федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

>> 60-летие СГАУ
>> От КуАИ до СГАУ: сборник очерков в формате pdf
>> От КуАИ до СГАУ: сборник очерков в формате HTML

>> Содержание


Банникова Н.Ф.

 

Историк и время

Банникова
Наталья Федоровна, р. 12.05.1946 г., профессор кафедры истории (с 1989 по 2001 гг. заведующий кафедрой) Самарского государственного аэрокосмического университета, кандидат исторических наук. Почётный работник
высшего профессионального образования РФ.
Окончила Куйбышевский государственный педагогический институт в 1968 году.

 

 

 

Что значит десятилетие в жизни университетской кафедры, всего нашего университета? Ответить однозначно невозможно, особенно учитывая, что это десятилетие на грани веков и на пороге нового тысячелетия. Перефразируя Гегеля, всё сказанное здесь можно назвать скорее всего десятилетием, схваченным в мысли.

Осмыслением жизни занимаются, прежде всего, историки и философы, ибо настоящее есть результат прошлого. Не знаю, все ли мы отдаем себе отчет в историчности нынешнего времени, правильно ли оцениваем события, происходящие на наших глазах.

В России в 90-е годы произошел грандиозный исторический прорыв. Чтобы понять происходящие вокруг нас перемены, большая часть российского общества вновь обратилась к истории нашего государства. Интерес к истории связан также с необходимостью найти свои корни, ощутить в нашем шатком мире стабильность, своё место и предназначение. Недаром академик Д.С. Лихачев подчеркивал, что "историческое знание врачует".

Этим и были обусловлены размышления о развитии исторического образования в целом и в нашем университете, об исторической науке.

Будущее любой страны связано с образованием, поскольку во все эпохи образованные люди влияли на ход развития своего государства. И здесь для нас поучительны уроки французского интеллектуализма, наиболее близкого нам по духу европейского государства от М. Монтеня до А. Мальро, так как это уроки сочетания любви к свободе и уважения к собственному государству (хотя в каждой конкретной исторической ситуации общество вырабатывает свои правила чести и нравственности).

Осознать себя частью великой России - это, пожалуй, одна из идей, которая способна объединить деформированное общество, приобщить к новым высоким ценностям, возродить ответственность за судьбу России. Перед новым поколением российского общества встала задача понять, что создать новый мир, минуя прошлое, нельзя.

Повышение социальной и культурной роли исторического образования - одна из важнейших тенденций современного мира. В Европе в настоящее время существует ассоциация "Евроклио", которая отстаивает приоритетность преподавания национальной истории. Интересен и тот факт, что во Франции, например, без сдачи экзамена по истории своей страны не может быть принятым на работу ни один государственный служащий.

Будущее нашего университета также во многом зависит от того, каким сформируется новое поколение научно-технической интеллигенции.

Деидеологизация нашего общества в 90-е годы ХХ века, к сожалению, привела к тоталитарному отрицанию не только распространенных взглядов на развитие исторических эпох, но и к потере многих нравственных ценностей, к трансформации исторического сознания, которое обычно и происходит в условиях кризиса общественной системы, при резком изменении общественного развития.

"Великий грех уныния", - сказано в библии. Отечественная историческая наука, оказавшись в кризисе в начале девяностых годов, довольно быстро, опираясь на лучшие традиции русской исторической школы, сумела найти пути и направления дальнейшего развития.

В сложных условиях прошедшего десятилетия кафедра истории КуАИ одной из первых в стране, в одном ряду со столичными ведущими техническими вузами стала осваивать фундаментальный курс отечественной истории. Уже в 1990 году кафедра на учёном совете института утвердила своё новое название - "кафедра истории".

Фундаментальность была и пока ещё остаётся привилегией нашей методики обучения, нашей парадигмой образования. Это соответствует и требованиям становления и развития нашего университета.

Непросто шло становление преподавания отечественной истории на кафедре в КуАИ в новых условиях: не было учебников, исторических карт, методических пособий и т.п.

Для меня, как историка, процесс перехода на преподавание курса отечественной истории был не только необычайно интересным, но и очень ответственным, так как решать проблемы становления практически новой кафедры коллектив доверил мне, избрав заведующей. Это было для меня большой честью. В работе мне помогал сложившийся коллектив единомышленников, понимающих важность поставленных задач и поддерживающих мои начинания.

