федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Роль личности

Роль личности

Самарский университет

4 апреля исполнилось 100 лет со дня рождения Виктора Павловича Лукачёва

Лукачёв Виктор бортжурнал студенту сотруднику юбилей история университета
06.04.2020 2020-04-07
Журнал "Первый" подготовил спецвыпуск, посвященный 100-летию со дня рождения легендарного ректора КуАИ Виктора Павловича Лукачева. Самарский университет предлагает вместе с родными, близкими, коллегами и соратниками Лукачева предлагает разобраться в феномене этого уникального человека. 
В истории Самарского университета, региона, а может быть, и всей страны Виктор Лукачев навсегда останется одной из самых ярких личностей. Его имя с полным правом можно поставить рядом с именами гениальных конструкторов — Сергея Королёва, Николая Кузнецова и Дмитрия Козлова. В чем феномен Лукачева? Как молодому ректору, принявшему руководство вузом в 36 лет, удалось превратить его во флагман профильных национальных исследовательских институтов страны, "Первому" рассказали коллеги и соратники "великого ректора".
Великий ректор
Более тридцати лет жизни Виктор Лукачев посвятил реализации своей главной мечты — строительству вуза нового типа Послевоенные высокие темпы развития авиационной и ракетно-космической отраслей СССР потребовали скорейшего решения проблемы подготовки квалифицированных инженерных кадров и научной поддержки разрабатываемых проектов. С именем Виктора Лукачева связан важнейший этап строительства и становления не только университета, но и города Самары (тогда Куйбышева), да и всей страны, и авиационно-космической отрасли, и высшей школы. Имя Виктора Павловича Лукачева вписано в историю. 
Прерванный полет 
Виктор Лукачев более трех десятилетий руководил Куйбышевским авиационным институтом и более 45 лет прожил в Куйбышеве. Единственный советский ректор — Герой Социалистического Труда. Даже сегодня Лукачев живее всех живых. Мы ходим по улицам, которые построил он, мы живем в городе, где энергией его замыслов и поступков вызваны из небытия и отстроены дома, студенческий городок, исследовательские лаборатории, бассейны и спортивные залы. Мы читаем о нынешних достижениях российской космонавтики и авиационно-космических отраслей науки, самого вуза — и это тоже все он, Лукачев. Сотни тысяч его учеников, выпускников КуАИ, придя в самые разные отрасли науки, производство, общественную жизнь и власть нашей страны, стали лидерами, новаторами, двигающими вперед все Отечество. И это тоже он, Лукачев. И в этом смысле, он, конечно, никакой не исторический персонаж, а живой человек. Он в 36 лет "принял" институт, когда на всего двух его факультетах обучалась тысяча студентов, а оставил будущий аэрокосмический университет с семью дневными и двумя вечерними факультетами, на которых становились творцами авиационно-космической техники почти десять тысяч молодых инженеров.
В начале 1950-х в штате КуАИ среди чуть более чем ста преподавателей какое-то время был всего один-единственный профессор — доктор технических наук Наум Резников. К концу "эпохи Лукачева" в числе почти 800 преподавателей института было 37 профессоров, докторов наук, свыше 400 кандидатов наук. В институте появилась не только собственная аспирантура, но и докторантура, открылись диссертационные советы. Вслед за создан — ными тридцатью суперсовременными научно-исследовательскими лабораториями возникло целых пять научно-исследовательских институтов. Это, конечно, далеко не все, что успел свершить Виктор Павлович Лукачев. На пустыре у Ботанического сада воздвигнут крупнейший в Самаре студенческий городок. В зеленой зоне построен спортивнооздоровительный лагерь для студентов и детей сотрудников. В престижных районах города — два жилых дома для преподавателей и сотрудников. На Волге сооружен яхт-клуб. На окраине города выстроен учебный аэродром, оснащенный самой современной авиационной техникой, включая сверхзвуковой пассажирский самолет ТУ-144. Все перечисленное не исчерпывает того, что сделано коллективом КуАИ под руководством Виктора Лукачева. Успех грандиозного проекта обусловлен, прежде всего, личностными качествами ректора. Он сумел сгенерировать интерес к своему проекту на всех уровнях государственной и общественной иерархии: от союзных министерств и главков до городских властей, руководителей промышленных предприятий, преподавателей и студентов института. В 1972 году В.П.Лукачев защитил докторскую диссертацию. В 1978 году удостоен почетного звания "Заслуженный деятель науки и техники". В.П.Лукачев — автор и соавтор 200 научных работ, шести патентов, 33 авторских свидетельств. С 1958 года он руководил кафедрой теплотехники и тепловых двигателей, а с 1969 года — кафедрой теории двигателей, был научным руководителем отраслевой НИЛ микроэнергетики. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1987 года за вы — дающиеся заслуги в научной, учебно-воспитательной и общественно-политической деятельности, а также в подготовке научных кадров Виктор Павлович Лукачев награжден орденом Ленина и золотой ме — далью "Серп и Молот". Умер 29 апреля 1988 года после продолжительной болезни, но шокирующе внезапно для окружающих — скрывал свою лейкемию, "подхваченную" в отпуске в чешском урановом руднике... 
