Мало кому известно, что монумент "Энергия-Буран", который является одним из знаковых мест Самары Космической, на самом деле является непосредственным участником гигантской космической программы, реализованной в Советском Союзе в конце 80-х годов. В качестве памятника у одного из корпусов Самарского университета установлена подлинная стендовая модель, которая прошла немало заводских испытаний при создании "Энергии-Буран".
Монумент перед входом в университет появился неслучайно. Именно в одной из отраслевых лабораторий Куйбышевского авиационного института (КуАИ, ныне Самарский университет) была проведена часть научно-исследовательских конструкторских работ по программе "Энергия-Буран".
В пятницу, 17 января, на монументе была торжественно открыта информационная табличка, на которой увековечены имена разработчиков и перечислены основные предприятия, участвовавшие в этом проекте, в том числе и куйбышевский завод "Прогресс" (сейчас Самарский ракетно-космический центр "Прогресс") .
"Мы гордимся тем, что этот символ ракетно-космической отрасли находится на территории нашего университета. Этот монумент — символ для всех самарцев, символ того, что дерзкие мечты могут быть реализованы и воплощены. Поэтому дорогие студенты, не бойтесь мечтать — мечтать дерзко, мечтать ярко! Это также и символ кооперации между предприятиями и вузами, причем не только на территории Самары, но и всей страны. Как известно, программа "Энергия-Буран" объединила в свое время около 1200 предприятий на территории всего СССР", — отметил на церемонии открытия ректор Самарского университета Владимир Богатырев.
Об истории создания модели на открытии рассказал один из разработчиков системы "Энергия-Буран", бывший главный конструктор Волжского филиала НПО "Энергия" и почетный выпускник Самарского университета Станислав Петренко.
"Эта стендовая модель — установка ЭУ-360. Она была изготовлена в масштабе 1:10. В Волжском отделении НПО "Энергия" мы разработали на нее конструкторскую документацию в рамках программы испытаний экспериментальных образцов, — сказал Петренко. — Саму модель создавали в цехах нескольких предприятий Советского Союза — завода "Прогресс" в Куйбышеве, объединения "Полет" в Омске, НПО имени Лавочкина, окончательную сборку провели в НПО "Энергия" в Москве".
Станислав Петренко отметил, что стендовая установка, которая сейчас украшает кампус Самарского университета, была предназначена для огневых испытаний: "С ее помощью мы определяли влияние выхлопов газов из сопел ракеты на стартовый комплекс и стартово-стыковочный блок, рассчитывали газоотвод стартового стола, чтобы во время старта не сжечь дно ракеты. На модели были установлены рабочие двигатели, которые практически полностью копировали настоящие, но в них не было турбонасосного агрегата, газогенератора, только камера сгорания, в которую подавались компоненты топлива".
Модель ракеты проверяли в первую очередь именно в стыковке с "Бураном". "Энергия" могла летать и с другими нагрузками, но наибольшее влияние оказывал именно космический челнок — за счет крыла. Конструкция получалась очень сложной с точки зрения аэродинамики и нам было важно рассчитать все нагрузки именно при взлете с "Бураном", — подчеркнул бывший главный конструктор.
Рассказывая об истории создания российского челнока и конкретной испытательной установки, он подчеркнул, что в создании масштабного космического проекта принимали участие выпускники КуАИ. "Это наше совместное детище, — сказал Петренко. — Порядка 80% инженерного состава Волжского отделения НПО "Энергия" — выпускники Куйбышевского авиационного института. Остановлюсь на вкладе некоторых из них. Так, для разработки проведения испытаний конструкции базового блока, баков, необходимо было провести испытания в центре криогенно-статических испытаний. Разработку технического задания для этих испытаний и их проведение осуществлял выпускник КуАИ Эдуард Николаевич Щербаков. Выпускник КуАИ Анатолий Владимирович Андреев и его коллектив разрабатывали программно-математическое обеспечение расчетов на прочность методами конечных элементов. Руководил работами Борис Геориевич Пензин, выпускник КуАИ, который в тот момент возглавлял Волжское отделение НПО "Энергия".
Установка ЭУ-360 превратилась в монумент "Энергия-Буран" 1 октября 1997 года, в день 55-летия университета — ровно за четыре года до открытия на проспекте Ленина другого символа Самары Космической — монумента ракете-носителю "Союз". В 2007 году памятник "Энергия-Буран" отреставрировали сотрудники макетно-производственной фирмы "ASM" и трехтонную конструкцию вернули на законное место на пересечении улиц Лукачева и Маломосковской.
Справочно:
Универсальная ракетно-космическая транспортная система "Энергия — Буран" состояла из двухступенчатой ракеты-носителя "Энергия" и орбитального корабля многоразового использования "Буран". "Буран" мог взлетать несколько раз, не разрушаясь при выходе из атмосферы. Корабль отличает особая форма крыла, выполненного в виде треугольника. Сам космолет оборудован аэродинамическими элементами управления, которые можно использовать и при возвращении в плотные слои атмосферы.
Программа "Энергия-Буран" объединила 1200 предприятий промышленности. Ракетно-космическую многоразовую транспортную систему разрабатывали 18 лет. Общий объем затрат составил 16,5 млрд советских рублей.
Волжское отделение НПО "Энергия" был определен головным предприятием по разработке центрального блока ракеты и стартово-стыковочного блока программы "Энергия-Буран". Отметим, что в те годы научно-исследовательские конструкторские работы по этой программе проводились в том числе и в отраслевой научно-исследовательской лаборатории № 17 Куйбышевского авиационного института (ныне Самарский университет). В реализацию космического проекта огромную роль внес завод "Прогресс". Под руководством Анатолия Алексеевича Чижова на заводе изготавливали центральный блок для этой ракеты-носителя. Так, для сборки центрального блока был построен корпус, где предстояло, в том числе, изготовить топливные баки. Диаметр бака первой ступени составлял около 4 м, длина — 40 м. Его предстояло доставить в город Королев Московской области с помощью баржи.
Фото: Анастасия Похильчук