федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
К 100-летию ректора Куйбышевского авиационного института Виктора Павловича Лукачёва

К 100-летию ректора Куйбышевского авиационного института Виктора Павловича Лукачёва

Самарский университет

Юбилей заслуженного ректора коллектив Самарского университета отметит 4 апреля

история университета юбилей Лукачёв Виктор сотруднику бортжурнал
03.04.2020 1970-01-01
4 апреля 2020 года исполнилось бы 100 лет Виктору Павловичу Лукачёву - ректору с 1956 по 1988 годы. Куйбышевского ордена Трудового Красного Знамени авиационного института имени академика С.П. Королева, Герою Социалистического Труда, Заслуженному деятелю науки и техники Российской Федерации, профессору, доктору технических наук, лауреату премии Совета Министров СССР.
В.П. Лукачёв 32 года возглавлял Куйбышевский авиационный институт, и за это время институт и его ректор достигли выдающихся успехов: из небольшого провинциального вуз превратился в крупный учебно-научный центр, стал в ряд ведущих технических вузов страны.
Куйбышевский авиационный институт был открыт в 1942 году в сложнейшее для страны военное время. В Куйбышев тогда были эвакуированы около 30 предприятий и организаций авиационной промышленности. Здесь было организовано производство штурмовика Ил-2 - самого массового самолета Второй мировой войны. Фронту требовались самолеты, заводам - инженеры.
Любовь к авиации привлекла в институт ребят, хлебнувших военного лиха на фронте либо в тылу, который тоже «был фронтом». Они ехали в КуАИ с Сахалина, Дальнего Востока, из Сибири, Средней Азии, Поволжья не просто за инженерным дипломом (его можно было получить значительно ближе к родным местам), а за дипломом авиационного инженера. Самолеты и двигатели были в скромных кафедральных кабинетах, лабораториях; стенды и плакаты с характеристиками, узлами, технологической оснасткой - в читальном зале, в коридорах.
Первые шаги на посту ректора
В 1956 г. коллектив института рекомендовал на должность директора КуАИ совсем еще молодого преподавателя В.П. Лукачёва. И, как показали последующие события, выбор оказался весьма удачным.
Виктор Павлович Лукачёв родился 4 апреля 1920 г. в семье украинского шахтера в Дзержинске Донецкой области. По окончании средней школы в 1938 году поступил в Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, а в июле 1941 г. добровольцем ушел на фронт и воевал в качестве механика в составе авиационной дивизии на Ленинградском и Волховском фронтах. После тяжелого заболевания и контузии проходил лечение в госпиталях и был демобилизован из армии в 1943 г. В том же 1943 г. он поступил для продолжения учебы на IV курс КуАИ. По окончании института в 1946 г. работал на кафедрах авиадвигателей и теплотехники и теории авиадвигателей инженером, заведующим лабораторией, начальником моторной лаборатории, ассистентом и старшим преподавателем кафедры.
Первые 10 лет работы в КуАИ позволили В.П. Лукачёву проявить инженерные знания и способности, приобрести педагогический опыт, защитить кандидатскую диссертацию. Будучи избранным на должность секретаря партийного бюро факультета и партийного бюро института (1951-1954 гг.), он показал себя активным организатором, принципиальным руководителем.
Новому ректору нужно было решить очень много проблем: не хватало учебно-производственных площадей, не было ни одного общежития (при контингенте студентов дневного обучения 1350 чел.), мало было преподавателей с учеными степенями и званиями, трудно решались вопросы жилья для профессорско- преподавательского состава, в зачаточном состоянии находилась научно-исследовательская работа. Со всей энергией молодого руководителя В.П. Лукачёв берется за их решение. За спиной был коллектив, долго ждавший коренного развития и обновления института, и это придавало ему силы и решимости.
В.П. Лукачёв предложил не ждать комплексного строительства института, а получать необходимые площади хотя бы малыми долями.
В 1957-1958 гг. институт получил около 4000 кв. м в корпусе по улице Ульяновская, 18, занятых ранее авиационным техникумом и институтом «Гипроавиапром».
Усилия ректора находили поддержку в коллективе, в руководстве Минвуза СССР, в местных органах власти. В 1959 г. было завершено строительство жилого дома по улице Галактионовской, и 20 семей профессорско-преподавательского состава в самый канун 1960 года справили новоселье. В 1960 г. было построено общежитие № 1, где поселились около 500 студентов.
В начале 60-х годов были достигнуты первые успехи по улучшению состава научно-педагогических кадров. По представлению института Высшая аттестационная комиссия в 1960-1962 гг. присвоила ученое звание профессора В.М. Дорофееву, А.А. Комарову, М.И. Разумихину, А.М. Сойферу, в 1964 г. - ректору В.П. Лукачёву.