Видимо, поэтому, опираясь на лучшие имеющиеся традиции кафедры, коллектив за довольно короткий срок разработал новые рабочие программы, освоил новую методику преподавания, создал новые лекционные курсы и даже спецкурсы по актуальным проблемам отечественной и мировой истории.

Большое значение для активизации и совершенствования научной и научно-методической работы кафедры истории в новых условиях стало её вхождение в совет историков при ассоциации "Аэрокосмическое высшее образование" под эгидой кафедры истории Московского авиационного института (МАИ), руководимой профессором Порохней В.С.

В рамках этого совета на базе кафедр Московского, Самарского, Казанского, Уфимского и других высших аэрокосмических учебных заведений систематически стали проводиться научные конференции по актуальным проблемам отечественной истории и методические совещания. Преподаватели получили возможность расширить круг общения, изучить опыт коллег других вузов, осуществить подготовку совместных научных сборников трудов, учебных пособий. Только на базе нашей кафедры были проведены две научные всероссийские конференции: "Политические партии в послевоенный период" - 1992 год и "Аэрокосмический комплекс в истории Отечества" - 1999 год.

Надо сказать, что наша кафедра всегда учитывала профиль вуза в своей научной и учебной работе. И это тоже традиция нашего коллектива.

Развивая историческое образование в нашем университете, коллектив кафедры истории опирался на традиции своих предшественников и учителей, которые успешно работали в нашем вузе в 60-80-е годы. Среди них следует выделить профессоров Зуева В.Д., Деревякина Г.Н., доцентов Капитонова А.Г., Тарасенко В.Г., Ильина А.В., Скобелеву Г.М., Гаврилину К.Н., Баранова Н.Л.

История, как никакая другая наука, - личностная наука. Она создавалась во все времена людьми, умевшими понять и оценить суть событий. Последующее поколение кафедры 80-х годов: Банникова Н.Ф., Кулькова И.А., Гаврилов С.М., Придаткин А.В., Савченко И.А., Арзаматов А.Г. опирались в своей работе на достижения предшественников, помня их профессиональное мастерство. Нельзя не вспомнить строгие, логически выстроенные лекции профессора Зуева В.Д., эмоциональные, с тонким юмором лекции доцентов Ильина А.В. и Гаврилиной К.Н., блестящие лекции по проблемам международной политики и международных отношений Капитонова А.Г. В девяностые годы молодое поколение ассистентов не только гармонично влилось в коллектив кафедры, но и внесло свои особенности в сложившееся кафедральное научное направление "Общественные движения в конце ХIХ - ХХ вв.". Они дополнили проблемы этого научного направления своими аспектами: хозяйственно-правовыми - Парамонова Р.Н., культурно-историческими - Конева О.А. Особо можно сказать о Журавлеве С.И.: он, в отличие от основной части коллектива - представителей московско-самарской школы, представитель международной исторической школы Фроянова И.А., увлекается военной тематикой.

Эффективность работы кафедры была обусловлена также полным уважением и доверием заведующей кафедрой и коллег.

Педагогическая работа на кафедре имеет огромное значение и для научного роста преподавателя. "Без педагогического опыта не может сформироваться настоящий ученый-исследователь", - это отмечала выдающийся историк Московского государственного университета Э.Б. Генкина. Историки, не ведущие педагогической работы, хорошо осведомлены в темах своих диссертационных работ и формируются как историки "узкого профиля" - с этим выводом нельзя не согласиться. Или, как говорили древние, "docendo discimus" - "уча, мы учимся сами".

