федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Есть ли кризис в литературе, как стать успешным автором и больше читать?

Есть ли кризис в литературе, как стать успешным автором и больше читать?

Самарский университет

Об этом и многом другом писатель Захар Прилепин говорил на встрече со студентами

социально-гуманитарный институт Леонов Михаил Богатырев Владимир Визиты Захар Прилепин
30.09.2020 2020-09-30
Творческая встреча российского писателя, филолога и публициста со студентами гуманитарных направлений самарских вузов и педагогами Самары прошла в Самарском университете им. Королева и была посвящена книгам и чтению, их роли в социальной успешности современного человека.
Успешный российский писатель поделился своим взглядом на роль литературы в жизни общества, рассказывал о своем творчестве и становлении как писателя, о том, как любовь к чтению повлияла на его судьбу и ответил на вопросы студентов. Беседа получилась разнообразной, в ходе нее были затронуты интересные факты в биографии и творчестве русских классиков, речь также шла о современной литературе, кинематографе, со ссылками на исторические, биографические ремарки и многое другое.
В ходе дискуссии возникли вопросы: что важнее для писателя богатый жизненный опыт или профильное образование? И нужно ли вообще фундаментальное образование? 
"Безусловно, базовое гуманитарное образование необходимо для человека пишущего. Простой пример: я начинал свою литературную карьеру на сайте ArtOfWar, там было размещено порядка 10 0000 текстов от людей, которые имели уникальный жизненный опыт, при этом никто из них писать не умел. Они думали, что опыт, сам по себе, даст им возможность вертикального взлета в литературе. Не даст. Потому что опыт не означает ничего, - отвечая на вопросы сказал Захар Прилепин. - Люди проживали удивительные ситуации, наблюдали жизнь людей в самых разных странах, видели их в ужасных и небывалых ситуациях, общались с людьми иных этносов, а описывают они какой-то усредненный голливудский боевик, где нет ни психологии, ничего. Да, есть какие-то события удивительные, но при этом люди в этих произведениях разговаривают унифицированным языком, не имеют никаких черт. Получается, что авторы неспособны работать с фактурой как таковой. Это дается только филологической школой".

Захар Прилепин признался - заходя в литературу, он сразу понимал, что у него "просто идеальная фора", потому что во время учебы на филфаке, его заставляли прочитать всё - от античности до всех европейских литературных школ. "Заодно подтянули по философии, по изобразительному искусству, по языкознанию, по всем остальным предметам вплоть до латыни, которую я ненавидел и учить не хотел, но меня принудили, - продолжил писатель. - И сравнивая себя с коллегами, я очень быстро догадался, что они просто не знают каких-то вещей, которые знаю я, и с которыми мне легко работать". 
Захар Прилепин отметил, что это приложимо к любой сфере деятельности. "Будь то военное дело, медицинское или какое угодно, если у тебя есть фундаментальное образование, оно дает тебе больше возможностей. Поэтому я за сохранение фундаментальной школы в целом. Конечно, это все сложнее и сложнее сохранять в связи с увеличением объема знаний и всего накопленного человечеством опыта, тем не менее нужно развивать не сегментированное, не мозаичное направление, не узких специалистов "растить" как многие западные школы делают, а подходить с позиции, присущей в том числе советской традиции – это огромный базис, отличительная черта фундаментального образования", - подчеркнул российский писатель. 
По завершении творческой встречи студенты пообщались с Захаром Прилепиным в неформальной обстановке, а также получили автографы на память. 
Встреча проходила в рамках "Толстовских чтений – 2020", события, ежегодно проводимого Центром духовно-нравственного воспитания "СЛОВО" при поддержке Министерства культуры Самарской области, и ставшего заметным явлением в культурной жизни Самары.
Фото: Анастасия Похильчук