федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
На базе Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) 9–10 апреля 2021 года состоялась Всероссийская научная конференция «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА» (в смешанном формате, в т.ч. с использованием платформы zoom).
В рамках научного проекта № 18-29-1407, реализуемого при финансовой поддержке РФФИ, в конференции с докладами приняли участие Рузанова В.Д. и Поваров Ю.С.
Зав. кафедрой гражданского и предпринимательского права Самарского университета, кандидат юридических наук, доцент Рузанова В.Д., в своем выступлении, в частности, указала, что внедрение информационных технологий оказывает существенное влияние на все сферы жизни общества, трансформирует экономику и ставит задачу правового опосредования вновь возникающих отношений. Несмотря на все многообразие последних, их связь с использованием информационных технологий свидетельствует о принципиальной возможности правового регулирования таких отношений как единого комплекса. Среди современных технологий особое место занимают генетические технологии, поскольку они влияют на судьбу будущих поколений и самым тесным образом связаны с обеспечением охраны конституционных прав и свобод человека (ст. ст. 23, 24 Конституции Российской Федерации). Сегодня как никогда приобретает актуальность проблема поиска баланса между интересами общества и отдельного гражданина. 
В выступлении предложено:
1) в качестве теоретической базы для формирования «охранительного механизма» с  целью защиты прав и свобод человека от негативных последствий внедрения генетических технологий использовать категорию «охрана генома», поскольку она связана с геномом как таковым (т.е. находящемся в естественном состоянии), и с информацией о нем и условно назвать эти два аспекта соответственно «естественный» и «информационный»;
2) относить генетическую информацию к биометрическим данным, поскольку на их основании можно установить личность человека, а также и  к сведениям о состоянии здоровья человека, поскольку она может содержать таковые, и осуществить унификацию правового режима генетической информации как вида персональных данных;
3) двигаться по пути установления взаимодействия между правовым режимом генетической информации и институтами гражданского права в направлении усиления  частноправового охранительного механизма;
4) разработать новые способы защиты, а также содержательно наполнить  существующие способы защиты гражданских прав в этой сфере. 
В тезисах своего доклада доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Самарского университета, кандидат юридических наук, доцент Поваров Ю.С., обсуждая вопросы адаптивного совершенствования гражданского законодательства в условиях активизации использования генетических технологий, обосновал, среди прочего, целесообразность в ракурсе «приспособления» института неприкосновенности частной жизни к случаям «оборота» генетической информации (которая, бесспорно, в большинстве ситуаций содержит сведения о частной жизни лица):     
1) установления четкого соотношения понятий «частная», «личная» и «семейная» жизнь (тем более, что вытекающий из ст. 152.2 ГК РФ вывод о родовом характере термина «частная жизнь» не согласуется с «одноярусной» смысловой трактовкой приведенных понятий в ст. 150 ГК РФ); 
2) учета специфики генетических данных как сведений, затрагивающих интересы не только «испытуемого», а и иных субъектов (родственников и пр.), при определении фигуры лица, чье согласие необходимо испрашивать (либо при информировании заинтересованных лиц о наличии такого согласия); 
3) определения правовой сущности согласия, предусмотренного п. 1 ст. 152.2 ГК РФ, с позиции: а) его отраслевой принадлежности; б) одностороннего и (или) двухстороннего (элемент соглашения) характера (что, помимо прочего, играет довольно принципиальную роль при решении вопроса о (не)правомерности отзыва предварительного согласия); 
4) признания и формального отражения регулятивной «силы» согласия (возможность закрепления в нем срока действия санкции, условий и способов сбора и использования информации и др.);   
5) «расшифровки» и корректировки оснований, при наличии которых разрешительный порядок не применяется (в ГК РФ к ним отнесены публичные интересы, общедоступность информации, а равно ее раскрытие самим гражданином либо по его воле).