федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Хроники первого полета человека в космос

1946

13 мая принято постановление Совета Министров СССР «Вопросы реактивного вооружения» №1017-419сс, положившее начало развитию ракетно-космической отрасли в Советском Союзе. Постановлением была определена инфраструктура отрасли, были утверждены основные мероприятия по обеспечению работ, связанных с созданием ракетной техники. Первые проработки возможности запуска ракеты с человеком на борту в СССР начались еще в 1945 году в НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности (бывший РНИИ). Группой специалистов - ракетчиков был предложен проект ракетного комплекса для полёта двух человек на высоту до 200 км. Проект получил наименование ВР-190. Работы были продолжены в НИИ-4 Министерства вооруженных сил СССР, в которой перешли работать инициаторы проекта - Михаил Клавдиевич Тихонравов и Николай Григорьевич Чернышёв и их соратники.

Первые проработки возможности запуска ракеты с человеком на борту в СССР начались еще в 1945 году в НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности (бывший РНИИ). Группой специалистов - ракетчиков был предложен проект ракетного комплекса для полёта двух человек на высоту до 200 км. Проект получил наименование ВР-190. Работы были продолжены в НИИ-4 Министерства вооруженных сил СССР, в которой перешли работать инициаторы проекта - Михаил Клавдиевич Тихонравов и Николай Григорьевич Чернышёв и их соратники.

В 1947 году группа М. К. Тихонравова в НИИ-4 начала работы по составными ракетами.

1948

В феврале на первом заседании НТС М.К. Тихонравов выступил с докладом, где была высказана идея «ракетного пакета». В июле 1949 года С.П. Королёв посетил НИИ-4, где ознакомился с работами Тихонравова и Яцунского, которые уже показали возможность не только запуска ИСЗ, но и осуществления космического полёта с человеком на борту.

*****

В 1951 – 1960 г. г. с полигона Капустин Яр в Астраханской области проводились суборбитальные запуски геофизических ракет (Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е, Р-2А, Р-5А) главного конструктора ОКБ-1 С. П. Королева (ныне Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева) с собаками на борту.

22 июля 1951 г. ракета Р-1В подняла на высоту 100,8 км герметичную кабину с животными. Через 15 мин. собаки Дезик и Цыган, находящиеся в кабине-контейнере, благополучно приземлились на парашюте в 20 км от места старта.

Всего с июля 1951-го по июнь 1960-го года было осуществлено 29 полетов на геофизических ракетах, девять из которых закончились аварийно. Запуски осуществлялись на высоты 100 - 110 км (15 запусков), 212 км (11 запусков) и 450 - 473 км (3 запуска). В стратосферу стартовали тридцать шесть собак (некоторые летали по несколько раз), пятнадцать из них погибли.

1953

13 февраля вышло постановление Совета Министров СССР «О плане научно-исследовательских работ по ракетам дальнего действия на 1953-1955гг.» №443-213сс, определившее особо важной задачей разработку управляемой двухступенчатой баллистической ракеты с прицельной дальностью полета не менее 8000 км. и создание двухступенчатой крылатой ракеты такой же дальности полета. Головным исполнителем темы был определен НИИ-88 министерства вооружения, руководитель темы - Королев С.П., заместители руководителя темы Мишин В.П. и Бушуев К.Д., директор НИИ-88 Янгель М.К.

1954

25 мая состоялось заседание Президиума АН СССР, одобрившее основные положения «Докладной записки об искусственном спутники Земли», которая была подготовлена М.К. Тихонравовым по заданию С.П. Королева. В том числе рассматривался вопрос о создании экспериментального спутника с людьми.

30 января было принято правительственное решение о создании в 1957-1958г.г. «объекта Д» - массой 1000-1400 кг – неориентируемого ИСЗ. Эти работы было поручено вести ОКБ-1 С.П. Королева.

