федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Не бойся рассказать

Не бойся рассказать

Самарский университет

Интервью с психологом социально-психологического центра Анной Власовой

Терехина Анжелика УВР Социально-психологический центр Самарского университета студенту бортжурнал
05.02.2020 2020-02-06
Анонимность и безвозмездность – два главных принципа социально-психологического центра. Напоминаем, что в Самарском университете всегда есть возможность бесплатно получить психологическую помощь. Мы поговорили с психологом центра Анной Власовой и нашли ответы на вопросы, которые беспокоят многих студентов.

– Как возник центр?

– Это была идея директора и основателя центра Анжелики Петровны Терёхиной. Она предположила, что было бы классно предоставить студентам возможность обратиться к психологу, не покидая стен вуза. Развивать именно это направление деятельности центра выпало мне: я провожу консультации, занимаюсь продвижением, стараюсь охватить максимальное количество аудитории в соцсетях. Сейчас к нам приходят новые сотрудники, возможности оказать помощь больше.

– Расскажите о принципе работы социально-психологического центра.

– Деятельность социально-психологического центра охватывает очень много аспектов: от психологических консультаций и адаптации первокурсников до организации конкурсов, работы с иностранными студентами.

Если говорить о принципах работы, то для меня, как психолога, в первую очередь важна конфиденциальность. Я стараюсь, чтобы все, что происходило на консультации, было максимально безопасно и комфортно, и стараюсь сделать так, чтобы человек раскрылся. Помимо этого, важно соблюдать право анонимности. Если я вижу на улице или в стенах университета человека, который приходил ко мне на консультацию, никогда не буду здороваться первой. Если он сам поздоровается, если улыбнётся, то я, естественно, отвечу ему. Мало ли, вдруг человек не хочет, чтобы знали о его визитах в наш центр, чтобы избежать неудобных вопросов по типу "Кто она такая? Откуда ты её знаешь? А что, это психолог? У тебя проблемы?". Я максимально деликатна в этом вопросе и всегда уважительно отношусь к личному пространству человека.

– Есть студенты, которые думают, что к психологу ходить стыдно. Они боятся, что кто-то узнает, если они обратятся за помощью.

– На самом деле, сейчас в обществе становится все меньше таких людей, и я этому очень рада. Сейчас у меня почти полная запись на консультации: это говорит о доверии студентов. Для меня очень важно, чтобы им было комфортно.

– В каких ситуациях студенты обычно обращаются за помощью?

– Если что-то не устраивает в жизни, если помощи и поддержки близких недостаточно. Случилось то, что невозможно рассказать своему окружению, но не в силах справиться одному. В основном студентов беспокоят проблемы в отношении с родителями, с самоопределением, самооценкой. Сложности в личной жизни – с партнёром либо наоборот, человек не может найти себе пару. Не редки ситуации созависимости: родители употребляют алкоголь или наркотики, а ты не можешь жить в этой среде, тебе нужно отделиться от них, но страшно. Очень большой спектр, одно направление сложно выделить.

– Студенты выбирают единичные или регулярные консультации?

– Зависит от трудности, которая привела их ко мне. Иногда хватает и одной встречи, если нет – то мы встречаемся столько раз, сколько нужно. Через некоторое время студенты приходят уже с другими вопросами. У меня нет ограничений по количеству встреч на одного человека.

– Иногда студенты сталкиваются с давлением близких. К примеру, то же самое поступление в университет и выбор специальности. Как быть в такой ситуации?

– Родителей можно понять: мир сейчас изменчив, хочется стабильности и гарантий успеха для детей. И многие родители видят её в высшем образовании. Насколько это соответствует действительности – другой вопрос. Как действовать в ситуации давления? Составить план достижения своих целей и показать родителям осознанность выбора специальности. Поговорить с ними по душам, попросить довериться, убедить в том, что ты знаешь, что делаешь. А потом, особенно на первом курсе, студенту нужно быть дисциплинированным, чтобы подтвердить серьёзность намерений.

