федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

>> 60-летие СГАУ
>> От КуАИ до СГАУ: сборник очерков в формате pdf
>> От КуАИ до СГАУ: сборник очерков в формате HTML

>> Содержание


Гриценко Е.А.

Воспоминания об учёбе в КуАИ и последующем сотрудничестве

Гриценко
Евгений Александрович, р. 07.08.1934 г.,
генеральный директор - генеральный конструктор ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова",
профессор, доктор технических наук.
Заслуженный машиностроитель РФ. Имеет государственные награды.
Окончил Куйбышевский авиационный институт в 1958 году.

Когда я поступал в КуАИ, мне говорили, что студенческие годы - лучшие годы в жизни. Не сразу, но я поверил в это, так как действительно это лучшие годы, которые даже через 43 года вспоминаются так, как будто это было вчера. Причём не только те, которые вспоминаются как весёлое, молодое время. Это время характеризуется и становлением личности, становлением будущего специалиста. Должен сказать, что не всегда хорошо успевающие студенты становились хорошими инженерами, как и наоборот, не всегда средне- и слабоуспевающие студенты становились посредственными инженерами и служащими. Хотя, как правило, хорошими специалистами становились вдумчивые, старательные студенты, освоившие методики изучения новых проблем и вопросов, научившиеся пользоваться литературой и информацией, впитывающие все новое. Многие выпускники КуАИ не всегда по профилю начинали работать, но всегда добросовестной работой добивались больших успехов. Я думаю, что в книге будут названы основные места работы выпускников КуАИ, а они, как мне известно, находятся от Дальнего Востока до Америки. Мне посчастливилось быть на вечере, посвящённом 40-летию КуАИ, и видеть, как протягиваются "щупальцы" КуАИ. Любопытно было слушать и смотреть, как реагировал зал на выступление ректора Виктора Павловича Лукачёва и бывших студентов. Когда все высказались и Виктор Павлович хотел закрыть торжественное заседание, с галерки раздался голос: "Разрешите мне - я главный инженер "Жигулевского пивзавода". Смех вскоре стих, когда он рассказал (коротко), какие проблемы ему приходилось решать. Надо сказать, что руководители предприятий, где работали наши выпускники, очень были благодарны КуАИ за выпуск хороших специалистов. Бывая в эксплуатации и на заводах, в ОКБ и институтах, где есть наши выпускники, всегда испытываешь гордость, что учился в КуАИ, и хочется до конца своей жизни благодарить наших преподавателей.

Так как меня просили рассказать о примечательных моментах, которые были во время учёбы в КуАИ, то начну с главного.

7.11.56 г. на ул.Самарской, где собирались на демонстрацию студенты и преподаватели института, к нашей группе подошёл В.П. Лукачёв, которого мы знали как парторга института и преподавателя. Он вёл у нас практические занятия. После обычных поздравлений и разговоров о жизни он нам объявил, что его назначили директором института. Помню, что мы с восторгом встретили это известие, так как он нам очень нравился, а Ф.И. Стебихова мы все побаивались. Правда, не понимаю почему - он был строгим, но справедливым человеком. Но не это главное. Главное в том, что Виктор Павлович завязал прочные связи с предприятиями, организовал строительство прекрасных корпусов на Московском шоссе, создал школу КуАИ. Я помню, что, когда мы учились на первых курсах, было всего три доктора: П.В. Черпаков, Н.И. Резников и Л.И. Кудряшов. Когда же мы встречались на 10-летии окончания КуАИ, докторов было уже много. Но самое приятное для меня, что доктором математических наук стала Е.А. Бредихина, которая у нас преподавала. Надо сказать, что с преподавателями нам повезло. Кроме указанных докторов, нам читали лекции такие талантливые преподаватели, как Л.И. Майков, Н.Г. Човнык, Я.М. Коган, Н.А. Кожевникова, М.И. Кочнев, А.М. Сойфер, В.М. Дорофеев, А.С. Наталевич, В.И. Метенин, уже упоминавшаяся Е.А. Бредихина и другие.

