Ученые Самарского университета завершили испытания беспилотного летательного аппарата "Фотон 601" (БПЛА). Аппарат ориентирован на решение гражданских задач: мониторинг проблемных участков магистральных трубопроводов нефтяных компаний, обследование гидросооружений, выявление несанкционированных свалок, контроль за добычей природных ресурсов и многое другое.
На беспилотном летательном аппарате "Фотон 601", разработанном в Самарском университете, было проведено девять испытательных полетов, в результате которых отработаны режим автоматического полета, возможность изменения маршрута, а также управление полезной нагрузкой (передача информации и ее качество).
Источников питания у БПЛА два - система солнечных панелей и двигатель внутреннего сгорания.
“Наша основная задача – работа над получением высокой эффективности солнечных панелей на борту БПЛА, - говорит один из разработчиков "Фотона 601", сотрудник Центра беспилотных систем Антон Назаров. - Мы их периодически включаем во время полетов и результаты нас удовлетворяют. Мы движемся к тому, чтобы в дальнейшем обеспечивать полет БПЛА исключительно на основе солнечной энергии. Это позволит аппарату перейти на более высокий уровень автономности, оправдывая свое название”.
“Наша основная задача – работа над получением высокой эффективности солнечных панелей на борту БПЛА, - говорит один из разработчиков "Фотона 601", сотрудник Центра беспилотных систем Антон Назаров. - Мы их периодически включаем во время полетов и результаты нас удовлетворяют. Мы движемся к тому, чтобы в дальнейшем обеспечивать полет БПЛА исключительно на основе солнечной энергии. Это позволит аппарату перейти на более высокий уровень автономности, оправдывая свое название”.
Еще одна отличительная черта "Фотон 601" - его потенциальная независимость от навигационных систем типа GPS и ГЛОНАСС. Полную автономность БПЛА призван обеспечить встроенный альтернативный навигационный блок, разработанный в Самарском университете. Он основан на принципах оптической навигации. Благодаря опорным точкам, заранее выставленным на протяжении маршрута, беспилотник способен ориентироваться на местности с помощью «технического зрения» и корректировать курс без использования спутниковых навигационных сигналов.
«Применяя автономную навигацию мы существенно увеличиваем радиус действия аппарата по сравнению с другими беспилотниками и значительно повышаем его надежность. Продолжительность полёта нашего БПЛА сегодня составляет до 24 часов - пояснил Антон Назаров. - Сейчас в России известных аналогов таким аппаратам нет. Есть много беспилотников с разными видами полезной нагрузки, но все они исключительно локального применения. Мы работаем над тем, чтобы расширить географию полёта - это резко повысит конкурентоспособность нашего аппарата».
Контроль за самыми важными блоками и узлами БПЛА на протяжении всего полета осуществляется с наземной станции управления. При потере радиосвязи "Фотон 601" автоматически возвращается на место взлета и совершает посадку. Если на пути «домой» связь возобновляется, то беспилотник снова возвращается на исходный маршрут для завершения полетного задания. При этом за аппаратом можно следить как в видимом спектре, так и в инфракрасном диапазоне.
В течение двух лет после получения разработчиками необходимых сертификатов и лицензий "Фотон 601" может быть запущен в серийное производство. Возможности БПЛА уже заинтересовали различные экологические структуры, нефтяные компании, а также силовые ведомства.
Для справки
Беспилотный летательный аппарат "Фотон 601" задуман как научная лаборатория для проведения экспериментов и оснащен двумя видами камер на гиростабилизированном подвесе. На беспилотнике Самарского университета можно также установить иную полезную нагрузку массой до 8,5 кг.