федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

>> 60-летие СГАУ
>> От КуАИ до СГАУ: сборник очерков в формате pdf
>> От КуАИ до СГАУ: сборник очерков в формате HTML

>> Содержание


Тарасов Ю.Л.

 

ОТ КуАИ ДО СГАУ

 

 

Тарасов
Юрий Леонидович,
р. 13.10.1930 г.,
заведующий кафедрой прочности летательных аппаратов Самарского государственного аэрокосмического университета, профессор, доктор технических наук. С 1969 по 1975 гг. декан факультета
летательных аппаратов,
с 1979 по 1989 гг. проректор
по научной работе. Заслуженный деятель науки и техники РФ.
Имеет государственные награды. Мастер спорта по высшему
пилотажу, судья международной категории. Окончил Куйбышевский авиационный институт
в 1955 году.

 

 

 

За 60 лет наше высшее учебное заведение прошло сложный путь от авиационного института до государственного аэрокосмического университета. В грозное военное лихолетье авиационный институт в городе на Волге создавался с целью подготовки инженеров - технологов самолёто- и моторостроения для заводов, спешно эвакуированных в город из Москвы, Воронежа, Киева... Для решения этой задачи и были открыты два соответствующих факультета. Создавались кафедры с учебными лабораториями, формировались коллективы преподавателей. Набор студентов производился сразу почти на все курсы. И уже тогда была видна первая особенность атмосферы института. И этой особенностью была влюбленность в авиацию. Именно любовь к авиации, увлечение авиацией заставляли и преподавателей и студентов переходить и поступать в авиационный институт в первые годы его существования.

В военные годы контингент студентов формировался из тех, кто жил в Куйбышеве и области. Но уже в первые послевоенные годы абитуриентами института, а затем и его студентами были юноши и девушки Сибири, Дальнего Востока, Урала, Средней Азии, Юго-Запада страны. А ведь во всех этих городах и весях были политехнические вузы, порой известные всей стране, то есть была возможность получить инженерное образование в городах, очень близких к местам проживания. Но любовь к авиации, желание обрести авиационное инженерное образование заставляли молодых романтиков покинуть родные места и ехать в город Куйбышев с его авиационным институтом. И это были будущие руководители заводов, крупные партийные, советские и хозяйственные работники, учёные, внесшие существенный вклад в развитие экономики, науки и техники страны. Это им пришлось в полной мере участвовать в создании и производстве реактивной авиации, ставить её на крыло.

Что бросалось в глаза в институте в первые послевоенные годы? Весь институт располагался в корпусе N1 (ул. Молодогвардейская, 151) и в части корпуса N2 (ул. Ульяновская, 18). В небольшом учебном заведении была та организационная основа, которая трансформировалась в университет. Было два факультета с деканами во главе - высококомпетентными в вопросах самолётостроения и моторостроения, а также в деле организации учебного процесса специалистами, доцентами М.И. Разумихиным и Г.Д. Максимовым. Под стать им были и заведующие кафедрами: заместитель директора института В.И. Путята, профессор Н.И. Резников, доценты А.М. Сойфер, В.М. Дорофеев, А.А. Комаров, И.Г. Старостин, А.М. Циприн, Н.Г. Човнык, Л.И. Майков, П.В. Черпаков, С.М. Макаров. Это их лекции, яркие, содержательные, проникнутые любовью к науке и авиации, играли главную роль в учебно-воспитательном процессе. В учебных аудиториях и кабинетах, в коридорах и во дворах тогда были установлены самолёты, двигатели, на стенах были развешаны умело препарированные узлы и элементы конструкций самолетов и двигателей и даже планшеты, иллюстрирующие технологические циклы авиационного производства. В читальном зале были установлены стенды, посвященные этапам развития отечественной авиации.

И всё это играло свою значительную роль в подготовке специалистов, делами которых во все годы гордился наш институт.

Наш институт не только отслеживал потребность в инженерных кадрах, но и как бы упреждал необходимость подготовки специалистов нужных специальностей. После окончания войны, в далёком 1949 году, были приняты две группы студентов для обучения по новой специальности "Техническая эксплуатация самолётов и двигателей". Это был новый отряд специалистов для гражданской авиации, подготовленный для эксплуатации реактивной техники. Окончив институт в 1955 году, они пришли во многие подразделения гражданской авиации в то время, когда на воздушных трассах появился самолет Ту-104.

В связи с интенсивным развитием самолётостроения и двигателестроения в нашем городе, а также в связи со строительством крупного металлургического завода институт принял решение о подготовке инженеров по специальности "Обработка металлов давлением". Первый набор студентов для обучения новой специальности был осуществлен в 1956 году. Так появился четвертый факультет - факультет обработки металлов давлением. Выпускники этого факультета составили инженерную основу металлургического комбината, они выросли до руководителей производства на предприятиях нашего города, области и в других регионах нашей страны.

