федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

>> 60-летие СГАУ
>> От КуАИ до СГАУ: сборник очерков в формате pdf
>> От КуАИ до СГАУ: сборник очерков в формате HTML

>> Содержание


Гадалина Т.С.

 

Моя дорогая библиотека

Гадалина
Тамара Семёновна, р. 26.03.1945 г.,
директор научно-технической библиотеки Самарского
государственного аэрокосмического университета.
Окончила Куйбышевский
государственный
педагогический институт
в 1967 году

 

 

 

Первое знакомство

Осень 1969 года. После долгого тестирования я была принята на работу в библиотеку КуАИ, обогнав своих конкурентов за счёт того, что лучше знала буквы русского алфавита. Волнуясь, я с радостью пришла сюда, так как с детства любила мир книг. Думала: как замечательно посидеть, просмотреть новые книги, почитать втихаря. Но не тут-то было.

Начало трудовой деятельности проходило в книгохранении, где на 500 квадратных метрах стояли в три ряда стеллажи, переполненные книгами, которые мне, гуманитарию, были мало известны: "Сопротивление материалов", "Теоретическая механика", "Прочность летательных аппаратов" и т.д. Радость несколько померкла от картины, которая предстала перед моим взором. Книг было свыше 300 тысяч. Одни стояли ровными рядами, как солдатики, другие штабелями лежали на боку, третьи поднимались до самого потолка. Около стеллажей стройные книжные конструкции напоминали в миниатюре гигантские небоскрёбы. Это были многоэкземплярные учебники, которым не хватало места на полках. Приятно поразила чистота и порядок. Большой труд был вложен в создание и сохранение системы расположения такого огромного количества книг, которые находились в постоянном перемещении. В этом я убедилась, когда стала передвигать фонды, чтобы каждую книжечку поставить на только ей предназначенное место. С трепетом держала в руках редкие экземпляры, изданные в начале XX века в золочёном кожаном одеянии. Невозможно было не заглянуть в содержание, и поэтому обеденный перерыв посвящался чтению и просмотру незнакомых страниц. Это были книги по истории царской семьи, хорошо иллюстрированные, прекрасно сохранившиеся.

Кроме таких, приятных душе, произведений, фонд был наполнен учебниками, которые необходимо было выдавать по требованию читателей. А это уже труднее: обегаешь не один раз книгохранение, как многостаночница, от стеллажа к стеллажу, нагружая тележку книгами и подавая наверх. Всё делать надо было быстро, без ошибок, так как за ними тащилась хвостом дополнительная нагрузка. Первое время, стараясь привыкнуть к физическому труду, изучить технологию работы, смертельно уставала. Никто обычно этому не верит, когда рассказываешь, что работаешь в библиотеке. Существует стереотип: тишина, сидишь, читаешь интересные детективы, никто тебе не мешает, никому ты не нужен. Если придёт читатель, то и сам выберет всё необходимое. Полная идиллия. На самом деле работа библиотеки сравнима с работой крупного производства, где есть непрерывный технологический процесс, нарушать который опасно. Хаос превратит библиотеку в склад макулатуры. Библиотекарь есть посредник между книгой и читателем, а за этим обязательно стоит эрудиция, профессионализм, этика, умение работать с людьми. Конечно, опыт приходит с годами, но общение, уважение и любовь к людям должны присутствовать в человеке от рождения. Без этого библиотекарь-профессионал не состоится. Это мои нынешние мысли зрелого руководителя, много проработавшего на библиотечной ниве.

А тогда было другое. Только приступила к работе. Мало ещё знала. Думала, вот сейчас не выполню заказ читателя, не найду нужную книжку, прогонят с работы, потому что взяли с двухмесячным испытательным сроком. Для начала изучила помещение. Чтобы не заблудиться, составила схему расположения отделов, выучила таблицу классификации. Первый заказ на книги я выполняла полчаса, и уже послали библиотекаря отыскать меня, заблудившуюся, но счастье открыло свои объятия - я достойно вышла из создавшегося положения, доставив необходимые книги читателю. Самое большое впечатление осталось от массы учебников, которые собирались после окончания учебного года. Гора книг высотой 2,5 метра, шириной 7 метров, длиной 3 метра, и ее надо разобрать по отделам, разнести по "книжкиным квартирам". Думаешь, как подступить к делу, чтобы не завалило с головой, как в шахте. Методом дедукции, то есть "методом тыка", принимаешь решение, с какой стороны начать подход, чтобы конструкция не рухнула. А дальше... "глаза боятся, а руки делают". Неизменные потери в такой работе - сломанные ногти, полное отсутствие маникюра и другие мелочи жизни. Спасали от отчаяния молодость и чувство юмора.