20 апреля состоялось первое официальное обсуждение вопроса о полете человека в космос на Междуведомственной комиссии по координации работ по исследованию верхних слоев атмосферы при президенте АН СССР. С докладами выступили В.И. Яздовский «К проблеме полета человека в верхние слои атмосферы» (медико-биологические аспекты полета) и М.К. Тихонравов «О перспективах полета человека в верхние слои атмосферы» (научно-технические предпосылки полета).

Под руководством В.И. Яздовского в конце 1940-х и в 1950-х годах изучались медицинские проблемы разработки скафандров и герметических кабин, осуществлялись биологические исследования верхних слоев атмосферы и космического пространства. Эти исследования проводились в экспериментальных полетах собак на геофизических, на втором искусственном спутнике Земли (собака Лайка, 3 ноября 1957 г.) и возвращаемых космических кораблях-спутниках Земли (вторая половина 1960 г. и весна 1961г.). Эти исследования открыли путь полету человека в космическое пространство. Коллектив, руководимый В.И. Яздовским, осуществлял медицинскую подготовку Ю.А.Гагарина и других космонавтов Первого отряда.

1957

21 августа состоялся первый успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 с научно-исследовательского испытательного полигона ( НИИП-5, Байконур) , о котором официально сообщили советские газеты.

4 октября 1957 г. в 22 часа 28 минут стартовала ракета с первым ИСЗ (ПС-1). Этот полет ознаменовал собой начало космической эры. 3 ноября 1957 года состоялся запуск второго ИСЗ с собакой Лайкой ( ПС-2, первый биологический спутник).

1958

15 мая состоялся успешный пуск ракеты 8А91 с объектом «Д» (третий ИСЗ, первый полноценный космический аппарат (КА), обладающий всеми основными системами, присущими современным КА, весом 1327 кг)

В этот же день в ОКБ-1 Государственного комитета Совета министров СССР по оборонной технике завершены проектные проработки варианта пилотируемой ракеты и варианты пилотируемого спутника для полета человека.

В августе 1958 года – подписан важнейший документ — научно-технический отчет «Материалы предварительной проработки вопроса о создании спутника Земли с человеком на борту (объекта ОД-2)». Этот основополагающий документ стал ядром проекта первого в истории пилотируемого космического аппарата «Восток». Его подписали: главный конструктор - С.П. Королев, зам. главного конструктора - К.Д. Бушуев, начальник отдела №9 - М.К. Тихонравов, начальник группы - К.П. Феоктистов.

Приводим оглавление:

Введение.

Основные летные характеристики.

Компоновочная схема объекта ОД-2.

Форма спускаемого аппарата и вопросы устойчивости.

Состав оборудования, система приземления и компоновка спускаемого

аппарата.

Тепловая защита спускаемого аппарата.

Вопросы теплового режима на орбите.

Система управления и ориентации.

Измерения и связь.

О программе экспериментальных работ.

Выводы и рекомендации

1959

22 мая года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 569-264 «Об объекте Восток», в котором определялись основные задачи и исполнители работ по разработке экспериментального корабля-спутника «Восток»:

  • ОКБ-1 (С.П. Королёв) – головной исполнитель, исполнитель по
  • конструкции корабля, системе ориентации, системам управления ТДУ,
  • терморегулирования, аварийного спасения, по сборке и испытаниям;
  • ОКБ-2 (А.М. Исаев) – по ТДУ;
  • ЦКБ-598 (Н.Г. Виноградов) – по приборам и датчикам ориентации;
  • Завод №918 (С.М. Алексеев) – по скафандру;
  • НИИ-695 (Л.И. Гусев) – по системам связи и пеленгации;
  • НИИ-648 (А.С. Мнацаканян) – по командной радиолинии;
  • ОКБ МЭИ (А.Ф. Богомолов) – по системам радиотелеметрии,
  • контроля траектории и телевидению;
  • ВНИИТ (Н.С. Лидоренко) – по источникам электропитания;
  • ГНИИА и КМ (А.В. Покровский) – по медицинскому контролю
  • и средствам жизнеобеспечения;
  • НИИ ЯФ МГУ (С.Н. Вернов) – по дозиметрическому контролю.

