество чемоданов правильно, да так, чтобы совпало с накладной, тоже была задача, и аксиому "доверяй, да проверяй" здесь мы познавали на практике.
Несмотря на это, всех пьянила романтика полета, и в отрядных дневниках разных лет можно было прочесть: "Какая интересная и прекрасная у нас работа, а за нее еще и деньги платят!"
"Итак, первый рейс. Пассажиры в самолете как малые дети, ничего не знают и жадно впитывают любую информацию. По твоему слову они садятся, встают, идут, убирают портфели, сумки, корзинки, разворачивают билеты и доверчиво протягивают их тебе. Становится интересно!"
"На тебя пассажиры смотрят как на богиню. А на самом деле ты обыкновенная девчонка из КуАИ, каких много".
"Пассажиры – это люди, которым свойственно улыбаться, шутить и усиленно нажимать кнопку вызова. Облака с высоты 9000 метров – как Северный Ледовитый океан с его айсбергами, покрытыми снежной пеленой. Приятно, когда тебе улыбаются, покидая салон".
"Получилось, что с этой вахтой нефтяников летела во второй раз. Они меня вспомнили, здоровались, а один
из них достал из сумки пушистого белого щенка и подарил".
Но есть и другие впечатления, отражающие сложность работы.
"А еще у меня в самолете ребенок был больной, я наклонилась ремень ему застегнуть, и так заразилась свинкой и посреди сезона лежала и болела".
"Попали в грозу, стало сильно трясти, затем начались всполохи на левой стороне крыла, пассажиры забеспокоились, подумали, что горим. Мы отправились в салон водичку раздавать, идем, улыбаемся, а тут такая резкая смена эшелона – еле устояла на ногах, поймала компотницы на поднос прямо над пассажиром. Испугалась уже потом, когда все осознала. А пассажир великодушно поблагодарил, что не облила. Грозу запомнила надолго".
"Перед взлетом один высокопоставленный нетрезвый пассажир устроил скандал с угрозами, пришлось экстренно доложить ситуацию командиру корабля. Самолет был остановлен уже на рулежке, быстро примчались трап и автомобиль спецмилиции, скандалиста высадили".
А были и вовсе опасные ситуации.
"У меня на "яшке" шасси горело. Шлейф черного дыма за самолетом. Аварийная посадка, пожарные, "скорые". Но все обошлось. Сели, вышли и разбрелись по своим делам. Тогда было прикольно даже. А ведь всякое могло быть".
"Вылетали из Харькова днем в самую жару, мне показалось, что очень долго самолет бежал по полосе до момента отрыва. Прилетели, выходит экипаж, обычно весельчак и шутник бортмеханик – какой-то серьезный. Интересуюсь: не долго ли самолет бежал? А он в ответ: "А что, заметила?" И помолчав, добавил тихо и серьезно: "С последней плиты взлетели".
"В прошлом рейсе на Ту-134 у нас один двигатель отказал, садились на одном, ничего, сели, но немного с креном, а пассажиры заволновались".
"На перелете из Иркутска в Новосибирск попали в сильную грозу. Молния шаровая ударила по самолету, штатная стюардесса упала на колени в нашей рабочей зоне и молилась Богу, а мы бегали по салону и успокаивали пассажиров. Когда сели и вышли на трап, увидели что нос самолета как юбка-клеш у девочки. Видимо, именно туда молния ударила".
"Из Новосибирска Ту-154 был наполовину пустой, большинство пассажиров – стройотрядовцы Куйбышевского политеха. И вот после взлета вызов в первый салон: стонет пассажирка. Наша бригадирша кадровая бортпроводница, мать троих детей поняла, что начались роды. Стройотряд срочно переместили во 2-й салон, роженицу разместили на трех креслах с поднятыми подлокотниками. Я была на подхвате: салфетки, воду кипяченую носила, экипажу сообщила о происходящем. Обслуживание пассажиров взял на себя парень из нашего отряда. Весь полет роженица мучилась и кричала так, что заглушала гул двигателей. Во время снижения, минуты за 3 ребенок появился на свет. После остановки самолета сразу вошли врачи. Бедные стройотрядовцы – здоровенные парни выходили пошатываясь, в полуобморочном состоянии от пережитого".
Наш отряд, созданный в качестве эксперимента, – долгожитель, работал с 1977 по 1989 год, то есть 12 лет! Правда, были в этот период три года, когда в силу внешних условий не удавалось заключить договор с авиапредприятием, и отряд не летал. Но и в это время основной костяк не развалился, и ребята ездили собирать фрукты и овощи.
В нашей "Гее" всегда были инициативные и по-настоящему творческие люди: и пели, и танцевали, и постоянно выпускали стенгазету, которая конкурировала с факультетской стенгазетой "Самолет". Выступали в Доме культуры поселка Береза в День Воздушного Флота и принимали участие в смотре-конкурсе агитбригад.
Так, в 1978 году за первое наше выступление в этом конкурсе нам присудили первое место, правда, поделив его с очень достойным конкурентом: опытным мужским строительным отрядом. И это не была фора для нас от жюри – мы действительно "порвали зал"!
За все годы суммарная численность отряда – около двухсот человек. Общий налет составил такое количество часов, что можно было бы облететь Землю почти 400 раз, ну чем не космический полет! Такая наша работа – она как горы, сближала нас, и было понятно, кто есть кто. И мы не только работали, но и, оставаясь молодыми людьми, влюблялись и любили. Так наша богиня "Гея" за все годы произвела на свет 17 супружеских пар!
Благодаря веку коммуникаций наше общение продолжается в чате и в разделах интернет-сайта – куаи-гея.рф – заходите в гости, там много интересных фотографий и историй.
Сейчас, слегка повзрослев, мы решили в честь юбилея создания отряда объявить большой сбор. Встреча запланирована на 20 мая, будет почти 60 человек, приедут даже из других городов. Как и прежде, готовим выступления, песни, танцы. Предвкушаем получить радость от общения и положительные эмоции от увлекательного путешествия в юность.
Мы узнали, что руководство "ПАО "Аэрофлот" и нашего Самарского университета планируют направить в адрес СО "Гея" поздравления с юбилеем. Для нас это очень ценно, ведь наша тяга к полетам, к небу неразрывно связана с тем, что все мы были студентами авиационного института, и точно профессор Леонард Петрович Юмашев давным-давно провозгласил: "КуАИ – это фирма!"
В заключение хочу пожелать нынешнему студенчеству почувствовать, какое это счастье – учиться в нашем вузе! А всем экипажам и пассажирам желаю в прямом и переносном смысле, чтобы каждый ваш взлет обязательно заканчивался мягкой посадкой!
Подготовила Ольга Озернова (Кузина), командир СО "Гея", 1978 год.