"Как известно, у нас на сегодняшний день самая большая в мире коллекция отечественных авиационных двигателей, и она постоянно продолжает пополняться. На этот раз к нам прибыли экспонаты из бывшего учебно-тренировочного центра по переподготовке специалистов для гражданской авиации - это двигатель Д-36 от самолета Як-42, двигатель Д-30 второй серии, применявшийся на ТУ-134, и вспомогательная силовая установка ТА-8 для этого самолета. Такие двигатели были весьма популярны в советское время, да и сейчас они встречаются в эксплуатации. Мы договорились, что кроме этих двигателей, а их после закрытия центра собирались утилизировать, нам также передадут различную документацию из библиотеки этого центра и другие учебные тренажеры", - рассказал директор ЦИАД, профессор кафедры конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов Самарского университета Владимир Зрелов.
Самый маленький из прибывших экспонатов - силовая установка ТА-8 общей массой всего 165 кг. Этот вспомогательный газотурбинный двигатель, предназначенный для воздушного запуска маршевых двигателей и питания бортовой сети, был разработан в 1968 году для самолета Ту-134. Его модификация ТА-8В устанавливалась на военно-транспортном самолете Ан-72 и крупнейшем в мире серийном транспортном вертолете Ми-26, а ТА-8К - на вертолете Ка-31. Технические характеристики ТА-8 позволяют эксплуатировать установку практически в любых климатических условиях - от минус 60 до плюс 60 градусов по Цельсию.
Турбовентиляторный двигатель Д-36 используется на пассажирских самолетах Як-42 и на транспортниках Ан-72 и Ан-74. Двигатель также был задействовован в проектах экранопланов "Комета-2" и "Вихрь-2". Сухая масса Д36 - более 1,1 тонны. Еще один экспонат - турбореактивный двигатель Д-30 второй серии - самый массивный из всей тройки двигателей, он весит почти две тонны. С 1970 года он применялся на пассажирских самолетах Ту-134А.
"У нас такие двигатели в коллекции уже есть, но мы хотим их разобрать, с тем, чтобы студенты изучали их более глубоко, по отдельным деталям, потому что далеко не все можно показать в разрезе. Для учебного процесса это идеальный случай, когда есть собранный двигатель, а рядом можно посмотреть на него в разобранном виде, по каждой детали, чтобы было понятно, как это собирается и работает", - отметил директор Центра.
Самым необычным пополнением коллекции стал тренажер-макет кабины легендарного тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76 - первого в истории СССР военно-транспортного самолета с турбореактивными двигателями. Ранее подобных экспонатов в ЦИАД не было.
"Этот тренажер-макет со всем оборудованием, приборной доской и рычагами управления. Мы решили, что установим его на возвышении и все желающие смогут по специальной лестнице подняться в кабину, посидеть за штурвалом и ощутить себя пилотом, штурманом или техником легендарного самолета", - сказал Владимир Зрелов.
Алексей Соколов, фото Наталии Немовой