Самарский университет им. Королева стал одним из пионеров в продвижении беспилотных авиационных систем в России. Он в числе первых вошел в федеральную ассоциацию «Аэронекст» по разработке и эксплуатации БАС, участвовал в формировании дорожных карт по развитию этой отрасли в России начиная с 2016 года.
Сегодня к разработке дронов, бортового оборудования, программного обеспечения и полезной нагрузки в университете привлечены сразу несколько крупных научно-образовательных подразделений. В их число входит и созданный в 2025 году Научный центр мирового уровня «Центр интеллектуальных БАС», сотрудники которого занимаются внедрением инновационных технологий в области интеллектуального проектирования, комплексной безопасности БАС.
Университет также реализует образовательные программы высшего и дополнительного профессионального образования, является сертифицированным Авиационным учебным центром, а с 2024 года выступает в качестве провайдера федерального проекта «Кадры для БАС» и реализует 28 образовательных программ в 19 регионах страны.
Эксперты считают, что в современных реалиях для отрасли БАС необходимы специализированные мультидисциплинарные программы высшего образования. «Потребность в специалистах в области беспилотных систем сегодня определяется параллельно с развитием и самой технологии, и правового режима, определяющего правила ее применения. Поскольку БАС уже закрепились на рынке и обрели ценность как своеобразная «сквозная» технология, спрос на специалистов в этой сфере будет нарастать, а по мере увеличения дефицита таких кадров в экономике — рост будет лавинообразным», — отметил Алексей Аржанов, директор Института дополнительного образования Самарского университета им. Королева.
По его мнению, обучение в сфере БАС должно сосредотачиваться на укрупненных «сквозных блоках»: проектирование и производство, техническая и летная эксплуатация. Причем для каждого блока важно отслеживать актуальный контекст, при необходимости специфицировать подготовку для конкретной сферы применения. «Особенность таких программ высшего образования — в их модульности. Благодаря модульной структуре мы способны оперативно формировать программы собственными силами либо с привлечением сторонних организаций в рамках сетевых дополнительных образовательных программ под конкретный запрос. Модульность позволяет также оперативно корректировать программы, учитывать обратную связь от обучающихся или заказчика обучения, изменения в правовом или технологическом поле», — отметил эксперт.
Ольга Есипова, начальник управления занятости и карьеры Самарского университета им. Королева, добавила, что основное отличие краткосрочных программ дополнительного образования и профессионального обучения от основных программ высшего образования в том, что они разработаны не на основе обобщенного анализа компетенций, востребованных рынком, а на основе отраслевых заказов предприятий, региональных или федеральных ведомств. Как правило, отраслевые партнеры подключаются еще на этапе разработки программы, в ходе которой формулируются задачи и перечень необходимых компетенций.
Владимир Богатырев, ректор Самарского университета им. Королева
Сегодня отрасль БАС нуждается в конструкторах и технологах беспилотной техники. Поэтому в 2024 году мы запустили программу бакалавриата «Беспилотные летательные аппараты» и планируем в год обучать по этому профилю до 60 студентов. Кроме того, студенты таких направлений подготовки, как авиастроение, двигателестроение, радиоэлектроника и информатика, имеют возможность выбирать в качестве индивидуальной образовательной траектории специальные дисциплины или треки из нескольких дисциплин по техническому обслуживанию и летной эксплуатации БАС.
Кроме того, мы реализуем программы дополнительного образования для специалистов, непосредственно использующих дроны в различных прикладных отраслях, например в сельском и лесном хозяйстве, землеустройстве, строительстве.
Алексей Аржанов, директор Института дополнительного образования Самарского университета им. Королева
В этой сфере будут востребованы специалисты по проектированию и производству БАС, специалисты по технической и летной эксплуатации БАС. Содержательная характеристика этих профессий в среднесрочной и долгосрочной перспективе может быть очень разнообразной. Например, если найдет широкое применение практика использования «умных» дронов, способных к автономным миссиям с использованием технологий искусственного интеллекта, то летная эксплуатация может трансформироваться в планирование полетов и в обработку результатов полетов. Отдельное направление развития в университете — БАС массой 30 кг и более, применение которых регулируется отдельным законодательством и способно существенно повлиять на современные логистические системы.
Источник: oboz.info