В конце 50-х годов радиоэлектронные системы и комплексы заняли достойное место на борту летательных аппаратов, в стенах цехов передовых производств. В связи с острой потребностью в специалистах в области радиоэлектроники наш институт в 1959 году начал подготовку по специальности "Конструирование и производство радиоаппаратуры".

Появление ЭВМ и автоматизированных систем управления летательными аппаратами, объектами машиностроения, экономики, производством поставило задачу подготовки инженеров - специалистов по системотехнике, по прикладной математике, по программированию, по электронике. Подготовка таких специалистов началась в 1971 году. Организационно шестой факультет системотехники (а затем информатики) оформился в 1975 году.

Переход на рельсы рыночной экономики потребовал подготовки для предприятий города и региона специалистов в области экономики, менеджмента, управления. И факультет экономики и управления, созданный для решения этой проблемы, пользуется большой популярностью и авторитетом среди тех руководителей предприятий и предпринимателей, которые нуждаются в указанных кадрах, а также среди тех, кто желает получить первое, а то и второе высшее образование.

Каждый из названных семи факультетов в связи с назревающей или назревшей потребностью в кадрах оперативно ведёт подготовку специалистов по учебным планам широкой гаммы специализаций. С первых дней организации института его коллектив устанавливает крепкие связи с предприятиями своего города и со многими крупными предприятиями страны. Эти связи реализовывались вначале путём подготовки инженерных кадров, затем путём выполнения заказов на научно-исследовательские работы. Это укрепляло материально-техническую базу института, способствовало повышению научной квалификации преподавательских кадров.

В начале 50-х и в начале 60-х годов у института начинают устанавливаться связи с отраслями. Министерства авиационной промышленности, общего машиностроения открыли при крупных кафедрах отраслевые лаборатории. Правда, вначале они открывались по решению совнархоза, а позднее только по совместным решениям министерства высшего образования и отраслевых министерств.

К решению проблем в отраслевых лабораториях широко привлекались преподаватели и аспиранты кафедр и в массовом порядке - студенты. Именно здесь студенты, наряду с выполнением учебно-исследовательских работ, получали навыки в проведении научных исследований.

Коллективы крупных кафедр вместе со своими отраслевыми лабораториями превратились в учебно-научные центры, которые способны выполнять научные заказы предприятий и передавать им результаты научных исследований в комплексе с кадровым сопровождением в виде тех инженеров-исследователей, которые со студенческой скамьи участвовали в научно-исследовательской работе кафедры.

Буквально с первых дней появления в нашем городе Д.И. Козлова - в будущем легендарного генерального директора-генерального конструктора ГНП РКЦ "ЦСКБ-Прогресс" - институт начал широкую и планомерную работу по подготовке кадров - специалистов в области ракетной и космической техники. Вначале эта подготовка велась в масштабах первого факультета. А по мере включения в дело создания и производства ракетных двигателей коллективов, возглавляемых ещё одним легендарным Генеральным конструктором НПО "Труд" Н.Д. Кузнецовым, подготовкой соответствующих кадров занялись в конечном счете все существовавшие тогда факультеты.

Год за годом коллектив института под руководством ректора В.П. Лукачёва создавал базу стабильной подготовки инженерных, а затем и научных кадров, кадров высшей квалификации - кандидатов и докторов наук. С этой целью при кафедрах были открыты аспирантура, докторантура, в институте были открыты специализированные советы для защиты кандидатских и докторских диссертаций. Дух науки витал в лекционных аудиториях, в учебных и научных лабораториях.

Следующим логическим этапом развития авиационного института стала его трансформация в аэрокосмический университет. Университет - это научные школы. Научные школы при кафедрах: аэрогидродинамики, автоматических систем энергетических установок, динамики полета, информационных систем и технологий, конструкции и проектирования летательных аппаратов, конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов, обработки металлов давлением, производства летательных аппаратов, производства двигателей летательных аппаратов, прочности летательных аппаратов, радиотехнических устройств, радиотехники, сопротивления материалов, теории двигателей летательных аппаратов, теплотехники, технической кибернетики, электротехники и др. Научные исследования, проводимые в университете, носят широкий диапазон: от решения фундаментальных проблем до опытно-конструкторских работ.

