В апреле состоялся 15-й областной конкурс "Лучший молодой преподаватель вуза". Организатором выступает Самарская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации. Самарский университет им. Королёва на конкурсе представлял ассистент кафедры информационных систем и технологий Геннадий Альгашев.
Соревнование было разбито на два этапа. Семеро участников из шести университетов Самарской области сначала представили свои "визитные карточки" – рассказали о своём пути в науку. образовательной деятельности и о роли наставников на этом пути, а затем выступили в творческом конкурсе.
Задача конкурса – выявить энтузиастов педагогического поиска. Эксперты оценивали точное и доходчивое разъяснение целей студентам, соответствие отобранного учебного материала требованиям образовательной программы, практическую направленность учебного материала, а также знание учебного предмета, уровень педагогического мастерства, качество речи преподавателя и эффективность использования современных информационных технологий.
"Мой основной принцип – обучение, основанное на доверии и поддержке. Я убеждён, что студенты должны чувствовать: преподаватель искренне заинтересован в их успехе и готов помочь. Поэтому для меня важно в первую очередь выстраивать с ними комфортное и открытое общение. Когда создаётся такая атмосфера, студенты легче воспринимают материал, проявляют большую заинтересованность в обучении, а процесс преподавания становится более продуктивным", - пояснил Геннадий Альгашев.
Эксперты конкурса оценили практическое занятие на тему "Что такое веб-приложение и из чего оно состоит?", которое провел преподаватель Самарского университета им. Королёва совместно со студентами института информатики и кибернетики.
"Мастер-класс был посвящён основам веб-разработки. Я стремился показать, что веб-технологии окружают нас повсюду и на самом деле гораздо проще, чем кажутся на первый взгляд. Основной акцент сделан на практическую составляющую: я подготовил демонстрационное приложение, с которым работают студенты. В ходе мастер-класса они вносят изменения в код и сразу видят, как это влияет на работу веб-приложения. Завершающим этапом становится самостоятельная реализация простого таймера по инструкции. Такой формат делает обучение гораздо увлекательнее, чем традиционная лекция с разбором кода на слайдах", - объяснил свой выбор конкурсант.
По итогам двух этапов Геннадий Альгашев занял почётное второе место.
Подводя итоги участия в конкурсе, молодой человек сформулировал несколько принципов успешной преподавательской деятельности:
"Мне проще находить общий язык со студентами, потому что многие из них знакомятся со мной ещё до поступления в университет – на этапе приёмной кампании. В этот период я консультирую их по различным вопросам, помогаю разобраться с выбором направления подготовки, и это создаёт доверительную основу для дальнейшего обучения. Когда начинаются занятия, студенты уже воспринимают меня как знакомого наставника, что облегчает взаимодействие.
В процессе обучения я стараюсь ориентироваться на самого слабого студента, объясняя материал так, чтобы его понял даже человек, не имеющий опыта в программировании. Для этого я активно использую аналогии и сравнения, позволяющие наглядно передать суть сложных концепций.
Современные студенты часто прибегают к помощи ИИ-сервисов, чтобы упростить обучение. Понимая это, стремлюсь сохранить баланс между использованием технологий и фундаментальным пониманием основ программирования. На занятиях иногда применяю классические, даже слегка устаревшие методы – например, написание кода на бумаге. Это помогает студентам научиться самостоятельно проектировать и реализовывать код, не полагаясь на автоматизированные инструменты".