Недавно произошло замечательное событие для нашего университета и для всей Самарской области в целом: победителем всероссийского конкурса "Учитель года – 2015" стал выпускник СамГУ! Сергей Сергеевич Кочережко, учитель истории и обществознания гимназии № 1 г. Самара, выделил несколько минут в своём плотном графике и ответил на наши вопросы.
– Сергей Сергеевич, какую роль в вашей победе сыграл университет? Фундамент закладывался в вашей альма-матер? – Да, безусловно. Большую роль в том, что я сейчас имею, сыграли моя семья, школа, в которой я учился в Тольятти, мои учителя и, конечно, Самарский государственный университет. Я учился в университете с 2006 по 2011 год на историческом факультете. На истфаке много замечательных преподавателей, которые каким-то образом сохраняют неповторимый дух этого факультета. Там какая-то непередаваемая атмосфера, в которую можно погрузиться, только учась на этом факультете, учась у замечательных профессоров: у Владимира Владимировича Кутявина, у Александра Борисовича Окуня, у Людмилы Николаевны Попковой с кафедры зарубежной истории, у Галины Сергеевны Шерстнёвой с кафедры отечественной истории и историографии. Я специализировался на кафедре российской истории, которую возглавляет Пётр Серафимович Кабытов. Моим научным руководителем, у которого я писал диплом, был Эдуард Лейбович Дубман, профессор этой кафедры. Это замечательные люди и великолепные преподаватели!
– Почему вы выбрали Самарский государственный университет? – Во-первых, моя мама училась в СамГУ на мехмате, а во-вторых, безусловно, это лучший классический университет в области, на мой взгляд. Поэтому, уж если получать высшее образование, историческое во всяком случае, то получать его в Самарском государственном университете.
– Были ли у вас любимые преподаватели и предметы? – Хороший вопрос! Всегда трудно выделить, что тебе запомнилось больше или меньше. Я могу рассказать, что запомнилось первым. В 2006 году первого сентября была торжественная линейка, а после нас, тогда ещё первокурсников, провели в аудиторию, и первым человеком, который нас начал вводить в мир истории, был профессор, д. и. н. Игорь Геннадьевич Гурин. Он один из самых крупных специалистов в нашей стране по истории Древнего Рима. Он произвёл тогда на нас удивительное впечатление! Я помню, как страшно было сдавать ему экзамен в начале января. Но всё же пятёрка получилась!
– А какой вам запомнилась студенческая жизнь? – Студенческая жизнь запомнилась очень ярко! Я активно занимался общественной и творческой деятельностью во время студенчества. Из двух наших групп на истфаке сложился своеобразный творческий актив, занимавшийся подготовкой "Студвёсен" и посвящений: актёры, сценаристы – очень яркие, увлечённые ребята. Когда проводятся "Студвёсны", идёт постоянная борьба между факультетами за первое место. И вот на третьем курсе нашей сценарной группе и вообще истфаку удалось выиграть! Мы были счастливы! Истфак давно не выигрывал на фестивале, а тут вдруг получилось! Это был наш труд. На истфаке есть определённые традиции, например, "Студвесна" – это не просто набор номеров, это всегда спектакль, всегда театр. Эти традиции мы постарались воспринять от наших предшественников и передать тем, кто пришёл после нас.
– А как возникло желание заниматься именно историей? – В нашей жизни велика роль случайностей, на мой взгляд. Но личность каждого человека по-своему случайности превращает в судьбу. В конце школы у меня было три варианта, кем бы я хотел быть: либо журналистом, либо юристом, либо историком. Сдача ЕГЭ показала, что, видимо, история мне ближе всего. Я выбрал исторический факультет и, как оказалось, не ошибся. Вообще у меня родители абсолютно физики, я оказался один лирик в семье. Мама – математик, дедушка и бабушка – инженеры, работали долго на АвтоВАЗе. Я один получился гуманитарий. Откуда это взялось – непонятно. Наверное, из школы и от тех учителей, которые со мной работали. Я очень благодарен учительнице истории Светлане Владимировне Туйгачкиной, которая с нами занималась на подготовительных курсах в СамГУ. Наверное, она в большей мере привила мне знание истории и интерес к этой науке.
– Знаем, что у вас в семье было много педагогов. Это повлияло на выбор вашей профессии? – Если честно, когда выбирал свою профессию, я не знал о том, что многие мои родственники были связаны со школой. Историей своей семьи я стал заниматься, уже когда сам работал учителем: это было связано и с тем, что конкурс "Учитель года" поставил задачу сделать сайт, на котором нужно было представить информацию о себе и своей семье (потому что семья – это главное, что в жизни тебя формирует). Летом этого года начались небольшие исследования. Оказалось, что у меня огромное количество родственников занимались педагогикой, работали в школе учителями, директорами. Может быть, с молоком матери, как-то генетически передалась мне тяга к этой профессии.
– Как отреагировали ученики на вашу победу в конкурсе? – Они, конечно, обрадовались, хотя я, если честно, их первой реакции лично не видел. Я их реакцию увидел в выпуске программы "Время" на Первом канале. Меня долго не было в Самаре: 5 октября объявили, что "Большой пеликан" достаётся мне, а с 6 по 12 октября мы были в Сочи, где встречались с президентом В. В. Путиным, посещали финалы "Формулы-1" и фестиваля молодых исполнителей "Новая волна", давали открытые уроки и мастер-классы. Мои ученики встречали меня в аэропорту, потом в гимназии, когда я вышел на работу. Лично у меня победа вызвала две эмоции – радость и удивление: оказывается, невозможное вдруг может стать возможным и реально одержать победу в конкурсе с такими серьёзными и сильными соперниками.