Учебные курсы - лекции, лабораторный практикум - стали носить университетский характер. А учебные планы университета предусматривают подготовку специалистов более широкого профиля и на более фундаментальной подготовке, чем планы институтов. Сошлюсь для примера на государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 071100 - "Динамика и прочность машин", который предусматривает изучение таких фундаментальных дисциплин, как теория упругости, теория пластичности и ползучести, строительная механика машин, аналитическая динамика и теория колебаний, динамика машин, устойчивость механических систем, основы физики прочности, механика разрушения, статистическая механика и теория надёжности, механика композиционных материалов, конструкционная прочность. Простой перечень этих курсов дает представление об уровне фундаментальной подготовки. Лицензию на подготовку инженеров-механиков-исследователей наш университет получил в 1997 году. И это характерно для новых специальностей и специализаций, открытых в университете в последние годы.

Выпускники СГАУ имеют высокую профессиональную подготовку, позволяющую проводить инженерные разработки в сочетании с элементами научных исследований.

Реализации подготовки таких специалистов способствовала система приобщения каждого студента к научному и техническому творчеству в рамках учебно-воспитательного процесса, рассчитанная на весь период обучения.

Развивая и совершенствуя учебный процесс, университет повышал роль этой системы в деле подготовки специалистов на основе предыдущего опыта. Эта система объединяет все формы участия студентов в научно-исследовательской работе с учебно-воспитательным процессом в комплексную программу подготовки высококвалифицированных специалистов.

Комплексная система приобщения каждого студента к научному и техническому творчеству представляет собой сведенные воедино и дифференцированные по курсам цели, задачи, формы и методы организационной и научно-методической работы по повышению активности и развитию творческих способностей каждого студента, привитию им устойчивых профессиональных навыков, воспитанию потребности постоянно совершенствовать свои знания и умения работать в творческом коллективе.

Система предполагает целенаправленное и эффективное поэтапное обучение студентов приёмам и навыкам самостоятельной творческой работы на основе углубленного изучения и творческого освоения дисциплин учебного плана, а также органическое единство учебной и научной работы.

Важным принципом комплексной системы научно-исследовательской работы студентов является преемственность её методов и форм от курса к курсу, от кафедры к кафедре, от одной учебной дисциплины к другой, от одних видов учебных занятий к другим.

Комплексный план является моделью комплексной системы, включающей конкретные мероприятия по соответствующим специальностям в масштабах вуза. Комплексный план позволяет систематизировать мероприятия и основные организационные формы приобщения каждого студента к научному и техническому творчеству в соответствии с логикой и последовательностью учебно-воспитательного процесса, способствует совершенствованию и внедрению комплексной системы в практику вуза с учётом его специфики.

Работая над этим материалом, автор отдаёт себе отчёт в том, что наш университет переживает сейчас не самые лучшие времена. Как, пожалуй, и почти любое высшее учебное заведение страны. Далеко не в полной мере имеется спрос на выпускников университета. С другой стороны, университет не в полной мере удовлетворяет спрос на специалистов, а выполняет образовательные функции. В области научной упал спрос на проведение фундаментальных исследований, больший интерес у заказчиков проявляется к опытно-конструкторским работам. Где выход? Будущее - в резком повышении эффективности использования научно-технического потенциала. Положение в обществе нашей страны, состояние её экономики, науки, производства продолжает оставаться очень сложным. Кризис в экономике ударил по научно-технической сфере, угроза глубокого развала продолжает висеть над основой экономики - производством. Среди главных причин - отсутствие спроса на выпускаемую продукцию, её высокая цена из-за непомерно высоких цен на энергоресурсы, транспортные услуги. И при всём этом на нашем рынке реализуется сбыт продукции зарубежного производства. Это обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что реальный путь выхода из экономического кризиса лежит через создание и освоение ресурсосберегающих, высокоэффективных технологий. Иными словами, через незамедлительную реализацию лучших достижений научной и инженерной мысли на основе стратегии эффективного использования научно-технического и промышленного потенциала. Немалую роль в реализации этой стратегии должны сыграть вузы России, в том числе и один из ведущих - Самарский государственный аэрокосмический университет.

В нашем университете к будущему специалисту и в настоящее время предъявляется ряд высоких требований. Это необходимая профессиональная подготовка, уровень которой определяется любовью к профессии, умением применять аппарат фундаментальных и прикладных наук для решения инженерных проблем, желанием и готовностью пополнять свои знания, умением трудиться.

В процессе обучения студент - будущий специалист - должен обрести качества гражданина, на плечи которого через определённое число лет ляжет ответственность за судьбу научно-технического прогресса в отрасли, в стране. И работать, сознавая свою ответственность и причастность к прогрессу в отрасли, а не только из-за прагматических интересов, может специалист, любящий свою профессию, специалист, испытывающий чувство гордости за плоды труда своего, за свою Родину.