Всего в кооперации, определённой Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, было 123 организации и предприятия, включая 36 заводов.

10 декабря 1958 года постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1388—618 «О развитии исследований космического пространства» определило осуществление полёта человека в космос как главную задачу

1960

6 сентября подписан важнейший документ - «Проект ТЗ и основные положения для разработки и подготовки объекта 3КА (Пилотируемого космического корабля «Восток-3А2»). Наряду с С.П. Королевым его подписали члены совета главных конструкторов: В.П. Глушко (двигатели первой и второй ступеней ракеты-носителя), М.С Рязанский (радиосистемы управления, наблюдения и связи), Н.А. Пилюгин (система управления ракеты-носителя и приборов, комплектующих систему управления корабля), В.П. Бармин (комплекс наземного технологического оборудования, обеспечивающего подготовку к пуску и пуск ракеты-носителя с космическим кораблем), В.И. Кузнецов (командные гироскопические приборы систем управления ракеты-носителя и корабля), А.Ф. Богомолов (радиосистемы телеметрии), А.М. Исаев (тормозная двигательная установка), С.А. Косберг (двигатель третьей ступени ракеты-носителя), С.М. Алексеев (скафандр и катапультируемое кресло космонавта) и В.И. Яздовский - руководитель медико-биологической подготовки космонавтов. Этим документом были определены все основные мероприятия по созданию изделия 3КА и обеспечению его надежности.

Летом 1960 года начались испытания всех основных систем и агрегатов корабля «Восток». Большая часть из них была проведена на экспериментальных установках. При этом крышки люка отстреливались 50 раз, головной обтекатель сбрасывался 5 раз, макет корабля отделялся от ракеты 15 раз, спускаемый аппарат и приборный отсек разделялись 5 раз, отрывная плата отстреливалась 16 раз и т. д.; много испытаний было проведено по отработке герметичности, систем приземления и катапультирования и других систем корабля.

15 мая 1960 года начались летные испытания, для которых было предоставлено 7 кораблей. Первый корабль был изготовлен в упрощенном варианте, без тепловой защиты

28 июля был осуществлен первый запуск корабля (1К) с подопытными животными (собаки Чайка и Лисичка) на борту. систем жизнеобеспечения и приземления. Спускаемый аппарат аварийно отделился и разрушился при падении. Собаки погибли.

19 августа запуск корабля был успешным и подопытные животные (собаки Белка и Стрелка) — впервые (20 августа) возвратились с орбиты на Землю.

1 декабря был запущен четвёртый корабль. Программа его орбитального полёта была выполнена, однако из-за отказа в системе управления работой ТДУ спуск произошёл в нерасчётном районе и спускаемый аппарат (СА) был подорван. На его борту находились собаки Пчелка и Мушка.

22 декабря был проведён очередной запуск корабля, но при выведении его на орбиту произошла авария ракеты-носителя, СА корабля аварийно отделился и нормально приземлился, совершив суборбитальный полёт. На его борту были собаки Комета и Шутка, которые остались в СА из-за отказа катапульты и благодаря этому остались живы.

Всего было произведено 46 пусков РН Р-7 (I и 2 ступеней ракеты 8К71) и 16 запусков блока Е (III ступень) РН 8К72. Из 16 блоков «Е»  6 блоков не сработали из-за аварии РН и 2 блока — из-за аварий самого блока

1961

9 марта был проведён первый запуск корабля ЗКА. Корабль был укомплектован всеми бортовыми системами, собакой Чернушка и манекеном человека, который в шутку был назван разработчиками «Иван Иванович». Программа полёта была выполнена, аппаратура работала безотказно, СА с собакой нормально приземлился, а манекен катапультировался

25 марта был запущен корабль ЗКА №2 в той же комплектации с собакой Звездочка и манекеном. Программа полёта корабля также была выполнена.

