Курс на объединение вузов успешно реализуется в Самарской области. Задача настолько грандиозна и имеет такую перспективу, что не хватило пары часов для расшифровки хотя бы толики планов нового проректора Самарского объединенного университета, советника губернатора Самарской области Виктора Кузнецова.
- Виктор Александрович, вы назначены на новую должность – проректора объединенного университета. Каковы цели вашего назначения?
- Главная цель, о чем мы, собственно, говорили и с губернатором, и с ректором объединенного университета – чтобы в нашем вузе было два равнозначных и равноэффективных крыла. Чтобы наряду с техническим направлением, прежде всего, его аэрокосмической частью, которое уже признано во всем мире и является безусловным лидером, гуманитарное образование также вышло на передовые позиции и в науке, и в методической работе, и в проектной деятельности не только на местном уровне и в Приволжском федеральном округе, но и в стране в целом, и даже стало конкурентоспособным во всемирном масштабе. Сделать это необходимо, потому что, уверен, иначе вуз просто не сможет развиваться.
Сейчас под моим кураторством факультеты гуманитарного направления, общеуниверситетские гуманитарные кафедры, еще в сферу моей ответственности войдет социальное направление, которое включает в себя и клубную деятельность, и работу наших спортсооружений.
Сейчас под моим кураторством факультеты гуманитарного направления, общеуниверситетские гуманитарные кафедры, еще в сферу моей ответственности войдет социальное направление, которое включает в себя и клубную деятельность, и работу наших спортсооружений.
- И при этом вы еще остаетесь советником губернатора?
- Да, остаюсь. И никогда из команды губернатора не выйду. В моем понимании вообще шанс сделать что-либо реальное для университета как раз в интеграции усилий правительства области и университета.
- Можно ли говорить о вхождении третьего вуза, СГЭУ, в состав объединенного университета как о свершившемся факте?
- Пока об этом говорить рано – что можно комментировать, если нет официального документа на этот счет? К тому же сейчас у нас идет процесс оформления нового названия вуза. Дело в том, что до сих пор университет называется Самарским аэрокосмическим, хотя еще в августе прошлого года состоялось заседание наблюдательного совета, на котором было принято решение о переименовании объединенного вуза. Он будет называться Самарский национальный исследовательский университет имени С.П. Королева. Мы уже прошли через все инстанции в Министерстве образования РФ, перерегистрацию в Минимущества РФ, в данный момент документы снова вернулись в Минобразования России и со дня на день мы должны получить окончательное решение о переименовании вуза. Вот теперь можно будет всерьез рассматривать вопрос об объединении еще с одним университетом. До этого даже юридически нельзя было затевать никаких реорганизаций.
- А как вы оцениваете перспективы объединения других вузов?
- Думаю, что некоторые вузы будут заинтересованы в объединении. К примеру, Международный институт рынка объединяется с Муниципальным институтом управления. Также стоит вопрос об объединении Тольяттинского университета и Университета сервиса. И если они не придут к согласию в решении этой задачи, то рискуют проиграть, что называется, по-крупному. Дело в том, что в современных условиях стране нужно максимум 120-130 конкурентоспособных высших учебных заведений. Но, разумеется, закрывать вузы никто не собирается, ведь существуют еще и социальные, и договорные обязательства перед студентами. Просто те, кто не будет соответствовать принятым критериям, а они с каждым годом все более ужесточаются, не смогут возобновить лицензии на определенные виды образовательной деятельности. Допустим, вузы, которые не войдут в число национальных и опорных, лишатся компетенций по подготовке магистров, аспирантов, докторантов. А что такое вуз без магистратуры или аспирантуры? Это означает, что он практически переходит в категорию, как это раньше у нас называлось, техникумов.
- В Москве, Питере и других городах-миллионниках уже произошло несколько десятков громких объединений вузов. Мы отстаем или же мы в общем тренде по времени?
- По стране за год уже прошло 360 объединений. Очень большая цифра. При этом еще было ликвидировано около 200 филиалов, потому что качество их подготовки очень сильно страдало. Мы в абсолютном тренде по времени. Если бы начали объединение в январе прошлого года, когда губернатор об этом сказал в первый раз, были бы в первых рядах. Но поскольку этот процесс у нас затянулся на полгода, то мы здесь не отстаем, но и не очень сильно выигрываем.
- Перевод факультетов в состав институтов – что это, для чего?
- Принято решение, что на базе четырех гуманитарных факультетов – исторического, филологического, психологического и социологического – будет создан социально-гуманитарный институт. Ваш покорный слуга будет его директором, сохранив статус проректора. Еще один институт, объединяющий два экономических факультета, будет возглавлять другой проректор нашего университета Владимир Дмитриевич Богатырев. При объединении с экономическим университетом, если таковое состоится, мы планируем объединить и юридические факультеты в рамках института. Но главное, конечно, не в смене названия и сокращении количества точек управления, а в том, чтобы обеспечить людей заказами на научную и проектную работу, которая требует довольно большой сопутствующей деятельности – нужно отслеживать конкурсы, которые объявляются государственными и частными структурами, проводить переговоры, готовить массу документов для участия в этих конкурсах. Полагать, что каждый отдельный преподаватель или даже факультет в состоянии это делать самостоятельно – наивность. К тому же некоторые проекты предполагают объединение смежных дисциплин. И для того, чтобы разработки ученых внедрять, необходима хорошая маркетинговая служба – инновационный менеджмент должен стать одним из ключевых направлений подготовки экономистов в объединенном университете. Это основные посылы, которые осуществляются при формировании институтов.
