федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

"Все для фронта!"

"Все для фронта!"

Самарский университет

Жизнь КуАИ в годы войны

студенту сотруднику история университета 75 лет Победы Полет (газета) Музей авиации и космонавтики им. С.П. Королёва
23.06.2020 1970-01-01
Наука на службе Победы

В условиях военного времени весь коллектив института включился во всенародное движение по оказанию помощи фронту под девизом "Всё для фронта, всё для Победы!". Уже в начале 1943 года была установлена тесная связь с авиазаводами, созданы творческие бригады КуАИ, которые совместно со специалистами предприятий решали проблемы производства.

Сотрудники института оказали предприятиям авиационной промышленности неоценимую помощь не только в подготовке специалистов, но и в создании и внедрении новых конструкторских разработок, материалов, технологий и методов организации производства. Масштаб работы вызвал необходимость организовать научно-исследовательский сектор, который возглавил доцент В.С. Ляшенко.

Научно-исследовательская работа сотрудников института была направлена на повышение мощности и увеличение срока службы изделий авиа­заводов, увеличение выпуска самолётов, моторов и другой продукции для фронта.

Кафедрой аэромеханики при участии кафедры конструкции и проектирования самолетов был выполнен крупный заказ для военно-воздушных сил Военно-морского флота СССР. Была разработана методика, спроектирована, построена и тарирована спецаппаратура, проведены эксперименты в аэродинамической трубе Т­1­4 филиала №1 ЦАГИ, проведены эксперименты на самолёте; составлен и представлен командующему ВВС технический отчёт.

А. М. Сойфер выполнил научно-исследовательские работы: "Метод расчета подготовительных процессов двигателей внутреннего сгорания" и "Усовершенствование органов выхлопа и всасывания мотора", "Проектирование и изготовление чертежей одноцилиндрового экспериментального двигателя".

Доцент М.Д. Миллионщиков по заказу Наркомнефти выполнил две работы: "Гидромеханический анализ способов эксплуатации нефтяных скважин" и "Новые методы эксплуатации нефтеносных скважин Сызранского района", которые имели важное промышленное значение и позволили существенно увеличить нефтедобычу в Поволжье.

Кафедрой химии (доцент Н.Г. Човнык) была разработана и внедрена методика количественного определения вещества методом амперометрического титрования и полярографии на авиазаводе №1 имени И.В. Сталина. Благодаря внедрению этой работы на заводе стало возможно быстро и без затрат реактивов и посуды проводить анализ гальванических ванн.

Для завода № 454 ст. преподаватель В.А. Бражников выполнил работу на тему "Анализ допусков для внедряемого в серию авиационного вооружения", представляющего значительный интерес для завода как в расчётной, так и в практической части. Работа была успешно внедрена в производство.

Наиболее масштабная работа по переводу основных цехов авиазавода №1 имени И.В. Сталина на поточные методы производства была выполнена под руководством доцента А.И. Неймарка (кафедра организации производства) с привлечением доцентов Сойфера, Тамарина, Короба и других. Внедрение поточного метода производства самолётов позволило в кратчайшие сроки перейти к массовому выпуску "летающих танков" – штурмовиков Ил­2 и Ил­10, которые, наряду с танками Т­34 сыграли важнейшую роль в разгроме фашистских войск. Уже в 1943 году завод ввёл в эксплуатацию 26 конвейерных линий, что позволило сверх плана укомплектовать девять штурмовых авиаполков. За внедрение поточного метода производства самолётов группа специалистов завода №1 была удостоена Сталинской премии, а сотрудники КуАИ награждены знаком "Отличник социалистического соревнования НКАП"

Студенты – фронту

В феврале 1943 года на митинге студентов КуАИ была принята резолюция, в которой студенты обязались отчислить однодневную стипендию для оказания помощи детям фронтовиков. Студенты после учёбы работали в госпиталях, сдавали донорскую кровь, собирали тёплые вещи для партизан, подарки для фронтовиков, средства для создания эскадрилий "Волжский комсомолец" и "Валерий Чкалов", другой военной техники. За сбор средств для эскадрилий институт получил благодарность Верховного главнокомандующего И.В. Сталина.

В августе – сентябре 1943 года около сотни студентов разбирали в Сталинграде трофейную авиационную технику. Это позволило оснастить кабинеты и лаборатории института наглядными пособиями.

1944 год. Создаётся военная кафедра

В годы Великой Отечественной войны одной из важнейших проблем являлась подготовка квалифицированных офицерских кадров и технического персонала для действующей армии. В соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 413 от 13 апреля 1944 года и приказом народного комиссара обороны № 75 от 30 мая 1944 года "О военной подготовке студентов высших учебных заведений" в сентябре 1944 года при КуАИ была создана военная кафедра по подготовке офицеров запаса для Военно-воздушных сил СССР. Первым начальником кафедры был назначен полковник Владимир Иосифович Рабинович.

Базой военной кафедры являлся учебный аэродром и отделение газовочных самолётов (ОГС), которые располагались на территории бывшего аэродрома ОСОАВИАХИМа. Авиационная материальная часть, на которой учились студенты, была в основном старая, прошедшая войну и списанная с боевой работы. Это самолёты Пе­2, Ту­2, Як­3, Ла­5, Ла­7, Ли­2.

Основной формой подготовки являлось практическое обучение запуску и отработке режимов работы двигателей самолётов. Студенты также учились заделывать пробоины на крыльях, фюзеляже, паяли и сваривали баки и радиаторы, заплетали тросы, занимались слесарной подготовкой, столярным и швейным делом.

Помимо резерва техников-эксплуатационников на военной кафедре готовили резерв авиационных штурманов. Студенты проходили штурманскую подготовку на легендарных По­2 (У­2).

Каким КуАИ встретил Победу

В 1944 году состоялся первый выпуск инженеров-технологов по самолётостроению (1 человек) и авиационному моторостроению (9 человек), была открыта первая в КуАИ аспирантура по специальности "процессы механической и физико-технической обработки, станки и инструмент" при кафедре обработки металлов резанием.

С 1943­го по 1945 год институту были переданы все площади учебного корпуса по ул. Кооперативной и часть площадей (около 6 тыс. кв.м) в лабораторном корпусе по ул. Ульяновской, 18. В 1945 году в институт прибыла большая группа преподавателей и студентов 5 курса обучения и дипломников из расформированного в Ташкенте Воронежского авиационного института (более 100 человек). Контингент студентов составил 1100 человек; число преподавателей достигло 98 человек, 24 из них имели учёные звания и степени.

К концу войны полностью определилась уставная структура института, была налажена чёткая работа всех подразделений. Были созданы и оснащены новым оборудованием учебные лаборатории и кабинеты. Активно работали партийная, комсомольская и профсоюзная организации. В 1945 году состоялись первые научно-технические конференции студентов и сотрудников института.

За успешную работу по подготовке кадров для авиационной промышленности в годы Великой Отечественной войны 15 сотрудников Куйбышевского авиационного института были награждены орденами и медалями СССР.


Надежда Богданова, директор музея авиации и космонавтики, фото из фондов музея