СОЗДАНИЕ ОТРЯДА КОСМОНАВТОВ. ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ

В 1958 году в Научно--исследовательском институте авиационной медицины (НИИИАМ) были начаты исследования по двум темам: № 5827 - отбор человека для полёта в космос и № 5828 - подготовка человека к первому космическому полёту. Научным руководителем работ был В.И. Яздовский. В августе 1959 года начался отбор кандидатов в космонавты. Критерии отбора: возраст до 35 лет, рост не более 170 см, вес -до 70 кг, отличное здоровье.

С.П. Королев отмечал: «Летчик-истребитель - это и есть требуемый универсал. Он летает в стратосфере на одноместном скоростном самолете. Он и пилот, и штурман, и связист, и бортинженер...»

«...к моменту старта космического корабля в его кабине должен находиться пилот, способный выполнить куда более сложный и трудный полет, чем тот, что ему предстоит».

В процессе первого отбора кандидатов в космонавты были рассмотрены документы на 3461 летчика истребительной авиации; для первичной беседы было отобрано 347 человек.

К дальнейшему медицинскому отбору было допущено 206 летчиков, которые проходили обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГе). Из них 72 отказались от прохождения обследования, 105 были отчислены по состоянию здоровья. Из 29 летчиков, прошедших все этапы медицинского обследования с хорошими результатами, 20 человек были отобраны и зачислены первыми слушателями-космонавтами.

В то время старший лейтенант Ю.А. Гагарин проходил службу в 169-м истребительном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота (поселок Луостари, Мурманская область).

11 января 1960 года главнокомандующий ВВС маршал авиации К.А. Вершинин издал директиву №321141  «О формировании Центра подготовки космонавтов ВВС и отряда космонавтов» (ЦПК, войсковая часть №26266). Кандидатов в космонавты решено было отбирать из летчиков – истребителей.

7 марта 1960 года в ЦПК была зачислена первая группа слушателей-космонавтов, положившая начало отряду космонавтов ЦПК ВВС. В ее состав вошли двенадцать человек: Иван Аникеев, Валерий Быковский, Борис Волынов, Юрий Гагарин, Виктор Горбатко, Владимир Комаров,  Алексей Леонов, Григорий Нелюбов,  Андриян Николаев, Павел Попович,  Герман Титов и Георгий Шонин. Позже в этот отряд космонавтов были зачислены: Евгений Хрунов,  Дмитрий Заикин, Валентин Филатьев, Павел Беляев, Валентин Бондаренко, Валентин Варламов, Марс Рафиков и Анатолий Карташов. В первом отряде космонавтов были: 9 лётчиков ВВС, 6 лётчиков ПВО и 5 лётчиков морской авиации (ВМФ).

В ноябре 1960 года для дальнейшей интенсивной подготовки космонавтов были отобраны шесть кандидатов: Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, А.Г. Николаев, П. Р. Попович, В.Ф. Быковский и Г.Г. Нелюбов.

В январе 1961 года начались занятия в летно-исследовательском институте (ЛИИ), в г. Жуковский, где был создан тренажер КК «Восток-3А». Первым «космическим» инструктором стал Герой Советского Союза М.Л. Галлай.

17-18 января 1961 года кандидаты в космонавты сдавали государственный экзамен

16 марта 1961 года группа участников подготовки полета вылетела из Москвы в Тюра-Там (Байконур) на трех самолетах Ил-14. Два из них с космонавтами на борту остановились в Куйбышеве, чтобы ознакомиться с районом приземления. 17 марта все прибыли на полигон, где их встречали С.П. Королев и М.В. Келдыш.

3 апреля 1961 года вышло постановление Президиума ЦК КПСС и СМ СССР об осуществлении полета человека в космическое пространство.