Запомнились некоторые экзамены: например, доцент Л.И. Майков заплакал, когда, не помню, кто (не из нашей группы) был пойман им со шпаргалкой на экзамене по сопромату. Лично мне запомнился экзамен В.П. Филекину по теории поршневых двигателей, которые тогда заканчивали свою жизнь - авиация переходила на газотурбинные. Формулы были длиной на целую страницу, и преподаватель всем разрешал пользоваться книгами. Когда же я открыто ею воспользовался, он вдруг передумал, отобрал у меня книгу, посадил за первый стол и решил экзаменовать меня по всей строгости. Зачем-то он заставил меня брать 3 билета. Экзамен длился 8 часов - с 8-00 до 16-00, и я уже начинал волноваться, что опоздаю на поезд для поездки на соревнования по шахматам. Когда же я не смог вывести какую-то формулу, но сказал ему конечный результат, он заявил, что хотел поставить мне "пять", а придётся ставить "четыре". Это была единственная четверка из 5 экзаменов в этой сессии. Мой "рекорд" повторил у В.М. Дорофеева мой товарищ, но, к сожалению, ему пришлось пересдавать. Мы в группе, да и на всём курсе, очень были дружны. Со многими до сих пор поддерживаем товарищеские отношения и с большим удовольствием регулярно встречаемся. К сожалению, довольно много наших однокашников покинули нас. Большой и неожиданной потерей стали смерти наших общих любимцев: бывшего заместителя министра гражданской авиации Леонида Степановича Свечникова и преподавателя КуАИ Вадима Фомича Сивиркина. Не надо думать, что другие ушедшие из жизни пользовались меньшим авторитетом. Я же сказал, что мы были очень дружны. Тепло проходили встречи через 10, 20, 25, 30, 35 и 40 лет после окончания института. Приезжали со всего Советского Союза. Воспоминаниям не было конца. К большому счастью, наш однокашник преподаватель института Евгений Александрович Панин запечатлел ВСЕ эти встречи. За это ему огромное спасибо.

Очень хорошо помню, как мы всей группой выезжали после экзаменов за Волгу и резвились как дети, отходя от напряжения экзаменационной поры. Незабываемы были танцевальные вечера в актовом зале корпуса N 1 на Молодогвардейской, 151. Думаю, что этот зал необоснованно забыт. Хотя, может быть, просто мне давно не приходилось там бывать. Приятно вспоминать тренировки по футболу, которые проводил заведующий кафедрой физкультуры А.К. Абрамов. К сожалению, он недолго работал в институте после ухода из "Крыльев Советов". До сих пор помню самый неприятный момент в моей футбольной карьере: единственный раз в жизни я не забил одиннадцатиметровый штрафной удар в ворота Индустриального института (ныне Самарский государственный технический университет) в игре на первенство институтов, и мы проиграли 1:2. А ведь мяч для удара ставил мне сам Г. Никульцев, впоследствии центральный нападающий "Крыльев Советов". Я мучаюсь до сих пор.

Как не вспомнить подготовку дипломных проектов в "дипломке" на Ульяновской и Самарской. Очень жалко, что это здание больше не принадлежит институту.

Запомнилась защита дипломного проекта. Ведь председателем госкомиссии был Н.Д. Кузнецов, тогда ещё полковник, но уже Герой Социалистического Труда, генеральный конструктор. Помню, как главный технолог завода им. Фрунзе В.Н. Ковачич задавал мне много вопросов о необходимости обработки шестерён редуктора дробью, влияния этой обработки на прочностные свойства и т.д. Вопросов было так много, а некоторые даже можно было отнести к провокационным, что Николай Дмитриевич ему сказал: "Разве не видно, что студент знает вопрос?" Запомнился выпускной вечер, который состоялся в корпусе N 1. Кроме наших преподавателей, на вечере был и председатель госкомиссии Н.Д. Кузнецов, подтянутый, в парадной форме, со звездой Героя Социалистического Труда Советского Союза. Было ему тогда 46 лет.

С 9.02.58 г. Николай Дмитриевич занимал решающее место в моей жизни. По направлению я попал во вновь организованное по инициативе Н.Д. Кузнецова ОКБ-24, расположенное на заводе им. М.В. Фрунзе и являвшееся, по существу, филиалом головного ОКБ Н.Д. Кузнецова (КНПО "Труд"). На этом предприятии я проработал 25 лет, пройдя путь от инженера-конструктора до первого заместителя главного конструктора.

По предложению Николая Дмитриевича я поехал в г. Казань главным конструктором - руководителем Казанского проектного бюро машиностроения, являвшегося также филиалом головного ОКБ. По его же предложению я вернулся в Самару первым заместителем генерального конструктора, затем руководителем предприятия, а после ухода Николая Дмитриевича на пенсию, опять же по его рекомендации, был назначен генеральным конструктором. Даже работая на предприятиях, я не терял связи с преподавателями и продолжал сотрудничать с институтом. Мы заказывали институту различные работы при создании новых двигателей и при их модификации, институт не только давал нам специалистов, но и помогал защищать диссертации. Все кандидаты и доктора защищались в советах КуАИ (СГАУ).

Не могу не вспомнить обаятельного Виктора Павловича. Мне с женой посчастливилось отдыхать вместе с Виктором Павловичем и его женой, Ниной Александровной, в санатории "Волжский Утёс". Запомнились лыжные прогулки, а также прощальный вечер в санатории. Надо сказать, что и на отдыхе Виктор Павлович постоянно думал о делах, даже на лыжных прогулках он всё время обсуждал стоящие перед институтом и перед авиационной промышленностью проблемы.

Заканчивая свои воспоминания, я желаю преподавательскому составу Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королёва новых творческих удач, сохранения квалифицированных кадров и продолжения традиций по воспитанию высококвалифицированных специалистов для авиакосмической промышленности и для эксплуатации авиационной техники.