Геннадий Котельников, председатель Самарской Губернской Думы, академик РАН, председатель Совета ректоров вузов Самарской области, президент СамГМУ, профессор, почетный гражданин Самары и Самарской губернии
Виктора Павловича Лукачёва я узнал еще со своих студенческих лет. Всегда относился к нему с симпатией: мужчина он был видный — высокий, солидный, представительный. Пожалуй, он был самым демократичным ректором в нашем вузовском сообществе. Много времени уделял работе со студенческими организациями, лично знал и постоянно общался с секретарями комитета комсомола и председателями студенческого профкома своего вуза, ставил им задачи, регулярно посещал общежития, чувствовал эту, если так можно выразиться, жизнь на первичном уровне. Мы даже им по-хорошему завидовали. Не все ректоры так активно участвовали в жизни своих студентов. А КуАИ в этом плане был вузом особенным. И все это благодаря личности ректора — Виктора Павловича Лукачёва. Кстати, первый СТЭМ появился тоже в КуАИ, и лучшие студенческие вечера, куда мы все стремились попасть, проходили там.
Именно Виктор Павлович создал в Самарской области Совет ректоров и возглавлял его почти 15 лет до своего ухода из жизни в 1988 году. Когда я уже был секретарем парткома Самарского медицинского института и стал регулярно посещать заседания областного Совета ректоров, оперативки в райкоме партии, мы познакомились с Виктором Павловичем лично. Я был горд этим знакомством, наблюдал за ним, мне очень нравилось, как он держался на публике, как выступал. Помню, когда он стал заслуженным деятелем науки, Героем Социалистического Труда — в советские времена это звание сразу приравнивало его обладателя к небожителям.
Он был ректором КуАИ 32 года. И если говорить об авиационном институте, конечно, среди всех ректоров он занимает отдельное место. Это была фигура особого статуса и масштаба. Он прошел весьма непростой жизненный путь: воевал, получил тяжелую контузию, был демобилизован из армии и направлен на учебу в Куйбышевский авиационный институт, который успешно окончил в 1946 году, работал в деканате, был секретарем парткома вуза, а в 1956 году стал ректором. Собственно говоря, он и построил КуАИ, начиная с коллектива и заканчивая учебными корпусами, спортивными сооружениями и студенческими общежитиями, которые расположены на Московском шоссе. При нем сформировались все основные факультеты. Ведь он возглавил институт, состоявший из одного, единственного факультета, все остальные появились при нем.
Он сформировал коллектив: в 1956 году было всего 70 человек профессорско-преподавательского состава, а в 1988-м — уже 700. Именно он был инициатором тесных связей вуза с промышленными предприятиями региона, для которых готовили кадры. Думаю, и наш медицинский институт в этом смысле был для них во многом примером, поскольку у нас всегда были очень тесные взаимоотношения с практическим здравоохранением. Так, директора крупнейших оборонных предприятий региона возглавляли кафедры в КуАИ. Самые известные — Николай Дмитриевич Кузнецов, академик РАН, дважды Герой Социалистического Труда, генерал-лейтенант и Дмитрий Ильич Козлов, членкорреспондент РАН, дважды Герой Социалистического Труда. Лукачёв не только создал уникальный вуз с традициями, он был инициатором объединения вузовского сообщества региона и создания Совета ректоров вузов Самарской области. Благодаря ему общие для всех вузов проблемы и задачи стали озвучиваться на самом высоком уровне. Он выстраивал конструктивные отношения с руководителями области, с представителями исполнительной и законодательной власти и очень много сделал для всех вузов региона. Не говоря уж о том, что созданный им вуз укрепил и повысил статус Самарской губернии в целом. Когда я сам возглавил Совет ректоров вузов Самарской области, я постарался продолжить его дело в части продвижения интересов вузовского сообщества в региональных властных структурах и конечно же, в совместной работе с руководством губернии на благо земли Самарской.