Утром 8 апреля 1961 года было проведено обстоятельное медицинское обследование Ю.А. Гагарина и Г. С. Титова. 9 апреля вновь состоялся медицинский осмотр Юрия Гагарина и Германа Титова.

10 апреля в 11 часов в павильоне на берегу Сырдарьи состоялась встреча членов государственной комиссии с космонавтами. В очень простой, дружественной обстановке Руднев, Москаленко, Королев встретились с Гагариным, Титовым, Нелюбовым, Поповичем, Николаевым.

Вечером того же дня состоялось торжественное заседание Государственной Комиссии. Официально были приняты два решения: названы имена первого космонавта – Юрия Гагарина и его дублера – Германа Титова; сообщена дата запуска корабля «Восток» - 12 апреля 1961 года.

Старт ракеты 8К72К с космическим кораблем-спутником «Восток» ( 3КА №3) состоялся 12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут московского времени под управлением летчика-космонавта Гагарина Юрия Алексеевича с космодрома в районе станции Байконур.

КУЙБЫШЕВ – САМАРА. ДОРОГА В КОСМОС

В годы войны 1941-1945 гг. в Куйбышеве был сформирован мощный авиационный промышленный комплекс в составе 13 заводов НКАП. Основу комплекса составили:

  • Государственный авиазавод №1 имени Сталина;
  • Государственный авиазавод №18 имени Ворошилова;
  • Моторостроительный завод №24 имени Фрунзе;
  • В 1942 был году открыт Куйбышевский авиационный институт.

1958

2 января принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №2/-1 о размещении производства МБР Р-7 на заводе №1 (директор завода – Виктор Яковлевич Литвинов), а двигателей - на заводе №24 Куйбышевского СНХ ( директор завода – Петр Денисович Лаврентьев).

28 февраля в Куйбышев на завод №1 прибыла группа специалистов ОКБ-1 во главе с ведущим конструктором МБР-7 Д.И. Козловым для подготовки серийного производства МБР Р-7.

2 июля постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР № 725-347 Сызранскому заводу тяжелого машиностроения поручается изготовление изделия 8У0216 (трехъярусная кабина обслуживания МБР Р-7 для научно-исследовательского испытательного полигона Министерства обороны (НИИП-5 МО, Байконур).

На территории завода №24 создан филиал ОКБ-456 главного конструктора В. П. Глушко (ныне Приволжский филиал АО «НПО Энергомаш») на базе СКО завода для конструкторского обеспечения серийного производства жидкостных ракетных двигателей РД-107 и РД-108 (руководители Ю.Д. Соловьев, Р.И. Зеленев).

1959

17 февраля состоялся успешный пуск первой изготовленной в Куйбышеве двухступенчатой МБР Р-7 (8К71) с полигона Байконур.

23 июля создан отдел №25 ОКБ-1 с расположением на Государственном авиационном заводе №1 в г. Куйбышеве с целью конструкторского сопровождения серийного изготовления МБР Р-7.

Уже 1958 году в Куйбышевском авиационном институте (директор – Виктор Павлович Лукачев) на спецкурсах началась подготовка специалистов для новой –ракетной отрасли. В 1959 году были открыты новые специальности: «Ракетостроение», «Ракетные двигатели», «Конструирование и производство радиоаппаратуры»

1960

23 июня образован филиал №3 ОКБ-1 на базе отдела №25 ОКБ-1. Начальником филиала и главным конструктором назначен Дмитрий Ильич Козлов.

Сложнейший комплекс работ по формированию новой ракетно-космической отрасли в Куйбышевской области курировали первые секретари областного комитета КПСС Михаил Тимофеевич Ефремов, Александр Сергеевич Мурысев, секретарь Куйбышевского обкома КПСС по промышленности Виталий Иванович Воротников и другие руководители.

