Как устроена система радиовещания Германии? Какие радио-жанры составляют современный дискурс немецкого радио? Что представляет собой жанр Radiofeature? Посредством каких практик тексты Radiofeature формируют медийную действительность? Поиски ответов на вопросы будущей диссертации привели меня осенью 2016 года в университет Дуйсбург-Эссен. Уже в третий раз он стал в моей университетской жизни принимающим вузом в рамках учебных и научно-исследовательских стипендиальных программ DAAD (Германская служба академических обменов).
Первое знакомство с этим уникальным университетом в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия состоялось в 2009 году, когда я, будучи студенткой 4-го курса отделения немецкой филологии СамГУ, изучала в течение семестра германистику в Эссене. Затем я вернулась туда в 2011 году для обучения по двухлетней магистерской программе "Литература и производство СМИ" – специальности, которая благодаря занятиям по истории, теории и практике литературного и медийного производства заинтриговала меня как германиста.
"Литература и производство медиа" - уникальная специальность, объединяющая теорию и практику журналистских и филологических дисциплин. В начале обучения студенты получают представление о развитии послевоенной литературной и медийной индустрии в ФРГ, посещают авторские чтения, мастерские журналистов. Они работают с текстами разных СМИ – литературными произведениями, издательскими текстами, статьями печатных и электронных изданий, с радио- и ТВ-передачами, чтобы, наконец, в преддипломном семестре выбрать для изучения два наиболее интересных направления в комбинации. Это литературная и издательская деятельность, пресса, радио или телевидение. Филология и журналистика находятся в тесном взаимодействии и на уровне структурной организации этого вуза: в качестве второй специальности большинство студентов выбирают германистику, а многие преподаватели ведут занятия на обоих направлениях.
Счастливой "жертвой" такого замечательного симбиоза оказалась и я. На лекциях и семинарах по истории журналистики, теории и практике аудиовизуальных СМИ ФРГ я открыла документально-художественный радио-жанр Feature, которому спустя несколько лет решила посвятить диссертационное исследование. Radiofeature, близкий русскоязычным радио-очерку, радио-рассказу и радио-композиции, не исследован в отечественных работах по филологии и журналистике. Недостаточно изученным остается он и в немецкой традиции. Тем интереснее это сделало работу над темой. Лучшим толчком в начале исследования стала стажировка в ФРГ, где сложилась особая система радиовещания, создающая "среду обитания" для предмета моего интереса - передач Radiofeature.
Меня поддержали научный руководитель, профессор, заведующий кафедрой немецкой филологии Сергей Дубинин и профессор, руководитель магистерской программы "Литература и производство СМИ" университета Дуйсбург-Эссен Рольф Парр. в результате на первом году обучения в аспирантуре я направила конкурсную заявку для участия в стипендиальной программе. И вскоре получила заветное письмо с положительным ответом! Стажировке в Германии – быть!
Итак, сентябрь 2016 года. Я отправляюсь в трехмесячную научно-исследовательскую стажировку, где предстоят посещение спецсеминара, интервью с шеф-редактором радиостанции "Radio Essen", беседы с молодыми авторами передач Radiofeature, общение с профессором Парром и преподавателями специальностей "Литература и производство СМИ" и "Германистика: язык и культура". Они оказали огромную поддержку в поисках исследовательских ориентиров по теме, контактных данных журналистов. И, конечно, это работа в библиотеке университета Дуйсбург-Эссен и других фондах.
Заключительным мероприятием стало посещение архива WDR - крупнейшей телерадиокомпании на западе ФРГ, знакомство с сохранившимися, начиная с 1948 года, редакционными протоколами, рукописями, аудиозаписями передач Radiofeature, перепиской редакции с авторами и публикой. Программа сложная, многоаспектная, но изначально она выглядела несколько иначе. Но, как это бывает в исследовании, новое знание задает поискам вектор, ответ на один вопрос порождает новый вопрос, каждая новая практическая находка требует изучения и освещения целого теоретического пласта. И вновь нужна консультация специалиста, поход в библиотеку, контакт с автором и учреждением, архивная справка.
Безусловно, три месяца – небольшой срок для завершения исследовательского проекта. Однако каждая идея, рожденная во время интенсивного, непосредственного погружения в тему, оказывается необычайно ценной. И, конечно, разрозненный собранный материал, заметки на полях требуют дальнейших осмысления и систематизации, а написание глав диссертации – изучения новых трудов по филологии и журналистике. Но важнейшая предпосылка заложена: стажировка пробудила во мне исследовательский азарт, необходимый для вдохновения в работе над диссертацией. Думаю, что и сама тема моего исследования отвечает новым научным импульсам на нашем факультете, который с 2016 года называется "факультет филологии и журналистики".
Марина Пензина, аспирантка кафедры немецкой филологии