федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Сделаем институт гвардейским!

Сделаем институт гвардейским!

Самарский университет

В каких условиях учились первые студенты Куйбышевского авиационного института рассказывает Сергей Чеботарев

студенту сотруднику 75 лет Победы история университета Полет (газета) Музей авиации и космонавтики им. С.П. Королёва
23.06.2020 2020-06-25
Июль 1942 года. В разгар Великой Отечественной войны в Куйбышеве создаётся авиационный институт. О том, каким было это время, в каких условиях учились первые студенты, рассказывает начальник управления имущественных отношений Сергей Чеботарёв.

Исторический контекст

29 июня 1941 года вышла директива СНК и ЦК ВКП(б) по поводу мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков. В ней чётко указывалось партийным и советским организациям прифронтовых областей: "Мы должны быстро и решительно перестроить всю свою работу на военный лад". Фактически эта директива стала программой действий по переводу страны на военные рельсы.

30 июня СНК СССР принял мобилизационный народнохозяйственный план, согласно которому в восточные районы СССР (Поволжье, Урал, Сибирь, Казахстан) к началу 1942 года были эвакуированы и сразу введены в строй почти 2600 крупных промышленных предприятий, из которых 1360 заводов были оборонного профиля.

Куйбышев тоже вошёл в число городов, принявших эвакуированных: осенью 1941 году из Москвы, частично переехали аппараты ЦК ВКП(б), Президиума Верховного Совета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР, ЦК ВЛКСМ, Наркомат иностранных дел, дипломатический корпус, были эвакуированы более 40 промышленных предприятий.

К началу 1942 года в Куйбышеве из всех перебазированных предприятий и организаций почти тридцать были авиационной промышленности: помимо производства самолётов (Ил­2) изготавливались авиационные двигатели (АН­38), комплектующие к ним, работали предприятия по обеспечению деятельности авиационного комплекса. Всё это заставило руководство области серьёзно задуматься о подготовке так необходимых для авиационной сферы инженерных кадров и инициировать создание в городе Куйбышеве высшего учебного заведения авиационного профиля. 17 июля 1942 года был подписан приказ Всесоюзного Комитета по делам высшей школы при СНК СССР об открытии авиационного института в городе Куйбышеве.

Занятия в классе конструкции самолетов

Под крылом партии

Создание Куйбышевского авиационного института принято связывать с постановлением СНК СССР от 8 июня 1942 года № 891 и приказом Всесоюзного Комитета по делам высшей школы при СНК СССР от 17 июля 1942 года № 143/М "Об открытии авиационного института в городе Куйбышеве" (что в настоящее время зафиксировано в уставе Самарского университета).

Но первые упоминания о создании КуАИ приходятся на весну 1942 года.

16 марта 1942 года бюро обкома ВКП(б) было принято постановление (подписано секретарём обкома Никитиным) следующего содержания:
  1. Просить Государственный Комитет Обороны разрешить открыть в г. Куйбышеве авиационный институт на базе существующего индустриального института, сохранив факультет боеприпасов.
  2. Закрепить за авиационным институтом весь наличный педагогический персонал индустриального института и учебное оборудование.
  3. Предложить директору завода № 24 Железнову освободить переданные под общежитие рабочих учебный и административные корпуса индустриального института за счёт переселения рабочих в другие помещения.
  4. Считать целесообразным при авиаинституте открыть вечернее отделение без отрыва от производства.
25 апреля 1942 года датирована справка секретарю обкома ВКП(б) Муратову об открытии авиационного института. В ней говорится о телефонном звонке из Всесоюзного Комитета по делам высшей школы при СНК СССР, в котором председатель Комитета Кафтанов сообщил, что организация авиационного института на базе индустриального института встречает возражения, и предложил два варианта:
  1. Организация авиационного факультета при индустриальном институте.
  2. Организация авиационного института на базе ликвидированного планового института и, если мало будет зданий, плюс здания строительного института без ликвидации индустриального.
В справке об открытии авиационного института, подписанной заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации обкома ВКП(б) Орловой 4 июля 1942 г., упоминается о том, что 16 марта также высказывалось мнение отдела пропаганды и агитации обкома ВКП(б) о целесообразности открытия авиационного института на базе Куйбышевского планового института, передав авиационному институту учебный корпус, общежитие, учебное оборудование и библиотеку планового института.

Эти документы показывают инициативу, глубокое вовлечение и активное участие в процессе создания авиационного института Куйбышевского обкома ВКП(б).

Областной комитет партии с первых дней войны взял на себя контроль за всем, что происходило в области, в том числе за деятельностью вузов.

Так, в июле 1941 года обкому удалось отменить приказ Всесоюзного Комитета по делам высшей школы при СНК СССР о закрытии индустриального института. Помещения для занятий нашлись, а к марту 1942 года были частично восстановлены десять наиболее важных лабораторий.

