федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Летучий отряд "Гея"

Летучий отряд "Гея"

Самарский университет

Увлекательная история одного студенческого отряда из далеких семидесятых годов

юбилей волонтеры студенту сотруднику Полет (газета) история университета бортжурнал Крылья (ССО) 75-летие университета
17.05.2017 2017-07-03
«Прошу внимания, уважаемые пассажиры!
Командир корабля и экипаж от имени Аэрофлота приветствуют вас на борту самолета Ту-154, выполняющего рейс…» – именно так 40 лет тому назад начинали каждый рейс мы, бортпроводники студенческого отряда «Гея», названного именем мифологической богини Земли. Специализированный экспериментальный отряд был создан в Куйбышевском авиационном институте (КуАИ) по инициативе бюро ВЛКСМ первого факультета в помощь аэропорту Курумоч в связи с увеличением рейсов в летний период.
Сначала было объявление – короткое и невероятное! О том, что «завтра будет набор в отряд бортпроводников». Мы перечитывали его снова и снова.
Затем было собеседование – серьезное, проводили его комсомольские лидеры и настоящие летчики из Приволжского Управления гражданской авиации. Желающих было столько, что конкурс получился около 4-х человек на место. Почти как в институт.
Потом – страшное (для всего летно-подъемного состава) слово ВЛЭК – врачебно-летная экспертная комиссия. Очень строгая, но проходили ее по-студенчески весело и волновались уже значительно меньше.
А дальше – полеты и работа, ответственная серьезная работа в рамках Устава гражданской авиации. Только вчера мы были обычными мальчишками и девчонками после 2-го и 1-го курсов, а завтра уже одетый в синий форменный костюм ты член экипажа воздушного судна, «лицо фирмы» и отвечаешь за спокойный полет 168 пассажиров. Летали на самолетах Ту-154, Ту-134, Як-40 по разным направлениям Советского Союза: Москва, Ленинград, Харьков, Львов, Гурьев, Шевченко, Кишинев, Одесса, Ворошиловград, Киев, Алма-Ата, Целиноград, Ташкент, Иркутск, Новосибирск, Хабаровск, Уфа, Набережные Челны, Горький, Нижневартовск, Сургут, Сочи, Симферополь, Минеральные Воды и другие.
Много рейсов было с горячим питанием. Это означало, что кусочки жареной курицы и гарнир загружали в самолет из цеха бортпитания в отдельных сотейниках. Нам надо было это сначала подогреть в специальной печке, затем разложить порционно в тарелки, сервировать поднос для каждого пассажира и отнести подносы на руках, а не на тележках, как сейчас. Сверхзадача состояла в том, чтобы успеть накормить пассажиров за перелет.
Наши парни летали, как правило, третьим номером, то есть отвечали за багаж, груз и почту. Сосчитать количество чемоданов правильно, да так, чтобы совпало с накладной, тоже была задача, и аксиому «доверяй, да проверяй» здесь мы познавали на практике.
Несмотря на это, всех пьянила романтика полета, и в отрядных дневниках разных лет можно было прочесть: «Какая интересная и прекрасная у нас работа, а за нее еще и деньги платят!»
«Итак, первый рейс. Пассажиры в самолете как малые дети, ничего не знают и жадно впитывают любую информацию. По твоему слову они садятся, встают, идут, убирают портфели, сумки, корзинки, разворачивают билеты и доверчиво протягивают их тебе. Становится интересно!»
«На тебя пассажиры смотрят как на богиню. А на самом деле ты обыкновенная девчонка из КуАИ, каких много».
«Пассажиры – это люди, которым свойственно улыбаться, шутить и усиленно нажимать кнопку вызова. Облака с высоты 9000 метров – как Северный Ледовитый океан с его айсбергами, покрытыми снежной пеленой. Приятно, когда тебе улыбаются, покидая салон».
«Получилось, что с этой вахтой нефтяников летела во второй раз. Они меня вспомнили, здоровались, а один
из них достал из сумки пушистого белого щенка и подарил».
Но есть и другие впечатления, отражающие сложность работы.
«А еще у меня в самолете ребенок был больной, я наклонилась ремень ему застегнуть, и так заразилась свинкой и посреди сезона лежала и болела».
«Попали в грозу, стало сильно трясти, затем начались всполохи на левой стороне крыла, пассажиры забеспокоились, подумали, что горим. Мы отправились в салон водичку раздавать, идем, улыбаемся, а тут такая резкая смена эшелона – еле устояла на ногах, поймала компотницы на поднос прямо над пассажиром. Испугалась уже потом, когда все осознала. А пассажир великодушно поблагодарил, что не облила. Грозу запомнила надолго».
