"Спутник": Будущее космической промышленности: Нужна ли миру Китайская  космическая станция?

"Спутник": Будущее космической промышленности: Нужна ли миру Китайская космическая станция?

Комментарий профессора Владимира Асланова изданию "Спутник"

Исследования Наука кафедра теоретической механики СМИ о Самарском университете Асланов Владимир
26.11.2019 2019-11-26
Китай активно вступил  в космическую гонку – успешная лунная программа Чанъэ, рекордные 39 космических запусков в 2018 году, удачный запуск Тяньгун-2 … На днях прозвучало  заявление о том, что к 2022 году будет запущена собственная орбитальная станция. Станет ли Китай лидером в освоении космоса и  привлечет ли  другие страны в свои  амбициозные проекты?  "Спутник"  спросил у заведующего  кафедрой теоретической механики Самарского национального исследовательского университета, профессором Владимиром Аслановым
По словам эксперта, будущее  у "китайского космоса" несомненно есть, но все же не такое быстрое. "Создание собственной орбитальной станции - процесс сложный. Если  у России и США есть большой опыт в их создании, а это еще советские "МИР", "Салют" и американский "SkyLab", то у Китая такого опыта нет", - сказал он.
Упирается все не только в опыт, но и в затраты на запуск. Для большего понимания эксперт приводит цифры. В пилотируемом корабле Илона Маска, который будет введен в эксплуатацию в марте 2020, заявлена цена $55 млн за одно место. Для сравнения, РФ на "Союзах" брала астронавтов на борт на первых этапах за $22 млн, сегодняшняя цена - $86 млн.
По мнению Владимира Асланова, создание станции носит скорее политический характер. Поскольку практической надобности в запуске второй аналогичной МКС просто нет.  Все возможные необходимые эксперименты уже были проведены,  современная космическая промышленность   ориентирована  больше  на автоматизацию и роботизацию.
Первостепенной задачей , по мнению Владимира Асланова, является не только  освоение космоса, но и очистка космического пространства. В июле 2018 года, известный астроном Джонатан Макдауэлл подсчитал, что сегодня на орбите Земли находится примерно две тысячи тонн активных спутников и 7200 тонн "космического мусора" львиная доля которого  принадлежит США. И если положение 18 тысяч объектов известно, то не открытых частиц космического мусора в разы больше – их общее число превышает 170 миллионов, и столкновение даже с одной из них может обернуться катастрофой для большинства спутников, МКС и пилотируемых кораблей. Поэтому запуск еще одной космической станции может лишь приумножить количество мусора.
"Если человечество не задумается, и не начнет очистку космоса с помощью любой из доступных технологий – случится катастрофа, которая навсегда может лишить нас космического будущего и   оставит планету без связи. Первостепенная задача сейчас – не космическая гонка, а экология космоса", – заявил эксперт.
Очистить околоземную орбиту можно разными способами. NASA выступает за реактивные струи газа, которые позволят обломкам сойти с орбиты. Европа рассматривает вариант ловить их огромными сетями, Япония говорит об электрических кабелях.   Китай предложил радикальное решение проблемы обломков: гигантский лазер, который будет рассекать большие куски мусора на мелкие части, чтобы те безопасно сгорали в атмосфере Земли.
Согласно статье, опубликованной в журнале Optik группой исследователей из Инженерного университета ВВС Китая, спутник, оснащенный таким лазером, будет достаточно эффективен в вопросе очистки орбитального космоса.
С оригиналом статьи можно ознакомиться по ссылке.
Источник: sputniknews.cn