Развертывание НИР, рост кадров высшей квалификации (профессоров и докторов наук) дали возможность расширить подготовку кандидатов и докторов наук. В 1962 г. в институте впервые был создан ученый совет по защите кандидатских диссертаций.
В 1963 г. было построено студенческое общежитие № 2 на 515 мест, в 1965 г. - общежитие № 3 на 515 мест и корпус военной кафедры площадью 3 500 кв. м. Еще более «урожайным» был 1967 год: в марте было закончено строительство учебно-лабора- торного корпуса № 3 площадью 12 тыс. кв. м, а в сентябре - студенческого общежития № 4 на 515 мест.
Оглядываясь на истекшие десятилетия, можно с уверенностью сказать: ректор Лукачёв с задачами, поставленными жизнью, справился блестяще. Его имя с полным правом можно поставить рядом с именами генеральных конструкторов авиационно-ракетно-космической техники - Н.Д. Кузнецова и Д.И. Козлова.
Развитие связей с промышленностью - создание новых факультетов и лабораторий
С военных лет город Куйбышев быстро наращивал промышленный потенциал авиастроения. Авиационный и моторостроительный заводы города перестраивались на выпуск новейшей техники, для проектирования и освоения которой требовались квалифицированные инженеры-авиаторы и научная поддержка разрабатываемых проектов.
Эффективно управлять процессами подготовки инженеров и учёных нисколько не легче, чем строить космические корабли. Процесс обучения консервативен по своей природе: на подготовку авиационного инженера требуется 5,5-6 лет, на кандидатскую научную работу - дополнительно 3-6 лет, а на докторскую - еще 10-15 лет. Итого, на подготовку специалиста высшей квалификации необходимо в среднем 20-25 лет. Таким временем «для разбега» ректор В.П. Лукачёв не располагал. В то же время подготовить толкового инженера без преподавателей-докторов наук невозможно. Поэтому главное внимание он уделял повышению научной и педагогической квалификации преподавателей, справедливо считая, что уровень подготовки специалиста напрямую зависит от интеллектуального потенциала преподавателя, и тем, кто успешно совмещал научную работу с педагогической, оказывал всемерное содействие в материальных и бытовых вопросах.
Организация совнархозов позволила властям высвободить инициативу местных организаций и сконцентрировать внимание и ресурсы на решении региональных задач, в числе которых были оборонные отрасли. Понимая важность решения кадровых проблем, руководитель совнархоза В.Я. Литвинов, бывший директор авиационного завода, активно поддержал инициативу В.П. Лукачёва по созданию в КуАИ первых в стране девяти отраслевых научно-исследовательских лабораторий. В этой идее ректор видел локомотив, с помощью которого можно вытянуть многие проблемы вуза: поднять научный потенциал преподавателей; улучшить их материальное положение; привлечь отраслевые и централизованные ресурсы для строительства КуАИ.
Новая форма связи вузовской науки с производством полностью себя оправдала. В институте появилась организационная и материальная основа для научной работы преподавателей и студентов. В первые же годы работы лабораторий на кафедрах В.М. Дорофеева, А.М. Сойфера, А.П. Меркулова и других появились новые научные идеи и выдающиеся изобретения, до сих пор используемые в авиационной и ракетно-космической технике. Постоянная поддержка науки в вузе способствовала быстрому росту научного потенциала преподавателей.
Наш институт не только отслеживал потребность в инженерных кадрах, но и как бы упреждал необходимость подготовки специалистов нужных специальностей. После окончания войны, в далёком 1949 году, были приняты две группы студентов для обучения по новой специальности «Техническая эксплуатация самолётов и двигателей». Это был новый отряд специалистов для гражданской авиации, подготовленный для эксплуатации реактивной техники. Окончив институт в 1955 году, они пришли во многие подразделения гражданской авиации в то время, когда на воздушных трассах появился самолет Ту-104.
Такая стратегия подготовки кадров была продолжена и развита В.П. Лукачёвым.
В связи с интенсивным развитием в нашем городе самолётостроения и двигателестроения, а также строительством крупного металлургического завода институт принял решение о подготовке инженеров по специальности «Обработка металлов давлением». Первый набор студентов для обучения новой специальности был осуществлен в 1956 году. Так появился четвертый факультет - факультет обработки металлов давлением. Выпускники этого факультета составили инженерную основу металлургического комбината, они выросли до руководителей производства на предприятиях нашего города, области и других регионов нашей страны.
В конце 50-х годов радиоэлектронные системы и комплексы заняли достойное место на борту летательных аппаратов, в стенах цехов передовых производств. В связи с острой потребностью в специалистах в области радиоэлектроники наш институт в 1959 году начал подготовку по специальности «Конструирование и производство радиоаппаратуры».
