федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Город, который построили студенты

Город, который построили студенты

Самарский университет

Интервью участника строительства Вадима Куюкова

история университета сотруднику студенту Лукачёв Виктор Полет (газета) бортжурнал
17.04.2020 2020-04-20
Непосредственный участник строительства студгородка на протяжении полувека Вадим Николаевич Куюков. Он пришёл на площадку на Московском шоссе в 1964 году в качестве начальника участка. В 2000-х, будучи проректором по капитальному строительству, курировал возведение медиацентра, библиотеки, манежа, общежития квартирного типа для молодых преподавателей. В 2012 году он рассказал газете "Полёт" о том, как начиналось строительство студгородка Самарского университета.
На месте "четвёрки" утки плавали
— Будучи студентом Куйбышевского инженерно-строительного института, в 1958 году я впервые побывал на месте площадки, где сейчас располагается кампус Самарского университета. Здесь проходили занятия военной кафедры по топографии. Мы приехали на троллейбусе № 4. Тогда Московское шоссе — узкая асфальтированная дорога в два ряда — было единственным путём в Управленческий и на Мехзавод.
Мне запомнилось большущее озеро на месте 4-го общежития, заросшее камышами, в нём плавали и о чём-то деловито крякали утки. Вокруг — незастроенная территория, напоминающая свалку строительных отходов, за которой виднелись зелёные насаждения ботанического сада.
Позже я узнал, что этот пустырь уже в 1958 году был на примете у Виктора Павловича Лукачёва как территория для строительства студенческого городка. Идея заключалась в том, чтобы компактно расположить учебные корпуса, общежития, спортивные сооружения.
Строить КуАИ будет 11-й трест
КуАИ был одним из основных вузов города, готовил кадры не только для авиационной промышленности, но и, как показала жизнь, для органов власти. Если вспомнить, то большая часть руководителей города и области были выпускниками КуАИ-СГАУ.
Кроме КуАИ, институты в то время не строились, тем более не шло речи о создании вузовских городков. А наш кампус заложили в генплан города. Первые объекты проектировали в Москве, в ГИПРОВУЗе (Государственный институт проектирования высших учебных заведений). Позже куйбышевский "Промстройпроект" подхватил начинание и спроектировал 5-й корпус, 7-й корпус ("порошки", как мы его называли).
Шло строительство заводов авиационной промышленности. Трест "Металлургстрой", работавший в составе "Главсредневолжскстроя", строил металлургический завод. Он же отвечал за первый вузовский городок. Но на его основной площадке были такие объёмы, что КуАИ в этой программе оказался "в загоне". Началось строительство третьего корпуса, и несколько лет этот корпус стоял заброшенный.
В то же время трест № 11 активно возводил жильё, социальные объекты: детские сады, больницы, дома культуры. Виктор Павлович Лукачёв договорился с Семёном Павловичем Пашковым, начальником управления "Главсредневолжскстроя", и часть мощностей треста была переключена на строительство комплекса КуАИ.
Впервые я пришёл на эту площадку в 1964 году (участок № 1 СМУ-4 11-го треста), чтобы прокладывать по Октябрьскому проспекту (ныне ул. Лукачёва) мощнейшие инженерные коммуникации — ливнёвку из железобетонных труб, которая работает до сих пор, канализацию — трубы в 400 мм с врезкой около станции юннатов, тепловую сеть тянули с Московского шоссе. Сети были магистральные. Хотя такие сети строил "Куйбышевспецстрой", 11- й трест прокладывал внутриквартальные сети.
В 1964 году на Московском шоссе стояло общежитие № 2, заброшенный недостроенный корпус № 3 и вдали с собственными подъездами военная кафедра. У корпуса № 3 не было крыши. Мы видели на северных стенах зелёный мох.
Город, который построили студенты
Но, строго говоря, не 11-й трест, не "Главсредневолжскстрой" построили этот студгородок. Его построили студенты вместе с ректоратом!
Когда начиналось строительство, на этот объект 11-й трест мог выделить лишь небольшую бригаду — 12-15 человек. Но чтобы строить всерьёз, были нужны сотни людей. И этими сотнями стали студенты и преподаватели КуАИ. Если бы не этот метод, многих объектов до сих пор не было бы. Студентов снимали с учёбы группами, а потом они нагоняли программу. Это была идея ректора, деканы контролировали и обеспечивали загрузку. Им пришлось в то время очень сложно. Мимо деканата не прошёл ни один студент: все были на стройке. И летом, и зимой. В этом выражался патриотизм. О том, как шло это строительство, можно спросить любого нынешнего профессора, который в то время учился в КуАИ, — все они принимали участие в строительстве этих корпусов и общежитий.
Студенты вели массовое строительство: каменную кладку, бетонные работы, даже монтаж железобетонных конструкций — в каждой бригаде, в каждом звене студентов было больше, чем профессиональных строителей. Студенты работали чернорабочими, каменщиками, малярами, штукатурами. Девушки — подсобными рабочими у каменщиков, штукатурами, малярами. Наши штукатуры и маляры были заняты на объектах соцкультбыта. На стройку в КуАИ 11-й трест мог выделить лишь несколько человек, и эти профессионалы руководили работой студентов.