Похоронен в Самаре на Рубежном кладбище. 
Как помог "жилищный вопрос" 
Откуда корни Лукачевых, где "месторождение" таких мощных людей? В украинских степях угольного Донбасса. Он оттуда, где дороги засыпаны угольной крошкой, терриконы шахт — обязательная примета пейзажа, а поселки шах — теров по весне украшены шапками цветущих вишен и чере — шен. В одном из них, около рудника Щербиновка, ставшего городом Дзержинском, и родился ровно 100 лет тому назад, 4 апреля 1920 года, Виктор Лукачев. Его отец, Павел Федотович, всю жизнь проработавший в забоях и на проходке, был из семьи русских крестьян, перебравшихся в Донбасс на заработки из центральных губерний. Мать, Полина Петровна, очень любила своего Витю, оказавшегося единственным ребенком: после болезни других детей у нее не было. Детство Виктора было трудным. В страшно голодном 1933 году он, 13-летний, помогал спасти себя и семью, вылавливая в полях сусликов. Учился в рудничной школе и, как многие тогда, мечтал о небе, самолетах. Тем более что эта мечта подогревалась аэроклубом и учебными "кукурузниками".
Школьником Виктор Лукачев не смог подняться в небо. Но после выпуска поехал в Ленинград и поступил в Институт инженеров гражданского воздушного флота, который, по его мнению, давал ему прямую путевку в небо. Одновременно учился в аэроклубе, успел до начала советско-финской войны налетать 50 часов. А через год началась Великая Отечественная. Лукачев с институтскими друзьями добровольцем прорвался на фронт, хотя учеба в его вузе предоставляла ему законную "бронь". С тремя курсами авиационного института он был направлен механиком самолетов в истребительный авиаполк, кочевавший вместе со своей авиадивизией по полевым аэродромам Ленинградского и Волховского фронтов. Сутками под открытым небом, в дождь, снег и мороз, он и его товарищи готовились к вылетам. А когда те, случалось, сбитые "мессерами", падали, вытаскивали их из лесов и болот. В один из таких "болотных походов" осенью 1942 года, почти сутки пробарахтавшись в ледяной жиже, тогда уже сержант Лукачев сильно застудил почки. Санитарный эшелон попал под бомбежку. К болезни почек прибавилась тяжелая контузия. На лечение он попал в глубокий тогда тыл — в Куйбышев, на Волгу. Здесь его и комиссовали из армии по состоянию здоровья. Как раз в том 1942 году, на его счастье, был организован авиационный институт. И ставший инвалидом двадцатидвухлетний кавалер ордена Отечественной войны и медали "За оборону Ленинграда" продолжил прерванную учебу. В институтской среде фронтовик-доброволец и орденоносец Лукачев сразу был отмечен особым вниманием и уважением. Человек честолюбивый, сильный, с несомненно врожденными организаторскими способностями, он стал ярким общественным лидером — секретарем комитета комсомола, председателем профкома, наконец, секретарем партбюро института. Спустя год после Победы Виктор Лукачев, к тому времени уже успевший обзавестись семьей, получил диплом и был оставлен на кафедре авиадвигателей и теплотехники как подающий большие надежды молодой специалист. Его хотел тогда взять к себе в КБ генеральный конструктор Николай Дмитриевич Кузнецов, будущий профессор и заведующий кафедрой этого института, которому тоже нужны были талантливые моторостроители. Но в "хозяйстве" Кузнецова квартиры для Лукачева сразу не нашлось, а институт сумел выделить комнату. Так "жилищный вопрос" помог КуАИ обрести своего будущего знаменитого ректора. За относительно короткий период студенческих лет и последующей работы на кафедре он успешно одолел нелегкие ступени общественного деятеля от секретаря комитета комсомола, председателя профкома до секретаря партбюро института. Трудовую деятельность молодой специалист начал на кафедре теории авиадвигателей с должности инженера, а затем заведующего моторной лабораторией. Далее его карьера складывалась традиционно: ассистент, старший преподаватель, соискатель кандидатской диссертации, кандидат технических наук, доцент. 