Это было своеобразное посвящение в библиотекари. Как курс молодого бойца. Выдержал - состоялся работник. После разбора таких развалов в первой половине рабочего дня, необходимо было обслуживать читателей во второй. А это уже другой вид работы, характеризующийся интенсивным движением. У нас он назывался бегом с препятствиями. За каждой книжечкой по лесенке в 12 ступенек "вниз-вверх" порхаешь 4 часа с ускорением, так как в несколько рядов стоит очередь жаждущих знаний. Когда проводилась так называемая "массовая выдача учебников" в начале учебного года, то традиционно с помощью живого конвейера перетасовывались тонны книг. Библиотечный конвейер - это выстроенный в одну линейку весь коллектив, из рук в руки передающий книги, как кирпичи на стройке. Такой технологический процесс был превращён в приятные моменты общения друг с другом. Руки заняты книгами, языки свободны, обсуждаются проблемы моды, воспитания детей, спектакли, новинки литературы - интересных тем много. Руки и языки становятся тяжёлыми и шершавыми, а мысли счастливыми. На сегодня - всё! Это отбой. Расходимся каждый по своим делам. Деловая жизнь продолжается.

Такая картина представлялась каждому пришедшему новобранцу библиотеки. Потом привыкаешь к такому конвейеру, но желание поскорее освоить технологию библиотечной работы и внести свои предложения по её совершенствованию крепнет с каждым днём.

 

Мудрый учитель

Безусловно, новобранец-библиотекарь не остается один на один с трудностями, проблемами.

Великолепный учитель - Валентина Степановна Ерохина, которая заведовала самым многочисленным отделом обслуживания и умела внушить уважение к труду библиотекаря, воспитать уверенность в своих силах и даже патриотизм. Патриотизмом в отделе обслуживания считалось перенесение физических нагрузок достойно, без лишних эмоций. Девизом считался лозунг: "Движение - это жизнь". Принципами работы служили следующие правила: чаще бегай по лестнице - будешь иметь красивую фигуру; всегда имей добрую улыбку на лице - будешь привлекательной; выполняй все заказы читателя - будешь профессионалом.

Отдел обслуживания - лицо библиотеки, и необходимо, чтобы это лицо всегда было довольным, привлекательным, ведь оно женское. Стимул есть: среди читателей преобладает мужской пол - наша надежда, вдохновенье, помощь.

"Конечно, женщина, если она не то чтобы хороша, а хотя бы только неплоха, не может оставлять при себе всё это неплохое: оставлять всё, что ей и самой нравится, - это для неё непосильная задача, равная добровольному и пожизненному заключению. Если у неё неплохие ножки - кто-то обязательно должен это увидеть, быть задетым этим за живое, ещё лучше - кто-то должен быть этим потрясён.

Так что скупых рыцарей среди женщин нет и не должно быть, зато легко погибнуть от единоличного обладания самою собой".

"Женщина - это всегда звезда какой-нибудь величины, и пусть чуть-чуть, но должна сиять. Если уж не звезда - так хотя бы кинозвезда... От того, что она кинозвезда домашнего масштаба, дело ничуть не меняется..."

Многие опытные психологи-читатели пользовались неограниченными возможностями женского характера и получали право на дефицитную литературу. У каждого были свои "любимчики" и с той, и с другой стороны. Эти маленькие тайны помогали выдержать напряжённую работу.

Вспоминаю "весёленький" случай. Всеми нами обожаемый Михаил Яковлевич Сычёв, человек чрезвычайно эрудированный, без байки или анекдота не приходивший, любил читать журнал "Огонёк", который на дом никому не выдавался, так как выписывался в одном экземпляре. Однажды "в порядке исключения" ему выдали "Огонёк" домой, при этом он эмоционально заверил в сохранности журнала. Целый месяц избегал нас всеобщий любимец, потом "с повинной" пришёл и признался, что его "бес попутал" и он нечаянно оставил журнал за Волгой.