– А секрет успеха раскроете? – Нет никакого секрета, надо просто много работать! У меня отношение к конкурсу изменялось в процессе участия в нём. Оказалось, что это не развлечение, не отдых, это – жёсткий труд. Например, сайт для конкурса я делал два месяца. Мне нужно было перелопатить все собственные материалы, это огромная работа, прежде всего над собой. Я всегда стараюсь ответственно подходить к тем делам, за которые берусь, к тем поручениям, которые мне дают. Участвовать в городском этапе конкурса меня направил директор школы. Это ответственность на высоком уровне – представлять Первую гимназию. После оглашения итогов регионального конкурса и получения ключей от "Калины" из рук губернатора Н. И. Меркушкина министр образования Самарской области В. В. Пылёв поставил передо мной новую задачу: "Сергей Сергеевич, привезите „Большого пеликана“ в Самару!" Я сказал, что постараюсь сделать всё, что в моих силах. И сделал это! Кроме ответственного отношения ко всему, что делаешь, надо быть верным самому себе: в педагогической деятельности нужно выбирать те методические приёмы и тот материал, который тебе нравится. Учитель органичен тогда, когда ему соответствуют отобранные им методики. И, конечно, надо не бояться говорить то, что ты считаешь важным. На заключительном испытании Всероссийского конкурса – круглом столе образовательных политиков, где участвовало пять победителей конкурса и министр образования и науки Д. В. Ливанов, я говорил о проблемах современной школы, поскольку решение проблемы начинается с признания её наличия. И оказалось, что даже если на таком уровне говорить о проблемах, то можно выиграть.
– Какие проблемы современной системы образования наиболее актуальны, на ваш взгляд? – Идея, которую я старался пронести через этот конкурс, – это необходимость доверять учителю и соблюдать его академическую свободу, которая закреплена Конституцией и законом "Об образовании". Если общество, власть, родители и администрация школы будут больше доверять учителю, то и учителю будет проще и приятнее работать, он не будет находиться под гнетом бюрократических проверок, у него будет больше времени для работы с детьми.
– Какое ваше педагогическое кредо? – Для конкурса я выбрал слова Мартина Лютера: "На том стою, не могу иначе". После завершения конкурса ко мне подошла заместитель главного редактора "Учительской газеты" Ирина Георгиевна Димова и сказала: "Сергей, в вас есть какой-то стержень, который со стороны виден. Не теряйте его!" Я не могу сказать, почему я победил, я себя со стороны не вижу. Но такими мнениями, которыми со мной делились организаторы конкурса, я очень дорожу.
– А наукой продолжаете заниматься? – Да, я учился в аспирантуре СГЭУ на кафедре экономической истории. Я в этом году должен был защититься, но из-за участия в конкурсе "Учитель года" диссертацию пришлось отложить. Диссертация у меня почти готова, она посвящена восприятию Екатериной II и российским дворянством восстания Е. И. Пугачева 1773–1775 годов. Я в ней опираюсь на своё дипломное исследование, которое защитил в 2011 году на истфаке. У меня лежит огромное количество неразобранных дворянских писем XVIII века, подобранных в Российском государственном архиве древних актов, но руки пока до них не доходят. Моя мама мечтает, чтобы я стал кандидатом наук, так что придётся соответствовать!
– Скажите, как вы всё успеваете? – Интересный вопрос! Последние три недели на сон почти не остаётся времени. Хочется, чтобы в сутках было не 24, а, допустим, 53 часа, чтобы всё успеть. После победы появилось множество интересных предложений, например, мне предложили участие в проекте "Российская электронная школа", который делает Министерство образования и науки РФ. Для этого нужно будет готовить уроки, ездить в Москву на их съёмки. Возникает вопрос, когда это делать, ведь у меня стоят уроки в гимназии и занятия в СГЭУ, где я веду подготовительные курсы по истории и обществознанию. Придётся искать 25-й час в сутках.
– Как вы проводите свободное время? – Свободное время я стараюсь проводить с семьёй или с друзьями, с которыми в последнее время видимся очень редко. В этом году впервые на мой день рождения я не смог собрать дорогих мне людей, в том числе и истфаковцев. Мой день рождения в этом году прошёл в Сочи, и со старыми друзьями я ещё не увиделся.
– У вас сейчас такая напряжённая жизнь: командировки, пристальное внимание прессы. Вам нравится жизнь известного человека? – Конечно, это накладывает определённую ответственность. Я надеюсь, что всё это скоро закончится и снова можно будет спокойно работать. Но могу сказать, что всегда старался вести активную общественную жизнь. Например, я возглавляю Самарскую ассоциацию молодых педагогов. Наша цель – помочь молодым учителям творчески реализоваться, закрепиться в профессии, чтобы они не разочаровались в работе из-за множества трудностей, с которыми сталкивается молодой учитель. На наших мероприятиях часто присутствуют и телевидение, и администрация города, и глава Департамента образования Л. В. Галузина. Я помню, первый год, когда работал в гимназии, отвечал за исторический клуб: с истфака госуниверситета мы приглашали преподавателей, которые занимались не с детьми, а с учителями истории, рассказывая о том, что нового появилось в исторической науке. Было замечательно! Ведь все мои старшие коллеги по кафедре гуманитарных наук в гимназии – выпускники истфака СамГУ. Добрые дружеские традиции, заложенные ещё на истфаке, продолжаются в замечательном коллективе нашей кафедры.
Благодарим Сергея Сергеевича за интервью! Желаем удачи и новых ярких побед! Беседовали Анна Деникина и Дарья Дерюгина Источник: сайт СамГУ