– Некоторым студентам поначалу сложно привыкнуть к университету. Им нужно привыкать к группе, режиму работы, который сильно отличается от школьного. Как справиться с этим процессом адаптации?

– Первокурсникам Самарского университета повезло: они проходят через адаптационные семинары. Эта форма адаптации помогает познакомиться, сблизиться с группой, которая во многом заменит студенту семью на следующие несколько лет. Полезно узнать и правила, которые действуют в университете: поговорить со старшекурсниками о преподавателях, посоветоваться о распределении приоритетов, узнать о том, какие есть стипендии, бонусы, активности – так скажем, разведать обстановку, чтобы не упустить возможности. Важно быть проактивным, не ждать, когда вам все расскажут и покажут, брать инициативу на себя.

– Есть же ещё и интроверты. Им невероятно сложно привыкнуть к новой среде и необходимости постоянно коммуницировать. Думаю, что и адаптационные выезды в этом случае не помогут чувствовать себя комфортно…

– Если действительно чувствуешь сложности в общении, во взаимодействии, то лучше проработать этот момент с психологом. Скорее всего, в такой трудности лежит что-то личностное, глубинное, может быть, связанное с какими-то травмами, непринятием в школе, случаями буллинга. Или ты не такой общительный, а требуешь от себя многого. Такое тоже бывает – ты интроверт, но зачем-то вымучиваешь из себя экстраверта. Нужно понять, зачем тебе это, над этим нужно поработать. Ну и помните, что такие понятия, как "интроверт", "экстраверт", конечно, очень условные.

– Иногда студенты, которые учатся на коммерческой основе, испытывают за это чувство вины, потому что считают, что недостаточно постарались или не так хороши, как их одноклассники, поступившие на бюджет. Как справиться с этим?

– Разрешить себе быть неидеальным. Не делать из этой ситуации катастрофы. Стараться не сравнивать себя с другими. У людей странное представление, что на коммерции учиться стыдно. Например, в социально-гуманитарном институте основная часть студентов учится именно на внебюджете, и это нормально: там изначально мало бюджетных мест в принципе. И чего здесь стыдиться? Если вы хотите помочь родителям, уменьшить стоимость обучения, есть скидки, есть возможность перевестись на бюджет в процессе обучения. На самом деле, просто поблагодарите родителей за такую возможность. И этого будет более чем достаточно.

– А что делать, если в процессе обучения понимаешь, что твой выбор был неверен. Возникает внутренний конфликт, разочарование и тоска об упущенном времени. Как с этим справиться?

– Так однозначно я не смогу ответить на этот вопрос. Какого-то единого решения нет, оно индивидуально для каждого. Однако здесь скорее страх что-то менять. Страшно признать ошибку, поменять специальность, перепоступить или перевестись. Это очень волнительно. Когда люди приходят ко мне с такой проблемой, мы работаем над принятием неидеальности или, если невозможно изменить ситуацию, над ресурсами, над тем, что можно получить за это время от этого места. Не бывает так, что затраченные усилия прошли впустую. Это всегда новый опыт, знакомства, бэкграунд. Может, будет звучать по-философски, но, если так произошло, значит, для чего-то это было нужно. Знаю истории, когда такие ошибки нужны были для взросления: ты поступаешь, не приняв чёткого решения, пустив всё на самотёк. Поступил, а потом понимаешь, что тебе не комфортно в будущей профессии. Тогда ты принимаешь первое взрослое решение о переводе, о выборе места, куда ты действительно хочешь поступать. И если меняешь направление, то успехи в учёбе оказываются в разы лучше, потому что, опять же, это осознанный выбор. Я очень прошу всех студентов, выбирая профессию и специальность, не слушать родителей, не поступать за компанию или наугад, а слушать в первую очередь себя. Именно вам с результатом этого выбора жить и работать.

Полина Аристова, GrowthМедиа