Любить своих читателей, относиться к ним с вниманием, быть им нужными учили нас в научно-технической библиотеке (НТБ) КуАИ. Времена и библиотекари менялись, а подход к обслуживанию читателей остался навсегда.

Валентина Степановна была прекрасным психологом. Она угадывала настроение каждого работника, вовремя поддерживала человека, когда приходило отчаяние от усталости. Она тихонько подходила, а походка при её грузности была кошачьей. Пухлой теплой рукой отводила в сторону и вела неторопливый разговор по "душам". Это был своеобразный воспитательный маневр, характерный только для неё. Сильно переживала, когда воспитанные и выученные ею работники отдела обслуживания переходили в другие отделы. Надо отдать ей должное - умела она создать творческий коллектив, учила комфортному обслуживанию читателей. Она учила главному: уметь понять человека и его трудности, решить поставленную задачу, оперативно выполнить требование читателя. Одному показать, где найти конкретную информацию, другому предоставить свободу и право в её отборе. Только воспитанный, эрудированный, профессиональный библиотекарь может обладать эффектом притяжения к себе читателей. К нам часто обращались читатели с просьбой выдать книжку: "такую тоненькую, красненькую, которая находится в том углу". После тщательного совместного обсуждения приносим книгу. На практике оказывалось, что она и не красненькая, и не тоненькая, и находится совсем в другом месте.

Взаимоотношения с читателями вырастали до высшей степени доверия. Многие благодарные студенты помогали нам переносить массу книг, мебели, рисовали заголовки к выставкам, делали фотографии. И всё это безвозмездно. А студенты Ухлинов Игорь и Каргин Николай подарили к празднику 8 Марта прекрасно сделанную "Доску объявлений".

Валентина Степановна учила нас терпению, рассудительности, умению ладить с людьми. Все эти добрые движения души находили у нас понимание.

Профессионалами не рождаются, ими становятся, и мы старались получать знания не только на практике, но и на разнообразных курсах повышения квалификации. В связи с внедрением новых технологий учёба - это постоянное сопровождение и состояние души мыслящего работника. Библиотекарь должен быть лоцманом в книжном мире. На этом строилась система обучения профессии, а учителя были замечательные.

Администрация

На работу меня принимала Валентина Антоновна Борцова, высокая красивая брюнетка, заведующая библиотекой. Доброжелательно выяснила необходимые сведения для устройства на работу, улыбаясь, проводила оформляться. Рядом за столом находилась очень строгая, на мой взгляд, стройная, тоже красивая, светловолосая женщина, которая помогала заполнить "циркуляр". Так впервые я познакомилась с Галиной Васильевной Волковой, заместителем заведующей. Они прекрасно дополняли друг друга, были одеты в одну гамму, источали тонкий аромат духов. Этот замечательный дуэт формировал научно-техническую библиотеку с прекрасным фондом, с творческим коллективом, который хорошо выполнял нелёгкую работу. В.А. Борцова - стратег, Г.В. Волкова - тактик, обе - лидеры по характеру, профессиональные руководители, горячо переживающие за дело и любящие свою библиотеку. Они старались создать удобные рабочие места для читателей и библиотекарей. Нам приходилось неоднократно переезжать из корпуса в корпус, осваивая новые площади, а это непросто перенести стол с одного места на другое - сотни тысяч книг надо связать, сложить, пронумеровать, продумать технологию их расположения с тем, чтобы оперативно расставить на места. Как правило, эту объёмную работу проделывали при открытых дверях, не прекращая обслуживания. История переездов вспоминается как чрезвычайные происшествия. Все "на военном положении", каждый руководитель отдела приносил в штаб свой план переезда, который подвергался тщательному обсуждению и строгой критике. В поисках рационального проводились ситуационные игры, моделировались управленческие решения. Лавры победителя доставались Галине Васильевне, которая обладала практической смёткой и прорабским чутьём. "Главным инструментом" в её руках были метровая линейка или рулетка, которые являлись убедительным аргументом в наших спорах. Но не дай бог промахнуться в принятии решения, долго будешь притчей во языцах. Бывало всякое, но вспоминается конечный результат. Каждый работник старался навести порядок и чистоту, создать свою эстетику, как можно быстрее закончить непосильную и нудную работу. Коллектив был в основном дружный, работоспособный, понимающий жизненные обстоятельства, а появлявшиеся изредка любители прокатиться на чужих плечах быстро увольнялись, не выдерживая нагрузок. Нашу работу замечали руководители института и поощряли, как могли. А доброе слово будто крылышки за спиной. Ходишь с ношей, ног не чуешь под собой, словно летишь. И мысли, надо сказать, тоже высокие. Нужна библиотека читателям! И не напрасно столько сил отдаёшь. У каждого своё дело. И делать надо всё хорошо, ведь хорошее остаётся надолго.

