федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Артефакт космической эпохи

Артефакт космической эпохи

Самарский университет

Приоткрыта завеса над историей еще одного объекта Самары Космической — монумента "Энергия-Буран"

история университета сотруднику студенту военно-учебный центр Одобеску Виктор Богатырев Владимир
17.01.2020 2020-01-17
Мало кому известно, что монумент "Энергия-Буран", который является одним из знаковых мест Самары Космической, на самом деле является непосредственным участником гигантской космической программы, реализованной в Советском Союзе в конце 80-х годов. В качестве памятника у одного из корпусов Самарского университета установлена подлинная стендовая модель, которая прошла немало заводских испытаний при создании "Энергии-Буран". 
Монумент перед входом в университет появился неслучайно. Именно в одной из отраслевых лабораторий Куйбышевского авиационного института (КуАИ, ныне Самарский университет) была проведена часть научно-исследовательских конструкторских работ по программе "Энергия-Буран". 
В пятницу, 17 января, на монументе была торжественно открыта информационная табличка, на которой увековечены имена разработчиков и перечислены основные предприятия, участвовавшие в этом проекте, в том числе и куйбышевский завод "Прогресс" (сейчас Самарский ракетно-космический центр "Прогресс") .
"Мы гордимся тем, что этот символ ракетно-космической отрасли находится на территории нашего университета. Этот монумент — символ для всех самарцев, символ того, что дерзкие мечты могут быть реализованы и воплощены. Поэтому дорогие студенты, не бойтесь мечтать — мечтать дерзко, мечтать ярко! Это также и символ кооперации между предприятиями и вузами, причем не только на территории Самары, но и всей страны. Как известно, программа "Энергия-Буран" объединила в свое время около 1200 предприятий на территории всего СССР", — отметил на церемонии открытия ректор Самарского университета Владимир Богатырев.
Об истории создания модели на открытии рассказал один из разработчиков системы "Энергия-Буран", бывший главный конструктор Волжского филиала НПО "Энергия" и почетный выпускник Самарского университета Станислав Петренко
"Эта стендовая модель — установка ЭУ-360. Она была изготовлена в масштабе 1:10. В Волжском отделении НПО "Энергия" мы разработали на нее конструкторскую документацию в рамках программы испытаний экспериментальных образцов, — сказал Петренко. — Саму модель создавали в цехах нескольких предприятий Советского Союза — завода "Прогресс" в Куйбышеве, объединения "Полет" в Омске, НПО имени Лавочкина, окончательную сборку провели в НПО "Энергия" в Москве".
Станислав Петренко отметил, что стендовая установка, которая сейчас украшает кампус Самарского университета, была предназначена для огневых испытаний: "С ее помощью мы определяли влияние выхлопов газов из сопел ракеты на стартовый комплекс и стартово-стыковочный блок, рассчитывали газоотвод стартового стола, чтобы во время старта не сжечь дно ракеты. На модели были установлены рабочие двигатели, которые практически полностью копировали настоящие, но в них не было турбонасосного агрегата, газогенератора, только камера сгорания, в которую подавались компоненты топлива".
Модель ракеты проверяли в первую очередь именно в стыковке с "Бураном". "Энергия" могла летать и с другими нагрузками, но наибольшее влияние оказывал именно космический челнок — за счет крыла. Конструкция получалась очень сложной с точки зрения аэродинамики и нам было важно рассчитать все нагрузки именно при взлете с "Бураном", — подчеркнул бывший главный конструктор.
Рассказывая об истории создания российского челнока и конкретной испытательной установки, он подчеркнул, что в создании масштабного космического проекта принимали участие выпускники КуАИ. "Это наше совместное детище, — сказал Петренко. — Порядка 80% инженерного состава Волжского отделения НПО "Энергия" — выпускники Куйбышевского авиационного института. Остановлюсь на вкладе некоторых из них. Так, для разработки проведения испытаний конструкции базового блока, баков, необходимо было провести испытания в центре криогенно-статических испытаний. Разработку технического задания для этих испытаний и их проведение осуществлял выпускник КуАИ Эдуард Николаевич Щербаков. Выпускник КуАИ Анатолий Владимирович Андреев и его коллектив разрабатывали программно-математическое обеспечение расчетов на прочность методами конечных элементов. Руководил работами Борис Геориевич Пензин, выпускник КуАИ, который в тот момент возглавлял Волжское отделение НПО "Энергия".
Установка ЭУ-360 превратилась в монумент "Энергия-Буран" 1 октября 1997 года, в день 55-летия университета — ровно за четыре года до открытия на проспекте Ленина другого символа Самары Космической — монумента ракете-носителю "Союз". В 2007 году памятник "Энергия-Буран" отреставрировали сотрудники макетно-производственной фирмы "ASM" и трехтонную конструкцию вернули на законное место на пересечении улиц Лукачева и Маломосковской. 
Справочно:
Универсальная ракетно-космическая транспортная система "Энергия — Буран" состояла из двухступенчатой ракеты-носителя "Энергия" и орбитального корабля многоразового использования "Буран". "Буран" мог взлетать несколько раз, не разрушаясь при выходе из атмосферы. Корабль отличает особая форма крыла, выполненного в виде треугольника. Сам космолет оборудован аэродинамическими элементами управления, которые можно использовать и при возвращении в плотные слои атмосферы. 
Программа "Энергия-Буран" объединила 1200 предприятий промышленности. Ракетно-космическую многоразовую транспортную систему разрабатывали 18 лет. Общий объем затрат составил 16,5 млрд советских рублей.
Волжское отделение НПО "Энергия" был определен головным предприятием по разработке центрального блока ракеты и стартово-стыковочного блока программы "Энергия-Буран". Отметим, что в те годы научно-исследовательские конструкторские работы по этой программе проводились в том числе и в отраслевой научно-исследовательской лаборатории № 17 Куйбышевского авиационного института (ныне Самарский университет). В реализацию космического проекта огромную роль внес завод "Прогресс". Под руководством Анатолия Алексеевича Чижова на заводе изготавливали центральный блок для этой ракеты-носителя. Так, для сборки центрального блока был построен корпус, где предстояло, в том числе, изготовить топливные баки. Диаметр бака первой ступени составлял около 4 м, длина — 40 м. Его предстояло доставить в город Королев Московской области с помощью баржи. 
Фото: Анастасия Похильчук