федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Впервые за почти полвека в Самаре прошли соревнования по высшему пилотажу

В августе на аэродроме Кряж впервые за 48 лет прошли всероссийские соревнования по высшему пилотажу. Турнир, посвящённый 160-летию губернии и 50-летию первого полёта человека в космос, длился в течение недели. А главной задачей организаторов, помимо определения сильнейших пилотов, стала популяризация технических видов спорта и развитие малой авиации в регионе.
 






Фигуры высшего пилотажа пилоты выполняли на самолётах двух моделей – Як-52 и Як-54. Принципиальные отличия машин – только в конструкции фюзеляжа. Соревнуются на них на самарском аэродроме пилоты, выступающие в чемпионатах трёх лиг – третьей, второй и «лиге Як-52». «Различия между лигами существенные, - рассказал главный судья соревнований, арбитр международной категории Юрий Тарасов, профессор СГАУ. - Самые простые задания выполняют участники чемпионата в третьей лиге - несколько фигур и два упражнения. Во второй лиге - к фигурам добавляется произвольный комплекс упражнений. Его пилоты составляют сами. Ну а самая сложная на турнире – лига «Як-52». Ко всему вышеперечисленному добавляются «тёмные» комплексы. Пилоты, словно музыканты, увидев свой воздушный маршрут за несколько часов до полёта, без подготовки приступают к его выполнению. «Красивый пилотаж - это пилотаж без единого лишнего движения», - говорит гостья турнира Светлана Копанина, абсолютная 6-кратная чемпионка мира по высшему пилотажу.

В небо взмыли четыре вертолёта Ми-8 и Ми-2, на одном из которых был прикреплен флаг России. Компанию им составили два самолёта Як-54. Совершив несколько кругов на скорости от 60 до 200 километров в час, часть техники ушла на посадку. А в воздухе остался один Як-54, пилотируемый Андреем Жуковским. Он показал публике около десятка фигур высшего пилотажа - «петли», «бочки», «виражи» и «штопор».
Завершали программу открытия турнира полёты 12-кратного чемпиона мира Виктора Коротаева на вертолёте Ми-2. Финалом его «вертолёт-шоу» стал... поклон зрителям. Трёхтонная махина, подлетев к импровизированной трибуне, на секунду замерла в воздухе, сделала кивок и вернулась на исходную позицию.
Шоу продолжалось около часа. На открытии зрители увидели выставку малой авиации. У знатоков была возможность сравнить самолёты, разработанные и собранные на самарских предприятиях, с образцами чешского производства. Одним из участников выставки стал и лёгкий многоцелевой самолёт «Ястреб» - детище студенческого конструкторского бюро СГАУ.
Одним из кубков, разыгранным на этом турнире, стал кубок Игоря Егорова, учреждённый Самарским государственным аэрокосмическим университетом. Кроме того, пилоты из Самары, Бобровки, Тольятти и Ярославской области боролись за кубок губернатора Самарской области и кубок Юрия Гагарина.
Юрий Тарасов, судья международной категории, главный судья турнира: - У нашего города прекрасная история самолётного спорта. У нас очень много мастеров по самолётному, вертолётному и парашютному спорту. Отмечу и место проведения турнира – базу ЦСК ВВС. Такой базы в России нет ни у одного аэроклуба. Одна из уникальностей базы - полоса с твёрдым покрытием. Ещё у нас есть три самолёта Як-54. Другие аэроклубы России по сравнению с нами «нищие». Здесь же есть место, где проводить полёты, и есть на чём летать.

 




Игорь Егоров - выпускник КуАИ, легенда губернской авиации, заслуженный мастер спорта СССР. В 1970 году он стал первым советским чемпионом мира по высшему пилотажу в паре со Светланой Савицкой. Он был удостоен главного приза VI чемпионата мира - кубка Арести и признан сильнейшим лётчиком планеты. Но в 1981 году, во время испытательного полёта на самодельном самолёте, Егоров разбился. В честь знаменитого лётчика назвали одну из улиц Самары.