29 июня 1942 года Куйбышевский обком ВКП(б) и облисполком приняли постановление о плане приёма в вузы на 1942 год и мероприятиях по укреплению высших учебных заведений. В 1942 году 9 вузов области набирали 3110 человек. Причём 1000 абитуриентов (30% от всего приёма!) предполагалось направить именно в Куйбышевский авиационный институт. То же постановление предписывало освободить к 1 сентября 1942 года, бывший учебный корпус планового института по Кооперативной улице, №151, для размещения в нём авиационного института.

Первый руководитель

Первым руководителем Куйбышевского авиационного института стал Александр Миронович Сойфер, назначенный исполняющим обязанности директора. А.М. Сойфер обладал серьёзным опытом в сфере научно-образовательной деятельности: 10 лет проработал в Харьковском авиационном институте, защитил кандидатскую диссертацию, ему было присвоено учёное звание доцента, возглавлял кафедру авиационных двигателей. В 1941 году Харьковский авиационный институт был эвакуирован в Казань, где А.М. Сойфер занимал должности заведующего кафедрой и декана факультета авиадвигателей.

Первым приказом от 1.07.1942 года Сойфер возложил на себя обязанности директора по Куйбышевскому авиационному институту. Приказ был подписан в Казани. Приказ Главного управления учебных заведений НКАП от 26.07.1942 г. № 34 назначал А.М. Сойфера и исполняющим обязанности заместителя директора института по учебной и научной работе.

За пять месяцев под руководством А.М. Сойфера был пройден путь от принятия решения о создании института до реально работающей образовательной организации. За это время корпус №1 был частично освобождён от проживающих, проведён ремонт, подготовлены учебные аудитории, места для проживания студентов и сотрудников института, проведён набор студентов, организованы факультеты и кафедры, сформированы управленческие структуры института, подготовлено расписание занятий, и самое главное – 1 октября 1942 года начались учебные занятия.

Разумихин. Консультация дипломников

Декабрь 1942 года. Создан учёный совет

Приказом по Народному Комиссариату авиационной промышленности Союза ССР от 27 ноября 1942 года исполняющим обязанности директора Куйбышевского института был назначен Фёдор Иванович Стебихов. А.М. Сойферу же надлежало приступить к исполнению своих обязанностей заместителя директора по учебной и научной работе.

28 декабря 1942 года приказом № 63 Главного управления учебных заведений НКАП был утверждён в составе 25 человек коллегиальный орган института – учёный совет. В его состав наряду с директором, заместителями директора, деканами факультетов, заведующими кафедрами, представителями партийной, комсомольской и профсоюзной организаций были включены Герой Социалистического Труда, директор авиационного завода № 1 им. Сталина А.Т. Третьяков, директор филиала Всесоюзного научно­исследовательского института авиационных материалов Н.И. Корнеев. А Герой Социалистического Труда, главный конструктор ОКБ завода № 24, впоследствии академик АН СССР А. А. Микулин был назначен также консультантом института.

Защита дипломного проекта. Председатель ГЭК В.Я. Литвинов, директор завода №31 им. Сталина

А.М. Сойфер так описывал свои первые впечатления от здания, предоставленного для размещения института: "Дом № 151 вызвал некоторое разочарование: двухцветный, мрачноватый. Захожу – ничего не могу понять: одни крохотные каморки с фанерными стенками, шум примусов, визг детей". На момент первого посещения здания в нём размещалось общежитие одного из заводов, в котором проживало около двух тысяч рабочих с семьями.

К тому же времени относится акт от 28 июля 1942 года осмотра и проверки здания, подписанный А.М. Сойфером, а также инженером В.Ф. Волошиным и комендантом здания Богатовым. Из акта следует, что в корпусе не работали водопровод, отопление, канализация, в окнах отсутствовали стёкла и т.д. Таких проблем в акте было отмечено 18, сейчас даже наличие одной привело бы к закрытию учебного заведения. А в тот период руководство института было радо столь щедрому подарку, ведь многие институты города не имели и этого: деятельность планового института была приостановлена в 1941 году в связи с тем, что для нужд обороны были изъяты все площади, а студенты строительного института за осенний семестр 1941 года были вынуждены шесть раз менять место учёбы. При поддержке Куйбышевского обкома ВКП(б) к концу 1942 года удалось освободить от проживающих большую часть корпуса № 1 (порядка 3000 кв. м.).