Решение таких сложных проблем, как переезды, показывали, кто есть кто, давали практические навыки для формирования руководителей, учили принятию самостоятельных решений и ответственности за их исполнение, роднили коллектив. В нашем коллективе не происходило таких событий, как "междуусобные войны", которые отрицательно влияют на состояние работоспособности, хотя он состоял и состоит из эмоциональных женщин. Одной из причин проявления эмоций является большой объём работы и разнообразие деятельности. Каждый может применить свои знания и темперамент, если он профессионально пригоден. Здоровая конкуренция присутствовала всегда, ведь было классическое соцсоревнование и внутри коллектива и между вузовскими библиотеками. Порой при подведении итогов работы межвузовской комиссии дело доходило до абсурда. Особой остротой и напряжённостью отличались моменты подведения итогов соревнования между нашей библиотекой и НТБ Куйбышевского политехнического института (КПТИ). Трудно было отдать пальму первенства, хотя явное преимущество было за КуАИ. Нас заверили, что по всем показателям мы получаем 1-е место. Прошла ночь, которая изменила мнение председателя комиссии. Оказалось, что за ночь в НТБ КПТИ "родилось" 200 методических документов, которые вывели её в победители. Истина была в чём-то другом. Однако такие случаи дискредитировали соревнование. Самое неприятное - обида, которая надолго осталась в памяти старательных и справедливых библиотекарей.

Но, с другой стороны, такой вид сотрудничества, как соревнование, рождает творчество, возможность совершенствовать технологические процессы, увидеть и решить свои проблемы. Наша библиотека имеет свой имидж, который заключается в стремлении постоянно улучшать свою работу, изучая опыт и приобретая новые знания.

Внедрение новых информационных технологий - это не дань времени, а необходимость выживания. Информация дорого стоит во всём мире. Библиотека предоставляет возможность работать с электронным каталогом, библиографическими, полнотекстовыми базами данных (БД), получать заказ с помощью ЭДД, работать в читальном зале с выходом в Интернет. Имея обратную связь с пользователями, получаем встречные предложения о материалах, которые они хотели бы видеть на сайте библиотеки.

Получено 04-Nov-1999 12:21:31 от Andrew

"От первокурсника 7 ф-та. Неплохо. Даже хорошо! Ещё бы рефераты поместили!"

Получено 04-Nov-1999 15:27:17 от Max Nord [http://www.hippo.ru/~nord]

"Просто здорово! Честно говоря, не ожидал. Не хватает только получить книгу по e-mail".

Получено 08-Jan-2000 21:57:48 от Den

"Здравствуйте. Являясь студентом СГАУ (6 фак.), хотел бы предложить следующую идею.

Добавить в библиотеку страничку "Методички", которую, в свою очередь, разбить по факультетам и курсам, ну и, соответственно, разместить на ней (страничке) методички, которые необходимы на данном факультете и курсе. По-моему, студенты должны оценить этот широкий жест. Кроме того, некоторые преподаватели практикуют создание электронных версий своих лекций. Мне кажется, их тоже можно было бы разместить на данном сайте. С уважением и наилучшими пожеланиями, Den".

Уже давно нет соревнований, но темп развития НТБ убыстряется.

На этапе формирования информационного общества она становится библиотекой нового типа.