Ректор космического призыва 
В 1956 году "встал вопрос об укреплении руководства институтом", и обком партии принял неординарное решение о 36-летнем кандидате технических наук. Целеустремленный, напористый и пробивной, смелый и одновременно осторожный и гибкий в отношениях с высоким начальством, Лукачев оказался во главе начинавшего быстро расти института именно в тот момент, когда самолетостроители, повинуясь велению времени, начали "превращаться" в создателей ракетно-космических систем. Но до "прорыва в космос" молодого ректора ждали сложнейшие и труднейшие дела на земных орбитах. В первые же месяцы он "пробивает" в обкомовских и облисполкомовских кабинетах решение о строительстве первого институтского общежития и жилого дома для преподавателей. А к началу нового учебного года добивается освобождения большого соседнего помещения для института. При поддержке бывшего директора авиационного завода № 1 Виктора Яковлевича Литвинова, возглавлявшего к тому времени Совнархоз, в институте создается девять отраслевых научно-исследовательских лабораторий. В этой идее молодой ректор видел локомотив, с помощью которого можно вытянуть многие проблемы вуза: поднять научный потенциал преподавателей, улучшить их материальное положение, привлечь отраслевые и централизованные ресурсы для строительства КуАИ. Новая форма связи вузовской науки с производством полностью себя оправдала. В институте появилась организационная и материальная основа для научной работы преподавателей и студентов. В первые же годы работы лабораторий на кафедрах В.Дорофеева, А.Сойфера, А.Меркулова и других появились новые научные идеи и выдающиеся изобретения, до сих пор используемые в авиационной и ракетно-космической технике. Постоянная ректорская поддержка науки способствовала быстрому росту научного потенциала преподавателей. За достигнутые результаты в организации научно-исследовательской деятельности в 1967 году КуАИ и его ректор были удостоены высокой государственной награды — ордена Трудового Красного Знамени. И это были только первые шаги. А дальше — поражающая масштабами воображение, неизменно созидательная, да еще с какимто поистине "ракетным ускорением" работа. Причем каждое дело диктовалось созданием и расширением в Самаре, на Волге предприятий ракетно-космического комплекса и авиационного машиностроения. 
Учиться и летать 
Эффективно управлять процессами подготовки инженеров и ученых нисколько не легче, чем строить космические корабли. Процесс обучения консервативен по своей природе: на подготовку авиационного инженера требуется 5,5-6 лет, на кандидатскую научную работу — дополнительно от трех до шести лет, а на докторскую — еще 10-15 лет. Итого на подготовку специалиста высшей квалификации необходимо в среднем 20-25 лет. Таким временем "для разбега" ректор В.П.Лукачев не располагал. В то же время подготовить толкового инженера без преподавателей — докторов наук невозможно. Поэтому с самого начала своей деятельности ректор главное внимание уделял повышению научной и педагогической квалификации преподавателей, справедливо считая, что уровень подготовки специалиста напрямую зависит от интеллектуального потенциала преподавателя, и тем, кто успешно совмещал научную работу с педагогической, оказывал всемерное содействие в материальных и бытовых вопросах. Правдами и неправдами "пробивал" строительство первого, а позднее и второго жилых домов для педагогов, искал возможности получения жилья у городских властей и на промышленных предприятиях. Много времени и сил Лукачев уделял развитию и укреплению научных и творческих связей с отраслевыми предприятиями. Уже в 1956 году совместно с Н.Кузнецовым он организует вечернее отделение факультета двигателей летательных аппаратов на базе Куйбышевского моторного завода. Позже открывается вечернее отделение при металлургическом заводе имени В.И.Ленина. Большую помощь в укреплении материальной базы и кадрового потенциала КуАИ оказали Н.Д.Кузнецов и Д.И.Козлов, приглашенные на заведование кафедрой конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов и кафедрой летательных аппаратов. Введенная В.П.Лукачевым практика широкого привлечения ведущих специалистов предприятий к преподавательской деятельности позволила значительно поднять уровень подготовки инженеров и вплотную приблизить процесс обучения к практическим задачам производства.