Работая над материалами лекций и учебных пособий, историк находится в непрерывном научном поиске. Чтобы дать студентам яркую характеристику эпохи, важнейшим чертам отдельных периодов в развитии государства и мира и т.п., нужно владеть богатым разносторонним материалом и источниками. Именно тщательность подготовительной работы свидетельствует о профессионализме преподавателя. Это способствует также созданию научно-методической и учебной литературы. Доказательство этому, что за прошедшее десятилетие кафедра постоянно была на первом месте среди других гуманитарных кафедр по публикациям. Среди научно-методической литературы следует выделить учебные пособия: "История России (ХХ век)" - 2,1 п.л., 1993 г.; "Актуальные вопросы истории России" - 6,5 п.л., 1994 г.; "Россия в мировой истории" - 5,4 п.л., 1997 г. (для дневного отделения); "История экономики" - 8,1 п.л., 1999 г.; "Россия в мировой истории" (в 2 кн.) - 17 п.л., 1999 г. (для заочного отделения) и др.

Каждая историческая эпоха в универсалиях своей культуры выражает характерные для неё ценности и жизненные позиции.

В последнее десятилетие историки получили возможность знакомиться с более обширной базой источников, изучать историческую литературу всех направлений, открыто полемизировать, поэтому кафедра поддержала работу старшего преподавателя Арзаматова А.Г., и мне пришлось приложить немало усилий к изданию двухтомного краткого генеалогическо-биографического словаря "Дом Романовых" (I том - 1993 г., II том - 1995 г.).

Ликвидация "белых пятен" истории привела к новой крайности - забвению известных страниц истории ХХ века. Важная задача исторического образования в настоящее время - формирование патриотизма и гражданственности. Высокая гражданственность связана с глубоким историческим миропониманием. Появилась необходимость усиления внимания в учебном процессе именно к этим вопросам, то есть осознанию студентами исторических особенностей российского общества и специфики истории как науки. Это нашло отражение в индивидуальной работе со студентами, особенно при подборе тематики для рефератов и докладов на студенческих научных конференциях.

Новое поколение студенческой молодежи выросло уже в российском обществе, переживающем кризисное состояние.

Деятельность историка претерпела за последние годы глубокие изменения. Образ прошлого и поднимаемые этим прошлым проблемы тоже переменились. "Необходимо помочь нашей истории выйти из тех стен, я бы даже сказал крепостных стен, которыми окружили её многие наши предшественники", - писал французский историк К.Ф. Леви в 1981 году. Это высказывание вполне отражает проблемы, которые переживает и российская историческая наука в прошедшем десятилетии.

Поэтому первоочередной задачей кафедры является формирование исторического сознания, так как историческое сознание, определяя пространственно-временную ориентацию общества, содействует самосознанию всех слоёв общества и выполняет функцию интеграции поколений и социальных групп.

Историю России ХХ века нельзя понять без характеристики основных тенденций социально-экономического развития государства, по меньшей мере, начиная с последней трети ХIХ века, когда Россия переживала своеобразный очередной "переходный период" - период формирования капиталистической системы хозяйства, активный и интенсивный по темпам и глубине преобразований, развития демократических процессов. Осмысление этих процессов очень важно для понимания сегодняшних проблем нашего государства. Поэтому актуальными оказались подготовленные Н.Ф. Банниковой и С.И. Журавлевым очерки по отечественной истории "Россия на переломе" - 10,6 п.л., 2000 г.

Нашим студентам не хватает умения вести аргументированные споры, дискуссии: на то существуют объективные причины. И, тем не менее, преподаватели кафедры используют все виды работы для активизации студентов, хотя на первом курсе сделать это очень сложно. Регулярно на кафедре проводятся конференции на студенческих потоках по актуальным вопросам курса отечественной истории, и здесь следует отметить работу доцентов Кульковой И.А. и Савченко И.А., старшего преподавателя Сизова В.И., коллоквиумы по важнейшим проблемам истории России, а также по отдельным монографиям выдающихся российских историков: Тарле Е.В., Данилевского Н.Я., Гумилева Л.Н., Соловьёва С.М. и др. - это работа, прежде всего, Н.Ф. Банниковой, С.М. Гаврилова, С.И. Журавлёва, А.Г. Арзаматова.

Одним из разделов отечественной истории является экономическая история. С открытием в нашем университете в 1993 году факультета экономики и управления (седьмого факультета) на кафедре возникла необходимость в разработке нового специального курса истории мировой экономики (включая экономическую историю России). Разработка этого курса ректоратом была поручена мне.

Экономическая история не может быть сухим хронологическим перечислением фактов, она содержит научную критику источников, объявляет факты и события, обобщает, типизирует и выводит закономерности развития экономики.