Акт осмотра и проверки здания. 28 июля 1942 г. (приводится в сокращении):
  • Большая часть стен и потолков имеет разрушенную штукатурку вследствие механических воздействий и особенно – просачивания сточных вод с кровли и неисправных канализационных труб. Имеет место в отдельных местах (коридоры и уборные) обвал штукатурочного слоя.
  • Оконные переплёты как наружные, так и внутренние нуждаются в замене отдельных элементов вследствие сгнивания древесины. Значительная часть внутренних брусков и подоконных досок прогнили. Оконные приборы неисправны, а на отдельных окнах – отсутствуют. До 30% окон не имеют стекол. Осыпалась замазка.
  • Кровля здания – железная. В отдельных местах имеет пробоины и сорванные листы железа. Гребни крыши местами раскрыты. Водосточные трубы и желоба разрушены. Окраска крыши отсутствует.
  • Электропроводка в здании разрушена. Большая часть проводов имеют обрывы, а остальная – нуждается в перетяжке и замене проводов. Отсутствуют выключатели, неисправны патроны и распределительные щитки. Потолочная арматура почти отсутствует.
  • Внутренний водопровод имеет старые, а в отдельных местах разрушенные трубы, что приводит к течи сети и большой утечке воды. До 20% кранов не работают, а остальная имеет течь и неисправность.
  • Отопление здания – центральное, водяное с верхней разводкой. Так как в прошлый отопительный сезон имели место перебои в отоплении, система разморозилась и большая часть радиаторов (№ 4 и № 2), стояков и разводка вышла из строя. Котельное помещение затоплено канализационными водами вследствие неисправности труб канализации. Арматура котельной пришла в полную негодность.
Первый корпус Куйбышевского авиационного университета

К занятиям здание готовили студенты

Силами студентов был проложен участок теплофикационной линии, смонтирована отопительная система института, проводился ремонт помещений и оснащение мебелью – так появлялись аудитории, лаборатории, кабинеты и комнаты общежития.

В воспоминаниях студент набора 1942 года, а позже доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой аэрогидродинамики Геннадий Васильевич Филиппов отмечал, что на следующий день после поступления в вуз приступил к реставрации внешней части теплотрассы. Сначала выкопали глубокую и широкую канаву вдоль всей боковой стороны здания, чтобы обнажить трубы. После замены трубы на новую её обвязывали пористыми кирпичами.

Студент набора 1942 года Д.С. Еленевский вспоминал условия проживания в общежитии: "В конце 1942 года общежитие располагалось в комнате на третьем этаже здания института на Молодогвардейской, 151, где в дальнейшем был кабинет дипломного проектирования. Там стояли деревянные топчаны с жиденькими матрасами и несколько тумбочек. В здании института располагались ещё несколько организаций, в том числе ремесленное училище. Ложась спать, мы всю одежду клали под матрац, а обувь под подушку, так как двери на ночь не запирались, и утром мы могли оказаться без всего. Столовая ещё не была организована, и еду мы готовили на кострах, которые разжигали во дворе института".

С такими бытовыми трудностями сталкивались не только студенты, но и профессорско­преподавательский состав, и административно­хозяйственные работники, но люди их с честью преодолевали, и крепче и сплочённее становился коллектив института.

В.И. Путята, В. Белоконов, Г. Филиппов, И. Федосова, Л. Хавралева

Два факультета и 18 кафедр

А.М. Сойфер наряду с организационной работой по созданию вуза практически с первых дней занимался набором студентов, планированием и подготовкой учебного процесса, формированием педагогического коллектива. Каждое это направление требовало решения массы разноплановых задач.

Приём студентов осуществлялся на четыре курса двух факультетов. За полтора месяца поступило около 900 заявлений. Вступительные экзамены не проводились, но с каждым абитуриентом беседовали. Как отмечал А.М. Сойфер, у многих поступающих не имелось тех или иных необходимых документов (из­за поспешной эвакуации школы не успевали выдать аттестаты, документы терялись при бомбежке), при индивидуальной беседе стремились возможно полнее познакомиться с поступающим, если были сомнения в уровне подготовки и развития, задавались вопросы по предметам средней школы. Часто абитуриенты принимались условно, до получения необходимых документов. Но эта задача была успешно решена – в октябре 566 студентов приступили к учёбе.

Острой проблемой был подбор кадров преподавателей и сотрудников. Как отмечал А.М. Сойфер, в Куйбышеве в то время имелось много профессоров, доцентов, преподавателей по теоретическим дисциплинам из Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева, Одессы, Куйбышева. Среди них – выдающийся математик и механик член-корреспондент АН УССР М.Г. Крейн, известный физик-теоретик А.И. Ахиезер, профессор, член-корреспондент Академии наук СССР Б.В. Ерофеев, Н.И. Резников, Я.Л. Геронимус, доценты А.И. Неймарк, В.И. Путята, В.Я. Крылов, М.И. Разумихин, М.Д. Миллионщиков (в будущем – вице-президент АН СССР) и другие.

