федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Патрик Езе Чуквунонсо: “В Самаре меня научили решать любые проблемы”

Патрик Езе Чуквунонсо: “В Самаре меня научили решать любые проблемы”

Самарский университет

Интервью с успешным выпускником института авиационной техники

сотруднику студенту абитуриентам Полет (газета) выпускнику Интервью успешные выпускники Карьера отзывы Образование бортжурнал
24.02.2021 2021-02-24
Выпускник института авиационной техники Патрик Езе сейчас отвечает за создание оптоволоконной сети города Александрия американского штата Вирджиния. Молодой человек говорит, что образование, полученное в России, помогает чувствовать себя уверенно на любой ступени карьеры и в любой жизненной ситуации.
Патрик родился в северной части Нигерии, а вырос на юге - в городе Энугу. В большой семье Чуквунонсо он самый младший. Пятеро старших детей Патрика любили и баловали, присматривали и помогали. Мальчик закончил школу на отлично и дальше решил учиться в  России, для этого он получил стипендию по международному соглашению между двумя странами. Приехал в Россию Патрик в 2006 году. 
“Слушаешь лекцию, переводишь её в голове на английский” 
-В России  школьники выбирают на чём сконцентрироваться - на гуманитарных или технических направлениях - в старших классах. Какие любимые уроки были у тебя?
-У нас почти тоже самое. Но в техническом направлении есть деление на предметы, связанные с инженерными профессиями и с медициной. И я выбирал между двумя профессиями: стоматологом и инженером. Но понял, что слишком остро воспринимаю боль других людей, и решил стать инженером, тем более, что математика с физикой давались легко. Почему самолётостроение? Мечта у меня была - стать пилотом. Но когда понял, что пилотом стать не получится по состоянию здоровья, решил выбрать стезю строителя самолётов. А весь мир знает, что образование в области авиастроения надо получать либо в России, либо в Америке. 
-Как к твоему решению отнеслись родители?
-Волновались: совсем другая культура, климат, язык... Я уезжал в Россию со знанием родного игбо, английского и пониманием, что придётся учить русский. Опасался не зря: русский язык оказался непростым. Но сейчас, спустя 13 лет, я считаю его своим вторым языком после… английского!
-Ты целенаправленно ехал учиться в Самарский университет? 
-Да. Про аэрокосмический университет в Самаре я узнал ещё в Нигерии: пообщался с выпускниками СГАУ, которые приходили в общество нигерийских студентов. Но в Самару попал не сразу. Прилетел в Москву 29 декабря и меня в тот же день отправили на поезде в Тамбов, где я полгода учил русский язык на подготовительных курсах местного политеха.
-Сложно было учиться?
-Конечно. В основном из-за языкового барьера. Слушаешь лекцию, переводишь её в голове на английский и записываешь понятое в конспект. А если надо ответить на вопрос - то процесс обратный - с английского переводишь на русский. И с этими мыслительными манипуляциями получается, что ты пропускаешь следующую часть лекции. И так до тех пор, пока не начнешь думать на русском языке. 
Про “холодно”. Я прилетел в декабре. В Нигерии +35-40, а здесь -35! Было очень страшно. Про зиму мы знали только из телевизора и могли сравнить с тем, что происходит в морозильнике. Первое время мы смотрели из окон на снег и не очень понимали, как люди ходят по улицам? 
Так как я жил на стипендию, терять её было нельзя, поэтому учился упорно, пытался всё понять, разобраться. И преподаватели этот настрой чувствовали, всегда были готовы объяснить ещё раз. 
“С другими иностранными студентами мы пели русские песни” 
-Кто особенно запомнился?
-Профессор, которого я никогда не забуду - Анатолий Петрович Филатов с кафедры по сопротивлению материалов. Он приучил нас к тому, что языковой барьер - это не причина, чтобы не понимать его предмет: во многих технических науках, а также в физике и математике многие понятия универсальные: и в России, и в США, и в Китае, и в Африке. 
-Расскажи о студенческой жизни, что повлияло на твое развитие?
-Я всегда хочу знать всё обо всём. И всегда был готов попробовать что-то новое. И когда был в Самаре, искал, чем ещё можно заняться кроме учёбы. Я бегал за университет на 100 и 200 м и даже получил бронзовую медаль. Мой тренер - Владимир Степанович Лобачев. У меня была и творческая жизнь. Выпустил трек русского шансона. В составе небольшой группы “Африкан-шоу” с другими иностранными студентами мы пели русские песни, выступали на концертах студвесны. Я увидел в России и в Самаре всё то, о чем мечтал, будучи маленьким ребенком: МИГ-29, на аэродроме - Ту-144 - русский вариант Конкорда! Мы про эти самолёты читали, а тут смотрим и понимаем, какие силы действуют на эти громадные птицы, знаем, как всё работает, это было очень-очень интересно!
-Где ты проходил практику?
-Мы проходили практику на учебном аэродроме университета в Смышляевке. И несмотря на то, что самолёты там только российские, работа с настоящей техникой очень стимулирует и дальше развиваться в профессии. Но настоящая практика началась на работе, в Австралии.
“HR-ры Virgin Australia очень внимательно изучали набор прослушанных курсов”
-Почему Австралия? Это же так далеко!
-Я наверное такой человек, который всегда ищет: что там, за горизонтом? Мы живём в таком большом мире. Поэтому, заканчивая школу, я собирался поступать в вуз обязательно в другой стране, чтобы не только получить знания, но и понять другую культуру, выучить ещё один язык. Так что, когда окончил магистратуру, во мне снова проснулся внутренний путешественник. 
