федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Как с самарским дипломом стать инженером в Канаде?

Как с самарским дипломом стать инженером в Канаде?

Самарский университет

Рассказал в интервью выпускник СГАУ камерунец Ломо Лоно Викториeн

отзывы Карьера Интервью успешные выпускники
05.05.2015 2021-02-26
Выпускник факультет инженеров воздушного транспорта СГАУ 2008 г. камерунец Ломо Лоно Викториeн сегодня работает инженером в компании Bombardier Aerospace (Монреаль, Канада). О том, как он смог устроиться в одну из самых престижных авиационных фирм мира, Викториeн рассказал в интервью интернет-порталу СГАУ.
 
– Викториeн, расскажи, почему ты поехал именно в Канаду?
 
– Причин сразу несколько: я хотел работать по специальности, а будучи гражданином Камеруна, я не мог работать инженером в России — все авиационные предприятия режимные. Впрочем, я пытался, собрал множество бумаг, но так ничего и не добился. Я те же самые документы представил в посольство Канады и получил приглашение. В аэропорту Монреаля мне выдали вид на жительство на пять лет. И я начал искать работу.
 
– И всё-таки почему так далеко – Канада, рядом есть Европа и Airbus?
 
– Чтобы увеличить свои шансы найти работу, надо ехать туда, где большая концентрация авиационных заводов. В мире всего одно такое место – это Монреаль. Только здесь как минимум 250 компаний, которые занимаются только авиацией. Они охватывают все области.
 
Конечно, работать по своей специальности – обслуживать самолёты в аэропортах – я и не надеялся: надо было знать самолёты не только российского производства. Так что я искал околоавиационную специальность. Сначала с месяц проработал в компании, которая специализируется на изготовлении деталей для Боинга-787. Теперь я работаю в престижной Bombardier Aerospace. Эта компания занимается сборкой целой серии самолётов. Сейчас вся моя работа сосредоточена в офисе и моём компьютере. Это знаменитые CALS-технологии, или электронное сопровождение производства. То есть, мы собираем самолёт с помощью мощных программных пакетов (один из них – CATIA V5) – учитываем все детали, описываем всю структуру – фюзеляж, крыло, шасси... – затем пишем инструкции по сборке, а уж потом по нашим инструкциям техники в США и Мексике собирают настоящие самолёты. Я занимаюсь сборкой самолёта Learjet 85.
 
– Из того набора предметов и курсов, которые ты изучал в СГАУ, что тебе оказалось действительно нужным?
 
– Пригодились почти все предметы. Особенно те, которые мы проходили на третьем курсе: экология, детали машин, конструкция и проектирование летательных аппаратов (КиПЛА), техника безопасности, особенно черчение – в общем почти весь третий курс. К сожалению, в Самаре я не познакомился ни с одной компьютерной программой, которые здесь мне бы очень пригодились – ENOVIA, Pro-Engineer, CATIA V5, Solidworks. У нас даже не было курсов по Компасу-3D и AutoCAD. Мы сами их учили, но, как оказалось, мне нужен куда более продвинутый уровень. И это большой минус полученного мною образования.
 
– Как решил эту проблему?
 
– Учился на курсах полгода. Дело в том, что когда я начал искать работу в Канаде по специальности, я первым делом отправился в местную службу занятости. Это государственная структура. Представил им своё резюме, диплом, но стало понятно, что я не знаю программ, которые должен знать авиационный инженер. Получил от службы занятости стипендию в 10 тысяч канадских долларов на обучение в течение полугода. Учился каждый день по несколько часов, нам давали очень глубокие знания. Я получил сертификат и сразу после окончания учёбы нашёл работу.
 
– Я так поняла, ты мечтал работать именно в Bombardier Aerospace?
 
– Мне предлагали работу три компании. Я выбрал ту, где лучшая зарплата. Но на самом деле здесь, в Канаде и Монреале, все авиационные инженеры мечтают работать именно в этой компании. Это отличный работодатель. Мне нравится то, что я работаю над всем самолётом полностью. Поэтому я очень хорошо знаю его структуру, как он конструируется, а затем собирается.
 
– Такое впечатление, что ты работаешь по специальности первого факультета – конструкция летательных аппаратов…
 
– Точно!
 
– То есть, несмотря на то, что ты оканчивал третий факультет, тебе хватило знаний, чтобы работать по другой специальности.
 
– На самом деле в этом ничего удивительного нет. Настоящий инженер способен за очень короткий срок выучить, например, близкую его первому образованию специальность. Особенно если он хорошо учился.
 
– Как служба кадров Bombardier среагировала на твой русский диплом?
 
– А они не столько смотрели на диплом, сколько проверяли знания. Чтобы попасть на работу в Bombardier, надо пройти несколько этапов. Во-первых, сдать тест, разработанный сотрудниками компании. Второй этап – собеседование. Причём на собеседование приходят сразу несколько кандидатов. Собеседование проводится с учётом результатов теста и резюме. Я на собеседовании сказал: «Я учился в чужой стране, жил восемь лет, выучил русский язык. Это говорит о том, что все остальные претенденты, которые обучались здесь, намного ниже моего уровня и мне не конкуренты. Если вы меня не возьмёте, вы потеряете отличного инженера». Через два дня мне сообщили, что я принят! Хотя обещали перезвонить через три недели.
 
– А в чём заключались тесты?
 
– Это на самом деле серьёзный экзамен. Его принимают два французских инженера, которые проработали в компании почти 30 лет и именно по структуре самолёта. Это было похоже на зачёт у нашего преподавателя Морозова. Вопросы очень сложные, твои ответы должны продемонстрировать, насколько точно ты ориентируешься в предмете и ясно его себе представляешь. Интервью-экзамен длился полтора часа, я смог ответить на все вопросы! И мне сказали, что не думали, что человек из России сможет показать такое глубокое знание предмета. Но, конечно же я готовился. До этого интервью я разговаривал с другими инженерами, которые уже работают в Bombardier. Они мне рассказывали о своей работе, о технике, которую используют. Я постарался узнать как можно больше, чтобы суметь ответить на все вопросы.
 
– Какую ты получаешь зарплату, если не секрет?
 
– Не секрет. 4 тысячи долларов. Это 120 тысяч рублей.
 
– На жизнь в Монреале хватает?
 
– Это чуть выше среднего. И это зарплата начинающего инженера. Проработав три года, я буду получать пять тысяч в месяц.
 
– Договор заключён на год?
 
– У меня бессрочный договор.
 
– Испытательный срок был?
 
– Две недели меня проверяла служба безопасности, а в это время меня посвящали в очень сложную компьютерную систему компании. К каждой программе – свой пароль! Полностью электронный документооборот. Потом был испытательный срок. Он длился три месяца.
 
– Спасибо. Удачи тебе в твоих начинаниях.

Елена Памурзина