Научная деятельность
Коллективом ученых кафедры русского языка и массовой коммуникации в рамках общей темы "Система и функционирование русского языка в полипарадигмальной интерпретации" разрабатываются следующие научные направления:
- структурно-семантическое изучение системы русского языка;
- обследование, изучение и картографическое описание говоров на территории Самарской области;
- исследование русской концептосферы в семасиологическом, когнитивном и культурологическом аспектах;
- анализ и разработка методики анализа образной концептуализации в русской языковой картине мира;
- лингвосемиотическая интерпретация глаголицы – первой славянской азбуки; изучение начального этапа славянской письменности, содержательного комплекса правой веры в наследии святых Кирилла и Мефодия;
- исследование особенностей русской ментальности в языке и тексте;
- изучение истории становления русского литературного языка;
- интерпретация русского глагольного вида в лингвистическом и когнитивном аспектах;
- изучение развития русской аббревиации в ХХ – ХХI вв.;
- исследование ономастического пространства Самарской области;
- становление и развитие русскоязычного рекламного дискурса;
- исследование механизмов и этапов развития детской речи;
- разработка методики преподавания лингвистических дисциплин в вузе и школе;
- разработка методики преподавания русского языка как иностранного; синтез коммуникативного и культурологического подходов в преподавании РКИ.
Основные результаты:
- разработана категориальная (структурно-семантическая) интерпретация подсистем русского синтаксиса – простого и сложного предложения (согласование и управление как виды синтаксической организации слов; грамматическая парадигматика второстепенных членов предложения; типология сложноподчиненных предложений и др.);
- осуществлено первое в отечественном языкознании комплексное исследование и описание русской аббревиации как способа словообразования, отразившего своеобразие революционной и последующих эпох в системе языка;
- разработана семасиологическая интерпретация ментальной единицы (концепта) в ее проекции на лексическую систему; разработана методика исследования и описания функционирования метафорической системы языка в рамках образоцентрического подхода на основе механизма варьирования;
- создана типология лексической метонимии, базирующаяся на когнитивном основании; обоснована основополагающая роль метонимического механизма при порождении когнитивной метафоры – главного способа концептуализации знаний о мире;
- разработана теория происхождения и содержательной основы первой славянской азбуки глаголицы, в которой начертания глаголических букв рассматриваются как система визуальных символов, кодирующая христианскую картину мира; обосновано отражение в матрице глаголицы христологического содержательного комплекса, закрепленного в Никейском Символе веры;
- разработана концепция аспектуальной семантики русского глагола с позиций грамматического и когнитивного подходов;
- осуществлено обследование диалектов на территории Самарской (Куйбышевской) области; создан архив диалектных материалов по 130 населённым пунктам Самарской области, собранных и обработанных во время полевых диалектологических экспедиций (научные отчеты, ответы собирателей на вопросы академических программ, записи диалектной речи, в том числе магнитофонные записи речи диалектоносителей);
- осуществлено теоретическое обобщение собранных материалов, описаны основные типы диалектных систем на территории Самарской области;
- проведено картографическое описание материалов полевых экспедиционных исследований, представленное в коллективном издании поволжских диалектологов "Атлас говоров Среднего и Нижнего Поволжья" (2000 г.) и в региональном "Атласе говоров Самарского края" (2009 г.);
- представлены материалы по говорам 20 сёл Самарской области, обследованным по специальной программе для фонда диалектологического сектора РАН, для "Лексического атласа русских народных говоров", создаваемого под руководством Института лингвистических исследований РАН (г. С.-Петербург); для этого атласа подготовлены четыре обобщающих карты, две из которых вошли в первый том Атласа;
- представлены в Институт русского языка РАН (г. Москва) тексты диалектной речи для диалектологического подкорпуса электронного "Национального корпуса русского языка";
- подготовлены и изданы вузовские учебные пособия по современному русскому языку, истории лингвистических учений, истории русского языка, неймингу, слоганистике и другим дисциплинам для студентов высших учебных заведений.
Результаты научной работы коллектива отмечены грантами.
В 2009-2011 гг. коллектив кафедры работал в рамках тематического плана СамГУ, финансируемого Минобрнауки РФ, по теме "Комплексное исследование русской образности в системно-языковом, текстовом и когнитивно-дискурсивном аспектах".
В 2012 г. коллектив под руководством проф. Н.А. Илюхиной выиграл грант РГНФ на осуществление проекта "Функционирование языковых единиц в микрогенезе познавательного акта и речевой репрезентации" (2012-2013 гг.).
В 2013 году коллективом под руководством доц. О.А. Усачевой получен грант СамГУ на выполнение научно-исследовательского проекта "Когнитивная интерпретация процессов концептуализации действительности в детской речи".
В 2014 году доц. И.В. Шумкина выиграла грант на обучение в институтах Фулбрайта, прошла обучение в университете штата Огайо в институте журналистики и медиа.
В 2015 г. коллектив под руководством проф. Н.А. Илюхиной выиграл грант РГНФ на осуществление проекта "Образная номинация и образная концептуализация знаний о мире в семантической системе: языковой и когнитивный аспекты" (2015-2016 гг.).