Студенты осваивали профессию очень быстро и довольно качественно, буквально за два-три дня. В этом сказывался интеллект будущих инженеров. Студенты за свою работу получали по минимуму.
Летом подключались и студенческие строительные отряды.
Как мы искали высоковольтный кабель
Эта история связана со строительством 4-го общежития. Мы сильно запаздывали с началом работ: всё лето искали высоковольтный кабель, который проложили во время войны от 4-го ГПЗ к будущему телецентру. По проекту он пролегал как раз на месте будущего общежития, так что его надо было откопать и передвинуть ближе к Московскому шоссе. Мы не могли найти врезку, так как при расширении Московского шоссе снесли столбы и были потеряны привязки на местность для сетей. Кроме того, кабель был засыпан корундовыми отходами шарикоподшипникового завода. Весь берег осушенного уже к тому моменту озера был завален 3-4-метровым слоем стружки.
В 1967 году стояла страшная жара. Студенты всё лето чуть ли не вручную шурфили эти завалы, бригады сменяли друг друга. В конце концов пустили по кабелю высокочастотный ток (даже телецентр отключили). Другие способы не помогали: мешала стружка — она экранировала сигналы. Специалисты определили местоположение кабеля с точностью один-два метра, что не намного улучшило ситуацию.
В 3-м корпусе располагался штаб. Виктор Павлович каждую неделю проводил оперативное совещание в одно и то же время. Без ректора не проходила ни одна оперативка. На дворе осень, надо осваивать выделенные деньги, все сроки "горят". Виктор Павлович решился использовать гусеничный экскаватор с большой скулой. За работой наблюдали специалисты кабельных сетей: этот кабель они берегли как зеницу ока. Лукачёв убедил специалистов Управления куйбышевских кабельных сетей, что другим методом кабель не найдём. Экскаватор мы старались использовать осторожно и только для того, чтобы снять верхний слой до чернозёма. Он в этом месте был чёрным, как графит! Ниже снова начали бы искать вручную.
И вот мы — я, как начальник участка, студенческая бригада, представитель кабельной сети — стоим наблюдаем. Экскаватор сделал один забор, отвалил. Ясно, что там ничего нет. Виктор Павлович ушёл проводить оперативку. Второй забор, экскаватор поднимает грунт — и вдруг ковш тащит за собой кабель толщиной 70 мм, трубы и сноп брызг, но не электричества, а каких-то водяных бус! Телефонист, обходчик кабельных трасс в шоке: всего в 20 см от поверхности присыпан канализационный канал для прокладки этого кабеля. Причём ни на одном плане этот кабель не значился.
Вы не поверите: через несколько минут подъезжает машина КГБ! Меня сажают в машину и начинают опрашивать. Успел попросить позвать с оперативки Лукачёва.
Оказалось, кабель был проложен несколько дней назад и присыпан сверху, его прокладку ни с кем не согласовывали. Это была правительственная связь: кабель соединял переговорный пункт на улице Полевой и "Волжскую коммуну" (Дом печати), где было установлено специальное оборудование по приёму сигнала. Его должны были настраивать японцы — их возили по городу в машине с чёрными шторками на стёклах. 1967 год — годовщина Октябрьской революции. В этот юбилей должны были телеграфом передавать газету "Правда". И Куйбышев стал бы первым городом, в котором газета вышла бы по новой технологии. До того её матрицы доставляли самолётом.
Мы сорвали график настройки. Такого кабеля в Куйбышеве не могло быть. Его делали в Ленинграде. Нужно было 200 метров — целый барабан. В.П. Лукачёв позвонил прямо со стройки. Обзванивал одного, второго, третьего. Я слышал, как он звонил Виктору Петровичу Земецу, директору авиазавода: "В Ленинграде есть кабель, который мы порвали. Надо привезти срочно. Поездом невозможно. Нужен самолёт". И в этот же день самолёт полетел в Ленинград. Власть КПСС и влияние ректора КуАИ тогда были абсолютными. Через два дня кабель был у нас.
Николай Андреевич Петухов
Николай Андреевич Петухов, будучи проректором по капитальному строительству, очень многое здесь построил, притом что строителем по профессии он не был. Работая главным инженером СМУ-4 (1972-1983 годы), я несколько раз убеждался, насколько удивительным был этот человек.
В то время весь транспорт на лето из города исчезал — все ресурсы перенаправляли на поля или на целину. На все стройки в городе оставалось 3-4 самосвала. И мы не раз наблюдали, как Николай Андреевич приезжал в 17-й квартал, куда по железнодорожной ветке привозили щебень, который мы вывозили на объекты. Петухов был полковником, приезжал в форме. Фуражка с околышом и очень густые волосы... Тряхнет головой — и фуражка подскакивает. Был у него особый подход к людям. Ему снова и снова удавалось уговорить начальство отправить один самосвал на стройку студгородка КуАИ... 
Елена Памурзина, по материалам газеты "Полёт", 
№ 7-8, 2012, фото из архива газеты, музея авиации и космонавтики, Станислава Шустова