Стажировка за океаном

Настали другие времена. Мы получили возможность заниматься программами, проводимыми институтом "Открытое общество". В качестве компенсации за проделанную работу, получив грант М. Тэтчер, я проходила стажировку в Библиотеке конгресса США. Впечатлений хватит на всю оставшуюся жизнь. Длительный перелёт Москва - Нью-Йорк показал, как духовная и материальная пища сближает все нации и народности. Мы (группа из 10 стажёров) летели на "Боинге", в салоне находились американцы, которые с удовольствием общались с нами, потребляли разнообразные блюда русской кухни, в том числе горячительные напитки наших умельцев, а потом с помощью песен учились русскому языку. Статуя Свободы приветствовала нас и приглашала найти место под американским солнцем, вкусить райских яблочек новых информационных технологий. Ещё один короткий перелёт до Вашингтона, прекрасная встреча с сотрудниками Библиотеки конгресса, начало интенсивного обучения. Цель программы - сделать библиотекарей активными в процессе демократизации, который происходит в нашем обществе, а участие в глобальном процессе обмена информацией - более заметным и продуктивным. По программе за время стажировки мы должны были познакомиться с новейшими достижениями в профессиональной сфере, приобрести умения и навыки. Немного о Библиотеке конгресса.

Библиотека конгресса США содержит более 113 миллионов единиц хранения практически на всех языках мира и в любом формате. Основанная в 1800 году для удовлетворения нужд конгресса, она превратилась в непревзойдённую во всём мире сокровищницу знаний. Во главе Библиотеки конгресса стоит крупный учёный, человек энциклопедических знаний, историк и писатель, преподаватель и руководитель Джеймс Хедли Биллингтон. Он знает русский язык, интересуется русской культурой, литературой, часто посещает Россию, участвуя в образовательных программах.

Стажировка началась с Вашингтона. По проблемам управления и руководства библиотекой семинар проводил ведущий учёный из Лос-Анджелеса Д. Сойет. Были разыграны многие управленческие ситуации, найдены интересные решения. Не находили мы необходимых ответов только на вопросы, связанные с законодательством. Законы у нас разные. Иногда мы удивляли друг друга.

Мне вспомнился один эпизод из нашей практики. Решали задачу на тему выживания в экстремальных ситуациях. Терпит бедствие самолёт, на котором летим, остаются в живых несколько человек, некоторые вещи и приборы. Нам необходимо предпринять какие-то действия для сохранения своей жизни. Что мы делаем? Не сговариваясь, все стажёры прихватили нужные на взгляд каждого вещички и отправились спасать себя, любимых, по-русски, где основной принцип - "авось". Удивление преподавателя было безгранично, ведь мы могли попасть в пропасть, так как не знали местности, и многое другое неприятное могло ожидать впереди. Далее он рассказал, что бы предприняли американцы. Из оставшихся вещей ими были взяты те, которые помогли переждать некоторое время, когда придёт помощь. А помощь обязательно придёт. Они защищены законом и обществом. Пожалуй, в этом причина разницы в наших взглядах.

Нашей группе были предоставлены исключительные возможности улучшить навыки работы с вычислительной техникой, значительно расширить своё представление о её возможностях в деле автоматизации библиотечных и информационных процессов. Доступ в Интернет был неограничен, что позволяло исследовать безбрежный океан сети. Программа стажировки включала посещение разнообразных библиотек не только в Вашингтоне, но и в его окрестностях. Все они поражали необыкновенной красотой, технической оснащённостью, доступностью, популярностью, необходимостью в жизни американцев. Мы побывали в Чикаго, в студенческом кампусе города Урбана-Шампейн. При университете этого города создан международный Мортенсон - Центр для библиотек всего мира. Лекции, которые мы прослушали, включали в себя такие новые и непривычные ещё нам вопросы, как интеллектуальная свобода, сбор средств и методика написания грантов. Неизгладимое впечатление оказала встреча с Р. Уэджвортом, президентом ИФЛА - директором библиотеки Иллинойского университета, а также с директором Мортенсон-Центра М. Тэкс Чолдин. Её прекрасная лекция по проблеме доступа к информации и свободы выражения дала толчок новому осмыслению взаимоотношений между неограниченным доступом к информации и цензурой. Что меня потрясло в Америке, так это престиж, окружающий представителей нашей профессии. Американские библиотеки развиваются, процветают, изменяются и выживают, поскольку американцы верят, что библиотеки, в отличие от других правительственных учреждений, помогают поддерживать культурную и образовательную жизнеспособность страны. Так хочется, чтобы и в нашем государстве и обществе понимали роль и значение библиотек, бережно относились к ним.