Объективный всесторонний анализ экономической истории России предполагает не только характеристику негативных явлений и тенденций, но и выявление тех позитивных результатов, которые призваны стать базой для будущих прогрессивных изменений.

С учётом этих позиций на кафедре были подготовлены рабочая программа курса (1995 г.), методические указания для заочного отделения и пособие для дневного отделения Н.Ф. Банниковой "История экономики" - 8,1 п.л., 1999 г.

Интерес студентов к повышению экономической культуры способствовал открытию второго высшего образования на седьмом факультете для студентов других специальностей, на котором читался специальный курс истории экономики и экономических учений.

Велико значение познания истории. "Если мы не хотим, чтобы история распалась для нас на множество ложных путей, которые никуда не ведут, то от идеи единства истории отказаться нельзя. Вопрос заключается в том, как постигнуть это единство", - писал знаменитый историк и философ К. Ясперс.

И, как показал исторический опыт, нельзя жить изолированно ни человеку от мира, ни национальной культуре относительно культур других стран, поэтому наш университет в последнее десятилетие развивал различные контакты с зарубежными странами. По мере сил в этот процесс включились преподаватели кафедры истории Банникова Н.Ф., Сизов В.И., Журавлёв С.И. Были прочитаны лекции по истории и культуре России для студентов США (1994 г.), для студентов КНР (1996 г.), а также для преподавателей-стажеров из КНР (1998 г.). Проводились экскурсии по городу и музеям, посещение театров и концертов. Кроме этого, Банниковой Н.Ф. для студентов и преподавателей университета Бредли (США) были прочитаны лекции через систему Интернет: "Роль церкви в возрождении России" (1996 г.), "История парламентаризма в России" (1998 г.).

История - это социальный и культурный опыт человечества, накопленный многими поколениями. Она является интегральной наукой, выходящей на философию, социологию, этнографию, психологию, что позволяет ей реализовать межпредметные и межкурсовые связи. Информатизация исторической подготовки жизненно необходима в современных условиях. И этому доказательство - регулярное участие студентов нашего университета в Поволжской олимпиаде по отечественной истории, проводимой на компьютерах. Большой вклад в осуществление этой работы и подготовку университетской команды внесла доцент Савченко И.А., а потом продолжила ассистент Конева О.А., которые, не считаясь со своим личным временем, тщательно работали по подбору команды, её подготовке по индивидуальному плану и добивались высоких результатов, например диплом II степени и II место в межвузовской олимпиаде "Студент и научно-технический прогресс" по отечественной истории, посвящённой 50-летию Победы в Великой Отечественной войне и 80-летию Самарского государственного технического университета, - 25 апреля 1995 года; диплом I степени и I место во Всероссийской олимпиаде по отечественной истории на компьютере - 23 апреля 1998 года (руководитель доцент Савченко И.А.); диплом II степени и II место в Поволжской олимпиаде по отечественной истории на компьютере - 22 апреля 1999 года; диплом II степени и II место командное, I и III места в личном зачёте в Поволжской олимпиаде по отечественной истории на компьютере - 28 апреля 2001 года (руководитель ассистент Конева О.А.).

Существование человеческого мира предполагает среду, которую человек создаёт и постоянно обновляет. Кафедра истории СГАУ всё время находится в состоянии поиска и обновления созидательного процесса как научного, так и учебного.

Российский университет имеет веками накопленный потенциал формирования интеллигенции, в том числе научно-технической. Выпускники университета всегда являлись базой для элиты общества. И то, что мы стали университетом, есть отражение времени и яркое тому доказательство. Очень интересна формула, высказанная Д.С. Лихачёвым о российской интеллигенции, которую он считал базой для сохранения российского величия: "Интеллигенция - это широкая образованность плюс интеллектуальная и моральная свобода".

В настоящее время формируется новая парадигма образования, центром которой становится человек. Только на путях гуманистического миропонимания и миросозидания, на путях повышения культуры и научного развития Россия сможет решать проблемы, поставленные самой Историей.

Задача всех учёных, и особенно гуманитариев, - подумать о том, как, каким образом выработать ту идею, тот идеал развития великой страны, имя которой Россия.