Сложнее было укомплектовать общетехнические и специальные кафедры, так как преподаватели этих кафедр либо работали в качестве инженеров на заводах, либо оставались в сохранившихся авиационных институтах.

В 1942 году в институте были образованы два факультета: самолётостроения и авиационного моторостроения. Первыми деканами стали кандидаты технических наук, доценты Всеволод Иосифович Путята и Аркадий Иосифович Неймарк.

К концу года в институте были созданы 18 кафедр.

Научно-техническая библиотека с фондом 7194 книги размещалась на 80 кв. метрах, количество читателей – 1723. Первой заведующей библиотекой стала С.Н. Балычева.

К декабрю 1942 года профессорско-преподавательский состав института насчитывал 40 человек (в том числе 6 совместителей), из них 3 доктора наук, профессора.

В 1943­-44 годах в КуАИ прибыли десять высококвалифицированных профессоров и доцентов, переведённых из других вузов, что позволило организовать новые кафедры и полностью укомплектовать штат заведующих кафедрами.

На лекции по сопротивлению материалов

"Как начинать занятия?"

По воспоминаниям А.М. Сойфера начало первого учебного семестра было следующим: "Подходит первое октября. В распоряжении института всего две-три аудитории и несколько небольших комнат. Освобождение здания идёт туго. Как начинать занятия?".

Выход из создавшейся ситуации был найден просто гениальный: аудиторные занятия с 1 октября 1942 года проводились на 4 курсе, студенты 1­3 курсов были направлены на месяц на производственную практику и практические занятия в мастерских, а также на занятия по военной и физической подготовке. Студентов направили на авиационный и станкостроительный заводы, в мастерские "Главмука", в ремесленные училища № 4 и № 7, на судоремонтный завод. Это решение оказало положительное воздействие на формирование и сплачивание студенческого коллектива, на их организованность и подготовку к учебному процессу.

Принятая система себя полностью оправдала – к ноябрю сформировались группы, студенты были готовы начинать теоретические занятия по единому плану, в деканатах довольно хорошо знали каждого студента.

М. Л. Эпштейн, в 1942 году начальник учебной части, вспоминал, что деканаты стимулировали лучших студентов путём прикрепления к стахановскому отделу магазина и выдачи талонов на дополнительное питание. По результатам работы за декабрь 1942 года было отмечено по факультету самолётостроения 11 человек, по факультету авиационных двигателей – 21 человек.

"Сделаем наш институт гвардейским"

В те дни среди студентов и преподавателей был популярен лозунг: "Сделаем наш институт гвардейским".

Катастрофически не хватало учебников, методических пособий, тетрадей и просто бумаги для конспектов и записей, было и холодно, и голодно, но преподаватели и студенты продолжали с честью и достоинством выполнять свои трудовые и учебные обязанности. Д.С. Еленевский вспоминал, что на первом месте стояли не бытовые трудности и голод, а желанная учёба.

Студенты и преподаватели после занятий оборудовали аудитории и лаборатории института, работали на заводах, на заготовке дров и на строительстве газопровода, в госпиталях и совхозах области, на других работах по обустройству городского хозяйства.

Научные сотрудники института в годы войны продолжали работать над докторскими и кандидатскими диссертациями, готовили к изданию учебники. В 1943 году вышло из печати первое учебное пособие, подготовленное в институте, – учебник для вузов "Основы проектирования самолётостроительных цехов и заводов", авторы – В.В. Юргенс, М.И. Разумихин. До конца войны также издали учебники Разумихин М.И. ("Заготовительно-штамповочные работы: Учебник для авиационных вузов") и Сутугин Л.И. ("Основы проектирования самолётов: Учебное пособие").

За успешную работу по подготовке кадров для авиационной промышленности в годы Великой Отечественной войны 15 сотрудников Куйбышевского авиационного института были награждены орденами и медалями СССР.

Правительственные награды

Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР за особые заслуги в области подготовки инженеров и техников для авиационной промышленности в сентябре 1945 года были награждены:
  1. Орденом Красного Знамени (Фёдор Иванович Стебихов, Михаил Иванович Разумихин, Наум Иосифович Резников).
  2. Орденом Красной Звезды (Александр Миронович Сойфер и Всеволод Иосифович Путята).
  3. Орденом "Знак Почёта" (Яков Лазаревич Геронимус, Виктор Яковлевич Крылов, Василий Саввич Ляшенко, Давид Моисеевич Овчаров, Аркадий Иосифович Неймарк, Георгий Дмитриевич Максимов, Николай Иванович Путохин).
  4. Медалью "За трудовую доблесть" (Анна Рафаиловна Белопольская, Виктор Александрович Бражников, Андрей Алексеевич Комаров).
Сергей Чеботарёв, начальник управления имущественных отношений, фото предоставлены музеем авиации и космонавтики