Эстетическое воспитание читателей

Я вспоминаю время, когда в нашей библиотеке активно проводилась идейно-воспитательная работа со студентами. Имея уникальный книжный фонд по искусству и художественной литературе, библиотекари старались передать красоту и музыкальность слова, беседуя со студентами в группах, устраивая вечера в общежитиях, собираясь в музыкальной гостиной. Читательские конференции и диспуты привлекали большое количество участников, которые много читали, обсуждали современные художественные произведения, учились аргументированно высказывать своё мнение о времени, о героях произведений. Студенты - народ открытый и смелый - откровенно, а порой и резко выражали своё отношение к жизни, хотя времена были сложные. Эмоции иногда не исчезали несколько дней, споры продолжались, в результате возникали дискуссии.

Давно известно, что искусство не только отражает реальную жизнь, но и одновременно творит новую реальность, стремится усовершенствовать мир, сделать его лучше, добрее, поэтому так велика роль библиотеки в духовном, культурном и нравственном оздоровлении общества, в формировании и воспитании личности. На музыкальные вечера, которые проводились в общежитиях, приглашались профессиональные музыканты и певцы нашей филармонии. В камерной обстановке зала, когда исполнители и слушатели находились рядом, возникала совсем иная духовная атмосфера, чем в большом концертном зале. Возникший между исполнителями и слушателями тесный контакт позволял воспринимать музыку, романсы, песни как личное откровение, наполнял душу разнообразными впечатлениями. Такие встречи находили живой отклик у студентов и преподавателей.

Одним из основных направлений была работа с книгой, которая предполагала её рекламу. Многие произведения М. Дудинцева, В. Астафьева, С. Довлатова, Ч. Айтматова и других авторов ходили "по рукам", но книги некоторых малоизвестных авторов надо было уметь преподнести, чтобы они нашли своего читателя. Мне вспоминается одна запись в дневнике Корнея Ивановича Чуковского по поводу чтения им стихотворений А. Фета: "Я испытывал такое блаженство, что казалось, сердце не выдержит, и не мог представить себе, что есть где-то люди, для которых это мёртво и ненужно... что эта лирика есть счастье, которое может доверху наполнить всего человека, этого почти никто не знает...".

Дарить счастье от чтения книг могла Анна Леонидовна Новикова, которая возглавляла отдел идейно-воспитательной работы и умела трогать сердца людей хорошей литературой.

Виктор Павлович Лукачёв при всей своей занятости находил время зайти в библиотеку, взять книги и справиться о проблемах. Весь женский коллектив библиотеки замирал от удовольствия общения с таким читателем.

Тайное восхищение женщин вызывало присутствие Владимира Павловича Шорина в каком-нибудь из залов библиотеки. История с переездом библиотеки вечернего отделения на площади корпуса N3 была мужественным испытанием на принятие управленческого решения, защита которого состоялась на собрании коллектива университета. Только поддержка Владимира Павловича, его авторитет и убеждённость в правоте сыграли решающую роль. По-мужски он взвалил на себя тяжесть защиты этого проекта. Время показало правильный выбор решения.

Дмитрий Евгеньевич Чегодаев, большой любитель книг, эрудированный человек и талантливый учёный, много доброго сделал для процветания библиотеки. Когда возвращался из командировок, особенно зарубежных, привозил слайды о библиотеках, выступал с интересной информацией. Рассказчик он был превосходный, его юмор искрил во всём блеске. Библиотечным конференциям его участие привносило особую привлекательность. Женщины (их большинство) умеют видеть и ценить эрудицию, ум, талант, разносторонность способностей. Это было время доброго профессионального общения. Старались следовать одному из советов Ярослава Гашека: "Радуй и радуйся!".

