федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Передовые инженерные школы и цифровые кадровые платформы обсудили участники консорциума аэрокосмических вузов России

Передовые инженерные школы и цифровые кадровые платформы обсудили участники консорциума аэрокосмических вузов России

Самарский университет

В центре внимания участников консорциума новые подходы к подготовке специалистов для аэрокосмической отрасли, прогнозирование потребности в кадрах и расширение взаимодействия между университетами

Ткаченко Иван Богатырев Владимир Визиты Наука сотруднику Передовые инженерные школы (ПИАШ)
14.10.2022 2022-10-17
12 октября в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королёва прошло заседание Консорциума аэрокосмических вузов России под председательством академика Российской академии наук, ректора Московского авиационного института (национальный исследовательский университет) Михаила Погосяна. Ключевые темы – обмен опытом создания передовых инженерных школ, формирование в вузах цифровых кадровых платформ. Рабочая дискуссия стала частью программы юбилейных мероприятий, посвященных 80-летию Самарского университета им. Королёва. 
Открывая заседание, Михаил Погосян поздравил хозяев площадки с юбилеем. Он вручил Владимиру Богатыреву, ректору Самарского университета им. Королёва, памятный подарок – модель многоцелевого истребителя 5-го поколения Су-57. Памятные подарки вручили и другие участники заседания.
Михаил Погосян отметил большую роль, которую сыграл в организации производства Су-57 Герой Труда РФ Александр Пекарш, выпускник Самарского университета им. Королёва, заместитель генерального директора компании «Сухой» – директор филиала Комсомольского-на-Амуре АПО имени Гагарина. 
Ректор Казанского национального исследовательского технического университета имени Туполева (КАИ) Тимур Алибаев напомнил о выдающемся вкладе другого нашего выпускника – Виталия Копылова, гендиректора Казанского авиационного производственного объединения имени Горбунова, в создание сверхзвукового стратегического ракетоносца Ту-160.
Центральной темой заседания стал обмен опытом создания и развития Передовых инженерных школ (ПИШ). Представляя ПИШ Московского авиационного института, Михаил Погосян рассказал о пяти направлениях, по которым уже ведутся исследования. Среди них он выделил создание перспективных систем авионики, ориентированных на сокращение экипажей летательных аппаратов до одного человека и переход авиации на беспилотное управление, а также на разработку беспилотных и цифровых технологий для сельского хозяйства.   
«Мы нацеливаем образовательные программы Передовой инженерной школы на подготовку комплексных инженеров. Это должны быть люди, глубоко понимающие каждое направление, способные представить общую картину и осуществлять интеграцию сложных комплексов», – пояснил академик Погосян.
Предваряя доклад о Передовой инженерной аэрокосмической школе Самарского университета, Владимир Богатырев подчеркнул ее нацеленность на решение задач, стоящих перед аэрокосмической промышленностью.
«Когда мы начинали разрабатывать программу ПИШ, то в ходе мозговых штурмов совместно с индустриальными партнерами пришли к выводу, что наиболее актуальной задачей является организация и налаживание современного серийного производства. Эту задачу для нашего университета предложила Объединенная двигателестроительная корпорация, выбор коллег поддержал и «Роскосмос», перед которым сегодня стоит задача создания группировок из сотен телекоммуникационных космических аппаратов и аппаратов дистанционного зондирования Земли по федеральному проекту «Сфера», – сообщил Владимир Богатырев.
Иван Ткаченко, исполнительный директор Института авиационной и ракетно-космической техники, рассказал о том, что ключевой идеей, положенной в основу Передовой инженерной аэрокосмической школы (ПИАШ) Самарского университета, стало формирование из обучающихся готовых междисциплиинарных команд, способных сразу же приступить к работе в высокотехнологичной компании. По его словам, сейчас уже запущены две магистерские программы, на которых обучаются 26 студентов. В ближайшей перспективе решено создать три новых образовательных пространства.
Опытом своих вузов по созданию Передовых инженерных школ также поделились Рустэм Еникеев, первый проректор по науке Уфимского государственного авиационного технического университета, и Дмитрий Никущенко, проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.  
Большой интерес участников консорциума вызвал второй доклад Михаила Погосяна о цифровой кадровой платформе Московского авиационного института. Это один из трех стратегических проектов, который МАИ реализует в рамках государственной программы «Приоритет-2030». 
Академик Погосян рассказал о планах создать в МАИ кадровое агентство, которое внутри развивающейся сейчас цифровой среды, будет формировать трехуровневый кадровый прогноз. По его мнению, в процесс такого глубокого анализа потребности в специалистах необходимо вовлечь крупные высокотехнологичные компании аэрокосмической отрасли. 
Как напомнил Михаил Погосян, сейчас принято обсуждать текущий кадровый прогноз, детализирующий потребность в специалистах по типам бизнес-процессов. На фоне того, что все предприятия сталкиваются с хроническим дефицитом квалифицированных кадров, предлагается также формировать стратегический прогноз, который учитывает этапы реализации крупных отраслевых проектов. Кроме того, отрасли необходим перспективный кадровый прогноз, опирающийся на продуктовый анализ, на анализ развития технологий и на анализ эффективности производства.   
«Здесь большое поле для работы, и мы рассматриваем цифровую кадровую платформу как основу для реализации межвузовских проектов. Мы уже говорили про межрегиональные практики, когда, например, студенты столичных вузов, которых готовят для конструкторских бюро, проходят стажировки в других регионах на предприятиях, с которыми эти бюро взаимодействуют. А студенты из этих регионов стажируются в столичных КБ. И цифровая среда позволяет не ограничиваться разовыми обменами информацией о такой «перекрестной» подготовке, а рационально выстроить подобные сетевые программы», – поделился своими идеями Михаил Погосян. 
Юрий Равикович, и.о. проректора по научной работе Московского авиационного института, посвятил свое выступление вопросам повышения эффективности работы консорциума аэрокосмических вузов России. Он напомнил, что в эту структуру входят 11 университетов, в рамках консорциумах сформированы 8 рабочих групп и выдвинул ряд предложений по активизации работы этих групп. Также Юрий Равикович поблагодарил руководство Самарского университета им. Королёва за организацию прошедшего в сентябре заседания Консорциума, посвященного совершенствованию работы аспирантуры и диссертационных советов.

Фото: Олеся Орина