-А как ты попал в авиакомпанию Virgin Australia? Ты же инженер-конструктор…
-Австралия предоставляет визы выпускникам-инженерам авиационных вузов. Самарский аэрокосмический университет был в списке университетов, выпускники которого могут претендовать на получение такой визы. Эта виза даёт возможность жить и работать по специальности. Во время собеседования специалисты HR-отдела авиакомпании очень внимательно изучали набор курсов, которые я прослушал в России. А так как я по специальности инженер-конструктор, это означает, что практически всё знаю о самолётах: ведь мы изучали самолёт в целом. Меня пригласили как интерна. 
-Кем ты работал?
-В технической службе. Среди моих обязанностей был осмотр машины до и после полёта. Самолёт уже построен и моя задача отследить, чтобы все его части работали как должно.
-Сложно было?
-Сложно - это когда нет интереса. Когда тебе хочется работать по специальности, ты хочешь знать всё.
-Хватило ли тебе базы, полученной в Самаре?
-Да, конечно. Потому что, всё, что мне показывали, я уже видел или слышал, очень редко о каком-то из узлов слышал впервые.
-Когда ты в первый раз увидел самолёт, который тебе предстояло готовить к полёту, что ты ощутил? Ведь тебя долгое время учили тому, как создавать эти летающие машины.
-Одно дело читать про самолёты в учебнике, а видеть их - непередаваемое ощущение: ты понимаешь, что нужно сделать, чтобы эта масса металла поднялась в воздух, все эти узлы - закрылки, элероны, фюзеляж - выполняли своё назначение. И ты всё видишь уже объёмно, совсем иначе, чем простой пассажир. 
-Virgin Australia - это компания Роберта Бренсона. Как там всё устроено?
-Там много иностранцев. Я встретил специалистов со всех континентов, кроме разве что Антарктиды. Любой возраст - от школьников до стариков с, кажется, бесконечным опытом в сфере авиастроения и авиации. У всех разные истории и опыт. И общение с такими людьми вдохновляет. 
-Тогда почему ты там работал всего год?
-В какой-то момент понял, что соскучился по родным! К тому времени почти вся моя большая семья перебралась в США. И я тоже принял решение переехать в Америку. Сейчас живу и работаю в городе Александрия, штат Вирджиния.
“ИТ - это хорошо, а менеджмент - лучше” 
-Что делаешь сейчас?
-Пытался попасть в авиацию, но не получилось. Захотелось сделать что-то новое, серьёзное. А что столь же масштабное, как авиация? Сейчас это сфера ИТ. Инженера в России учат, как найти решение любой проблемы. Мне кажется, что это главное преимущество образования, полученного в Самаре. С такой мыслью я пошёл в ИТ: определил, что мне нужно знать, чтобы работать в этой сфере, оценил время, которое потребуется на учёбу. Учиться ещё 4 года не собирался. И я понял, что ИТ - это хорошо, а менеджмент - ещё лучше. И выбрал для себя профессию: менеджер проектов в сфере информационных технологий. То есть я управляю командой программистов. А чтобы стать менеджером, мне нужно было сдать на сертификат мировой ассоциации Project Manager Professional. Нужны были базовые знания компьютеров. Учился я самостоятельно и сдавал экзамены. Затем ходил на интервью, искал работу. И так получилось, что администрация города Александрия искала менеджера проектов для перехода с Windows 7 на Windows 10. 
Сейчас я руковожу уже другим проектом - проектирование и строительство оптоволоконных сетей для города - эта сеть должна объединить 99 зданий в городе: школы, библиотеки, административные здания. В рамках этого проекта я взаимодействую практически со всеми департаментами городской администрации. Сейчас мы заканчиваем проектирование, переходим на строительство. 
“В Самаре меняется представление о мире”
-Насколько процессы, которыми ты управляешь масштабны?
-Весь мой опыт, полученный в России, Австралии, США, привёл к пониманию: в любой задаче есть общие моменты - люди, процессы, технологии. Процессы и технологии понять несложно. А вот с людьми гораздо сложнее: они могут влиять на течение процесса и на скорость внедрения технологий. И я, как менеджер, могу заходить в любую сферу, в которой надо найти лучшее техническое решение, и успешно работать. Мне надо понять проблему: узнать людей, которые включены в её решение, оценить, какие процессы задействованы, и какие технологии нужны. И я должен найти связи между людьми, процессами и технологиями. И тут неважно, какая сфера: медицина, сельское хозяйство, связь или авиация - выпускник Самарского университета найдёт оптимальное решение в любой сфере! Я уже начинал получать второе высшее образование по экономике в Самаре. Но оставил эту идею, когда появилась возможность поехать в Австралию. Думаю, что когда вернусь в аспирантуру, то выберу сферу менеджмента в авиации.
-Ты собираешься поступать в аспирантуру?
-Да, в будущем, причём в сфере менеджмент в авиации и ИТ. Потому что хочу преподавать. Весь накопленный опыт и знания, надо передавать дальше, тем кто младше, тем, кто в этом заинтересован! Куда буду поступать, пока не знаю, я человек мира. Главное понять, как связать опыт в авиации и ИТ. Но пока в приоритете проект в городе Александрия.
-Ты посоветуешь своим знакомым учиться в Самаре?
-Да! Настоятельно рекомендую: здесь расширяется твоё мировоззрение, меняется представление о мире. Ты получаешь знания, которые помогают найти решение любой проблемы. Здесь готовят ко всему. Я абсолютно уверен, что могу быть кем угодно, и этому меня научили здесь, в Самарском университете.
Вопросы задавала Елена Памурзина
Фото: Марии Лукиенко