Основные вехи "эпохи Лукачева" 1956 год. 
В Куйбышеве строится новый завод — крупнейший в Европе металлургический комбинат легких сплавов. И в институте открывается металлургическое отделение обработки металлов давлением. 1958 год. Сергей Павлович Королев присылает в Куйбышев Дмитрия Ильича Козлова для организации на заводах № 1 и № 24 серийного выпуска стратегических ракет "Р-7″ и двигателей к ним. В институте на следующий же год открывается подготовка инженеров-ракетостроителей, специалистов конструирования и производства радиоаппаратуры, систем управления ракетами и ракетных двигателей. 1962 год. В ответ на необходимость изготовлять на заводе "Экран" точнейшие космические приборы и разнообразные радиоэлектронные средства открывается радиотехнический факультет. 1971 год. В производство внедряются автоматизированные системы обработки информации и управления. И в авиационном создается отделение АСУ и прикладной математики, преобразованное впоследствии в факультет информатики. 1986 год. Только начаты перестроечные реформы. Но уже чувствуется необходимость в будущих организаторах производства в рыночных условиях. И институт начинает подготовку инженеров-управленцев, что впоследствии, уже после смерти Лукачева, приводит к рождению факультета менеджмента. 
Декан факультета двигателей, профессор Юрий Алексеевич Кныш, принявший в свое время от Виктора Лукачева заведование кафедрой теории двигателей летательных аппаратов, свидетельствует: "Лукачев был максималистом в постановке и достижении целей, которые для многих казались невозможными. Мне кажется, в его натуре было что-то полководческое, неукротимое, как у Королева или Жукова. Он был необычайно смелым и потому очень редко шел по длинному и вязкому пути инстанций: отдел — главк — заместитель министра или райком — горком — отдел обкома... Нет, он часто стучался к руководителям такого уровня, — так называемым "первым лицам", которые могли не просто "вообще" посочувствовать, похлопотать, посодействовать, помочь, а, не затягивая, решить проблемы развития института"
Бывший многолетний председатель Куйбышевского горисполкома Алексей Андреевич Росовский вспоминает: "Виктор Павлович был дипломатом. Но напористым дипломатом. Заполучив у нас землю под застройку студенческого городка, правдами и неправдами довел дело до конца. Новые учебные корпуса, научно-технический центр, база авиационной техники, спорт-комплекс, комбинат питания, профилакторий, семь студенческих общежитий — все это появилось благодаря неутомимым стараниям этого замечательного человека". 
Генеральный конструктор и генеральный директор ракетно-космического центра "ЦСКБ-Прогресс" Дмитрий Ильич Козлов, с 1958 года рука об руку проработавший с Виктором Павловичем, причем 20 лет в качестве профессора, особо отмечал в своих воспоминаниях, что тот сумел оснастить кафедры и лаборатории самым современным оборудованием. "Современная для каждого периода электронно-вычислительная техника всегда была дорогой и дефицитной, — вспоминает Козлов. — Но когда я впервые побывал в институте, там уже работала ЭВМ первого поколения "Урал-I". Благодаря Лукачеву ее приобрели в 1957-м, наверное, одной из первых ЭВМ во всей области". Бессменный ученый секретарь института Таисия Дмитриевна Павлова считает, что Виктор Павлович был душой всей региональной научной элиты: "Он долгое время возглавлял областной Совет научно-технических обществ. Это была крупнейшая организация в Советском Союзе. Благодаря нашему ректору в городах области создавались Дома науки и техники".