Появление ЭВМ и автоматизированных систем управления летательными аппаратами, объектами машиностроения, экономики, производством поставило задачу подготовки инженеров - специалистов по системотехнике, прикладной математике, программированию, электронике. Подготовка таких специалистов началась в 1971 году. Организационно нынешний факультет информатики оформился в 1975 году.
Много времени и сил В.П. Лукачёв уделял развитию и укреплению научных и творческих связей с отраслевыми предприятиями. Уже в 1956 году совместно с Н.Д. Кузнецовым он организует вечернее отделение факультета двигателей летательных аппаратов на базе Куйбышевского моторного завода. Позже открывается вечернее отделение при металлургическом заводе имени В.П. Ленина. Большую помощь в укреплении материальной базы и кадрового потенциала КуАИ оказали Н.Д. Кузнецов и Д.И. Козлов, приглашённые на заведование кафедрами. Введенная В.П. Лукачёвым практика широкого привлечения ведущих специалистов предприятий к преподавательской деятельности позволила значительно поднять уровень подготовки инженеров и вплотную приблизить процесс обучения к практическим задачам производства.
Не упускал Виктор Павлович и возможностей пополнить кадровый потенциал из числа докторов и профессоров внешних организаций: отраслевых научно-исследовательских институтов и ведущих вузов. Как человек общительный, он умел увлечь собеседника грандиозными планами развития вуза, нарисовать перспективы создания новой специальности, новой кафедры, научного направления или даже нового факультета. Активная общественная деятельность в качестве председателя областного отделения Всесоюзного совета научно-технических обществ, председателя совета ректоров вузов области открывала ему возможность широких контактов с ведущими научными центрами страны. Приглашенные ученые и профессора имели полную поддержку ректора в реализации их научных и педагогических замыслов.
К 1967 г. в институте велась подготовка инженеров по 8 специальностям, а контингент студентов увеличился до 7 ООО человек.
Свидетельством роста авторитета института на уровне Минвуза СССР было включение КуАИ в состав 29 вузов страны, которым была предоставлена возможность иметь индивидуальный учебный план со сроком обучения 5 лет 6 месяцев.
Сказанное выше подтверждает, что к своему 25-летнему юбилею коллектив института под руководством ректора В.П. Лукачёва добился значительных успехов по всем направлениям своей деятельности. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.02.1966 г. институту присвоено имя выдающегося ученого и конструктора космических аппаратов академика С.П. Королева, а указом Президиума Верховного Совета СССР от 07.01.1967 г. институт первым из вузов города Куйбышева был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В том же году орденом Трудового Красного Знамени был награжден и ректор института В.П. Лукачёв.
Не все в коллективе знали и знают, сколько больших и малых трудностей, запретов приходилось преодолевать ректору при строительстве зданий и сооружений. Материальная база - не только учебные корпуса, общежития, столовые, но и оборудование, приборы для учебного процесса и научных исследований. Ректор В.П. Лукачёв много сделал по оснащению кафедр и лабораторий современным оборудованием, особое внимание он обращал на вычислительную технику.
Образование через исследования
В следующие 20 лет продолжалось дальнейшее наращивание объема НИР, повышение их уровня и совершенствование форм организации. К имевшимся девяти ОНИЛ в 1979-1985 гг. было создано 9 новых отраслевых лабораторий и лаборатория «Автоматизация научных исследований» Академии наук СССР.
В 1985 г. на вечерних факультетах началась подготовка инженеров с сокращенным сроком обучения из числа лиц, имеющих среднетехническое образование по профилю специальности и стаж работы не менее трех лет. На факультетах № 1 и 2 была введена подготовка инженеров по конструкторской и технологической специализации, а также со специализацией по лазерной технологии. На факультетах № 2 и 5 началась подготовка инженеров по системе: 4 дня аудиторных занятий в институте и 2 дня работы на предприятии или в КБ (НИИ).
В 1969 г. институт одним из первых в стране ввел в учебные планы всех специальностей дневного обучения учебно-исследовательскую работу (3 этапа). Также одним из первых в стране институт разработал и ввел в учебные планы «Программу формирования профессиональных и общественно-политических качеств молодых специалистов», предусматривающую создание четырех школ воспитания и завершающуюся общественно-политической практикой (ОНИ).
Предметом постоянного внимания и заботы ректора В.П. Лукачёва было улучшение постановки научно-методической работы, в частности, улучшение методического обеспечения учебного процесса. В конце 50-х годов в институте начинается и в последующие годы все более увеличивается издание учебных пособий, конспектов лекций и методических пособий. Фактически была решена проблема полного методического обеспечения учебного процесса.
Огромным уважением пользовался В.П. Лукачёв у студентов. Он часто посещал стройотряды, бывал на концертах самодеятельности, был частым гостем в общежитиях. Он понимал проблемы молодёжи и легко находил общий язык со студентами любого курса.