- Каковы перспективы гуманитарного образования в объединенном университете?
- Перспективы зависят только от нас самих. Единственное, в чем я уверен, что если мы ничего не будем предпринимать, то перспектива ожидается не самая блестящая. Если же мы будем активно участвовать в проектах, которые нужны в реальной жизни, то будем развиваться и совершенствоваться. Приведу пример. Наши археологи проводят сейчас совместные исследования с генетиками из Финляндии, Великобритании и Эстонии. Они изучают историю генотипа финно-угорских народов, движение которых в Европу пошло, как известно, из Поволжья. Очень интересное гуманитарное исследование, которое показывает ни больше ни меньше - траекторию движения человечества.
- Как будет развиваться наука в объединенном университете – по годами выверенным направлениям, темам и проектам, или при объединении все будет корректироваться?
- По старым наезженным рельсам точно не получится. Хотя в определенной мере я, конечно, консерватор и ратую за то, чтобы сохранить базу подготовки, которая в течение десятилетий создавала силу и славу нашего классического университета.
- Очевидно, будут сокращения в преподавательском составе при объединении, коснется ли это коллективов, занимающихся наукой?
- Что касается сокращений или увеличений штатов – вопрос абсолютно открытый и будет зависеть прежде всего от желания и заинтересованности людей работать в новых условиях, которые диктует нам экономическая ситуация и сама жизнь. А в нынешних условиях нельзя всерьез на что-то рассчитывать, если объем НИОКР у нас в пересчете на одного преподавателя останется на уровне 5-10 тыс. рублей. В целом по гуманитарным факультетам это менее 10 млн рублей в год. Мы стали анализировать только наши региональные возможности – те, что идут от правительства Самарской области. Объем получился порядка
30-40 миллионов в год. Надо же участвовать в этих конкурсах, бороться за них! А если мы будем ориентироваться не только на Самарскую область? Специалистов, которые есть у нас, вообще не готовят в таких регионах, как, например, Оренбургская или Пензенская области. За эти рынки мы должны соревноваться. Мы просто на одной экспертной, проектной, внедренческой научной деятельности можем получать средства вполне сопоставимые с объемами бюджетного финансирования. В таком случае у нас встанет вопрос не о сокращении, а об увеличении штата.
- Можете ли вы назвать конкретные сроки окончания реорганизации – объединения трех вузов, есть ли детальный пошаговый план со сроками, с ответственными?
- Пошаговый план есть, сроки и ответственные тоже. Хотя при этом я должен сказать, как в старой доброй песне пелось – «есть у революции начало, нет у революции конца». В данном случае процесс реорганизации будет зависеть от того, какие потребности вообще есть у общества, у рынка. Вот свежий пример, недавно ректор нашего университета Евгений Владимирович Шахматов был на конференции ООН по космосу, которая собиралась в Вене. В своем выступлении он доложил о тех возможностях, которые есть в нашем вузе – речь шла о двух собственных спутниках, принадлежащих аэрокосмическому университету. Представители 20 стран заинтересовались этим проектом. Допустим, мониторинг пожаров и прочие вещи мы можем с этих спутников вести в интересах этих государств. Ведь не все страны настолько богаты, чтобы иметь собственные космические программы. А мы можем предоставить такие возможности, причем на очень конкурентных условиях, в сравнении с тем же самым НАСА или Европейским космическим агентством. Сейчас Роскосмос вышел с инициативой о подготовке в нашем вузе юристов, способных работать по космической тематике. Они должны будут обладать и специальными техническими знаниями, и хорошо владеть всеми аспектами права, как отечественного, так и международного. Такую задачу пока не в состоянии решить ни один из вузов страны, да и в мире тоже. Если мы освоим эти направления – станем безусловными лидерами.
- Уже сейчас будущие абитуриенты готовятся подавать заявления в вузы. Как им сегодня сориентироваться с поступлением в конкретный вуз при постоянно меняющейся конфигурации высшей школы в Самарской губернии? Хотя, наверное, еще труднее будет сориентироваться тем, кто намерен приехать к нам на обучение из других регионов…
- Смотреть нужно, прежде всего, на те тенденции, которые существуют в экономике. А тенденция сейчас очень понятная – экономика мыльных пузырей заканчивается, будущее за реальным высокотехнологичным сектором. Также нужно понимать, что выучиться сейчас всему и навсегда невозможно. Мы вступили в тот период, когда наука, технологии, производство развиваются настолько стремительно, что каждые пять-шесть лет мы должны качественно пересматривать свой багаж знаний. Наш университет ориентируется на создание системы непрерывного образования, которое начинается с отбора талантливых детей и заканчивается специальными программами для пенсионеров. И не надо бояться ошибиться в выборе профессии, сейчас это не актуально. Ведь в рамках того же академического бакалавриата студенты получают лишь необходимую базу знаний, а окончательную специализацию проходят уже в магистратуре, часто с учетом работы на конкретном предприятии и на конкретной должности. Мы, как университет первой категории, заинтересованы в том, чтобы по максимуму привлекать к себе студентов именно на магистерские формы обучения. В Гарварде говорят: пусть бакалавриат обеспечивает вся Америка, а магистратуру – мы.
Алевтина Лукьянова
Фото: Юлия Рубцова
Источник: firstsamara.ru
Источник: firstsamara.ru