Виктор Александрович Сойфер, сам того не ведая, активно участвовал в компьютеризации библиотеки на раннем этапе. Как человек просвещённый и мыслящий, он поддерживает рождение современной, удобной для читателей научно-технической библиотеки. В самые трудные перестроечные годы, когда ни денег, ни книг не поступало в библиотеку, мы с нашим куратором Виктором Леонидовичем Балакиным старались сохранить фонд, жёстко наказывая "специалистов" по созданию личных библиотек из редких изданий НТБ. Это была детективная история с поисками, дознаниями, доказательствами вины, возвратами книг.

...Избыток чувств пролью слезами,

И на душе опять светло.

За всё, за всё, что было с нами,

За всё, что не произошло,

Благодарю судьбу и случай...

Директора вузовских библиотек всегда завидовали той поддержке ректората нашего университета, которую я имею. В ответ им всегда говорила, что СГАУ - это фирма.

 

Как мы отдыхаем?

Продолжая повествование, не могу не рассказать о праздниках в коллективе. К ним относились юбилеи сотрудников, встреча Нового года, профессиональный "День библиотекаря", 8 Марта. Эти дни были характерны новыми нарядами и украшениями женщин, которые оценивались коллегами с большим тщанием. Был общий настрой на праздник, где должно царить хорошее настроение, веселье и радость. Непременным атрибутом служили всевозможные конкурсы, подарки победителям, сюрпризы. К праздникам выпускалась стенгазета, непременно красочная, с массой юмористических сценок из жизни библиотеки, с новинками рецептов экзотических блюд, с пожеланиями добра друг другу.

С нетерпением и трепетом ждали решения жюри в разнообразных конкурсах. Иногда на жюри обижались, но побеждала дружба. В отличие от японского национального театра "Кабуки", наш театр был чисто женским, а мужские роли блистательно исполняли феминистки. Прекрасно были поставлены спектакли "Сто граммов для храбрости" В. Токаревой, "Сказка про Федота-стрельца, удалого молодца" Л. Филатова. Талантливые певицы из ансамбля библиографов "Шизандра" распевали песни собственного сочинения, выражая надежду всего коллектива на прекрасное будущее.

...Пусть от зависти лопнет "Политех",

Не покинет нас с вами успех,

Всё сумеем мы вместе, поверь,

И откроется к счастью нам дверь!

Там зарплата большая нас ждёт,

Светлый путь нам, девчата, грядёт,

Так живите вы долго в любви,

Наши планы ещё велики!

Нежно сливались слова собственного сочинения с прекрасной музыкой Раймонда Паулса к песне "Миллион алых роз". Красивые сильные голоса другого ансамбля "Русские матрёшки" задорно исполняли гимн библиотеки.

...Библиотека моя, работа ненаглядная,

И читателей толпа - картина безотрадная.

Словно белка в колесе крутишься, мотаешься,

Хорошо, хоть иногда, с друзьями пообщаешься...

Талантливо и сердечно исполнялись частушки на тему библиотечно-компьютерные страдания на международной конференции.

...Если сердце вдруг заноет,

Кто мне сердце успокоит,

Мой компьютер драгоценный, его так я берегу:

Днём пылиночки сдуваю, в ночь с собакой стерегу.

Если принтер вдруг откажет,

Мне на сердце камень ляжет,

Если вдруг мне перестанут,

Спирт для техники давать,

То французскими духами

Его буду протирать.

Я работаю, стараюсь,

И всё время удивляюсь:

Мой компьютер персональный

Такой умный - нету сил,

Подхватил он где-то вирус

И больничный попросил.

Праздники удавались на славу, потому что каждый мог блеснуть своим талантом. Артистки имели благодарного зрителя, так как все выступления сопровождались горячими аплодисментами. Есть таланты, есть и поклонники. Концерты, выставки, вечера, встречи, поездки на природу - всё это сближало людей и способствовало формированию творческого дружного коллектива.

Вместо эпилога

Дорогая моя библиотека, тебе 60 лет. Поздравляю, желаю долго жить, процветать своими фондами, читателями, сотрудниками.

В твою жизнь вложены трудолюбие, мудрость, душевная щедрость не одного поколения библиотечных работников. Открывай свои двери всем желающим читать, мыслить, чтить слово, набираться жизненной силы, мудрости, ума. Дай силы всем желающим стать образованными, культурными людьми. Сохрани на века желание человека обращаться к твоей информационной среде, донеси до всех поколений его историю и его творения.