«Перед взлетом один высокопоставленный нетрезвый пассажир устроил скандал с угрозами, пришлось экстренно доложить ситуацию командиру корабля. Самолет был остановлен уже на рулежке, быстро примчались трап и автомобиль спецмилиции, скандалиста высадили».
А были и вовсе опасные ситуации.
«У меня на «яшке» шасси горело. Шлейф черного дыма за самолетом. Аварийная посадка, пожарные, «скорые». Но все обошлось. Сели, вышли и разбрелись по своим делам. Тогда было прикольно даже. А ведь всякое могло быть».
«Вылетали из Харькова днем в самую жару, мне показалось, что очень долго самолет бежал по полосе до момента отрыва. Прилетели, выходит экипаж, обычно весельчак и шутник бортмеханик – какой-то серьезный. Интересуюсь: не долго ли самолет бежал? А он в ответ: «А что, заметила?» И помолчав, добавил тихо и серьезно: «С последней плиты взлетели».
«В прошлом рейсе на Ту-134 у нас один двигатель отказал, садились на одном, ничего, сели, но немного с креном, а пассажиры заволновались».
«На перелете из Иркутска в Новосибирск попали в сильную грозу. Молния шаровая ударила по самолету, штатная стюардесса упала на колени в нашей рабочей зоне и молилась Богу, а мы бегали по салону и успокаивали пассажиров. Когда сели и вышли на трап, увидели что нос самолета как юбка-клеш у девочки. Видимо, именно туда молния ударила».
«Из Новосибирска Ту-154 был наполовину пустой, большинство пассажиров – стройотрядовцы Куйбышевского политеха. И вот после взлета вызов в первый салон: стонет пассажирка. Наша бригадирша кадровая бортпроводница, мать троих детей поняла, что начались роды. Стройотряд срочно переместили во 2-й салон, роженицу разместили на трех креслах с поднятыми подлокотниками. Я была на подхвате: салфетки, воду кипяченую носила, экипажу сообщила о происходящем. Обслуживание пассажиров взял на себя парень из нашего отряда. Весь полет роженица мучилась и кричала так, что заглушала гул двигателей. Во время снижения, минуты за 3 ребенок появился на свет. После остановки самолета сразу вошли врачи. Бедные стройотрядовцы – здоровенные парни выходили пошатываясь, в полуобморочном состоянии от пережитого».
Наш отряд, созданный в качестве эксперимента, – долгожитель, работал с 1977 по 1989 год, то есть 12 лет! Правда, были в этот период три года, когда в силу внешних условий не удавалось заключить договор с авиапредприятием, и отряд не летал. Но и в это время основной костяк не развалился, и ребята ездили собирать фрукты и овощи.
В нашей «Гее» всегда были инициативные и по-настоящему творческие люди: и пели, и танцевали, и постоянно выпускали стенгазету, которая конкурировала с факультетской стенгазетой «Самолет». Выступали в Доме культуры поселка Береза в День Воздушного Флота и принимали участие в смотре-конкурсе агитбригад.
Так, в 1978 году за первое наше выступление в этом конкурсе нам присудили первое место, правда, поделив его с очень достойным конкурентом: опытным мужским строительным отрядом. И это не была фора для нас от жюри – мы действительно «порвали зал»!
За все годы суммарная численность отряда – около двухсот человек. Общий налет составил такое количество часов, что можно было бы облететь Землю почти 400 раз, ну чем не космический полет! Такая наша работа – она как горы, сближала нас, и было понятно, кто есть кто. И мы не только работали, но и, оставаясь молодыми людьми, влюблялись и любили. Так наша богиня «Гея» за все годы произвела на свет 17 супружеских пар!
Благодаря веку коммуникаций наше общение продолжается в чате и в разделах интернет-сайта – куаи-гея.рф – заходите в гости, там много интересных фотографий и историй.
Сейчас, слегка повзрослев, мы решили в честь юбилея создания отряда объявить большой сбор. Встреча запланирована на 20 мая, будет почти 60 человек, приедут даже из других городов. Как и прежде, готовим выступления, песни, танцы. Предвкушаем получить радость от общения и положительные эмоции от увлекательного путешествия в юность.
Мы узнали, что руководство «ПАО «Аэрофлот» и нашего Самарского университета планируют направить в адрес СО «Гея» поздравления с юбилеем. Для нас это очень ценно, ведь наша тяга к полетам, к небу неразрывно связана с тем, что все мы были студентами авиационного института, и точно профессор Леонард Петрович Юмашев давным-давно провозгласил: «КуАИ – это фирма!»
В заключение хочу пожелать нынешнему студенчеству почувствовать, какое это счастье – учиться в нашем вузе! А всем экипажам и пассажирам желаю в прямом и переносном смысле, чтобы каждый ваш взлет обязательно заканчивался мягкой посадкой!
Подготовила Ольга Озернова (Кузина), командир СО «Гея», 1978 год.