******

12 апреля ракетой-носителем 8К72К осуществлен запуск космического корабля «Восток» с первым в мире космонавтом Ю.А. Гагариным на борту. Первая и вторая ступени РН были изготовлены на заводе №1, а двигатели – на заводе №24 в Куйбышеве.

12 АПРЕЛЯ 1961 ГОДА. КУЙБЫШЕВ

Во второй половине дня 12 апреля Ю. А. Гагарин прибыл на самолете Ил-14 из Энгельса в Куйбышев на заводской аэродром «Трехгорка», где его встречали руководители области, военные и многочисленные работники завода.

На нескольких машинах отправились к гостиничному комплексу Куйбышевского обкома КПСС на Первой дачной просеке. Здесь в небольшом доме на берегу Волги он провел первые два дня после полета.

После тщательного медицинского осмотра космонавт № 1 вместе со всеми пообедал и немного отдохнул. Вечером прибыли члены Государственной комиссии во главе с председателем Госкомитета Совета Министров СССР по оборонной технике К.Н. Рудневым. В этот вечер врачи строго запретили Ю. Гагарину общаться с кем-нибудь из своих товарищей и рассказывать о полете до заседания Госкомиссии – «чтобы не расплескал эмоции». За ночь в гарнизонном ателье Ю. Гагарину подобрали новую, уже майорскую форму.

Утром 13 апреля 1961 года состоялось заседание государственной комиссии, заслушавшей отчет первого космонавта планеты о его полете. Доклад записывался на магнитофон, записи с которого сразу же были переправлены в Москву. В музее авиации и космонавтики можно познакомиться с заметками, сделанными С. П. Королевым во время выступления Ю. А. Гагарина (Первый доклад Ю. А. Гагарина в Куйбышеве, 13 апреля 1961 г.)

После заседания Ю. А. Гагарин много общался с гостями, отвечал на вопросы, оставлял подписи на память.

Затем для Ю. А. Гагарина была организована небольшая прогулка по Волге.

Во второй половине дня Юрий Алексеевич дважды разговаривал с Л.И. Брежневым. Несколько раз звонил Главный маршал авиации К.А. Вершинин - обговаривали детали встречи в Москве. Ю.А. Гагарин и Н.П. Каманин отрабатывали доклад космонавта Н.С. Хрущёву. Вечером вместе с друзьями – космонавтами играл в биллиард.

Утром 14 апреля Юрий Гагарин снова подписывал на память многочисленные фотоснимки и газеты, вышедшие с его фотографиями. Один из таких автографов хранится в музее авиации и космонавтики Самарского университета.

Около девяти утра Гагарин и сопровождавшие его лица выехали на заводской аэродром. Здесь снова собралось множество народа, приветствуя героя. В 10.40 самолёт Ил-18 взлетел с Безымянского аэродрома и взял курс на Москву. Через два часа Юрий Гагарин уверенной походкой пройдет по красной дорожке Внуковского аэродрома, не замечая развязавшегося шнурка. Эти кадры увидят миллионы людей, и слава о человеке, первым взлетевшим в космическое пространство, облетит весь мир. Но те 40 часов, которые провел первый космонавт планеты на берегу Волги, на многие годы останутся белым пятном в истории первого полета, хотя о них знали и помнили тысячи людей в Куйбышеве, Москве и других уголках страны.

(Слайд - Г. идет широко шагая в шинели)

Конечно, Юрий Гагарин бывал в Куйбышеве еще не один раз: он приезжал на встречи с рабочими куйбышевских заводов, выпускавших космическую технику, встречал своих друзей, возвращавшихся из космических полетов. Ведь в Куйбышев прибывали сразу после полета еще пять космонавтов первого отряда: Герман Титов в августе 1961года, Павел Попович и Андриян Николаев в августе 1962 года, Валентина Терешкова и Валерий Быковский в июне 1963 года. И снова в «Домике над Волгой» проходили заседания Государственной комиссии, устраивались прогулки по Волге и памятные встречи.