В начале 80-х годов ректор института и заведующий кафедрой В.П. Лукачёв поддержал инициативу группы ученых по организации целевой интенсивной подготовки студентов (ЦИПС). Фактически речь шла о подготовке инженерной элиты. Сейчас трудно переоценить смелость и своевременность этого шага.
Свидетельством признания успехов института было неоднократное присуждение ему первых и призовых мест в соревновании вузов города, РСФСР и СССР. В 1987 г. институт занял первое место во Всесоюзном соревновании вузов с вручением переходящего знамени Минвуза СССР и ЦК профсоюза. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13.03.87 г. № 326 институт включен в число ведущих вузов страны.
Лукачёв-ученый
В.П. Лукачёв никогда не считал себя чистым администратором. Он крупный ученый в области процессов смесеобразования и горения в двигателях летательных аппаратов. По его инициативе и под его руководством в ОНИЛ-2 были начаты исследования по охране окружающей среды. В 1972 г. Виктор Павлович защитил докторскую диссертацию, в 1975 г. был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».
В.П. Лукачёв является автором или соавтором 200 научных работ, 6 патентов, 33 авторских свидетельств.
С 1958 г. он руководил кафедрой теплотехники и тепловых двигателей, а с 1969 г. заведовал кафедрой теории двигателей летательных аппаратов (ТДЛА) и был научным руководителем отраслевой научно-исследовательской лаборатории микроэнергетики (ОНИЛ-2). До сих пор кафедра ТДЛА - одна из лучших в университете. Виктор Павлович никогда не порывал связей со студенческой аудиторией, читал на факультете № 2 лекции по тепловым и перспективным двигателям.
Кафедра ТДЛА и ОНИЛ-2 под руководством В.П. Лукачёва стали настоящей кузницей научных кадров. Питомцами научной школы кафедры являются 25 кандидатов и 7 докторов технических наук.
Неуемной энергии В.П. Лукачёва хватало не только на научную работу. С 1973 по 1987 гг. он являлся председателем Куйбышевского областного совета ректоров вузов. С 1956 г. он неоднократно избирался в состав партийного комитета института, членом бюро Ленинского райкома КПСС и членом Куйбышевского горкома и обкома КПСС. В.П. Лукачёв был делегатом XXV съезда КПСС.
К сожалению, в последние годы тяжелая болезнь подтачивала его силы, и 29 апреля 1988 г. его не стало.
С целью увековечения памяти В.П. Лукачёва были открыты мемориальные доски на фасадах корпусов №1 и 5 Самарского университета, Октябрьский проспект переименован в улицу В.П. Лукачёва, где студенчество проводит массовые мероприятия памяти ректора, которые так и называются - «Праздник улицы Лукачёва».
Причины успеха
Попытаемся объяснить причины его столь успешной деятельности.
Первое, что следует отметить, - это большая работоспособность, неиссякаемый запас энергии, целеустремленность, высокая жизненная, общественно-политическая и производственная активность.
Второе - максимализм в постановке целей, способность справляться с задачами, решение которых для многих, в том числе и специалистов, кажется невозможным. Его никогда не смущали трудности.
Третье - В.П. Лукачёв очень ценил, уважал и любил родной институт. В 70-е годы неоднократно получал предложения перейти на более престижную и солидную руководящую работу в партийные органы, в Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР, но каждый раз отказывался.
Четвертое - при достаточно уважительном отношении к вышестоящему начальству В.П. Лукачёв был необычайно смелым в постановке и решении вопросов, касающихся жизни и деятельности коллектива. Он редко шел по длинному и вязкому пути инстанций, а всегда стучался к руководителю того уровня, который мог не просто похлопотать, посодействовать, помочь, а полностью решить вопрос. Ни один вопрос он не считал мелким, и если интересы коллектива или его отдельного члена требовали, он обращался к первым руководителям партийных, советских органов или Минвуза РСФСР и СССР.
Пятое - демократизм. В своих отношениях с коллективом, сотрудниками, студентами он всегда был демократичным, доступным, простым. Он доверял своим помощникам: проректорам, руководителям подразделений - деканам, заведующим кафедрами, руководителям отделов и служб, поощрял самостоятельность. И редко кто не оправдывал его доверие.
И последнее. Он очень ценил инициативу руководителей разных уровней и сотрудников института и не просто разрешал, а всячески поддерживал, помогал в реализации всех начинаний. Здесь играла большую роль его способность видеть перспективу, прогнозировать.
За плодотворную работу, научную, учебно-воспитательную и общественно-политическую деятельность В.П. Лукачёву в 1987 г. присвоено почетное звание Героя Социалистического Труда. Он награжден также многими орденами и медалями СССР.
Виктор Сойфер, академик РАН, президент Самарского университета, по материалам сборника очерков и воспоминаний "Ректор Лукачёв Виктор Павлович", 2010 г.