Доцент кафедры теории двигателей летательных аппаратов Станислав Шустов вспоминает 12 апреля 1961 года.
- В тот солнечный день в техникуме Сызрани, где я учился на первом курсе, шли занятия в мастерской по слесарной практике. И тут по радио – потрясающая новость о первом человеке в космосе, Юрии Алексеевиче Гагарине. Мы все высыпали на улицу, творилось что-то невообразимое.
- В тот солнечный день в техникуме Сызрани, где я учился на первом курсе, шли занятия в мастерской по слесарной практике. И тут по радио – потрясающая новость о первом человеке в космосе, Юрии Алексеевиче Гагарине. Мы все высыпали на улицу, творилось что-то невообразимое.
Мне было 14 лет, и я помню своё состояние: есть моя жизнь, такая приземлённая – случайный техникум, впереди непонятно зачем нужная мне профессия техника-путейца железных дорог, а пока я отчаянный прогульщик занятий и преподаватели ставят мне уже не двойки, а единицы. И вот в этой серой жизни неожиданно происходит что-то грандиозное, яркое, что пророчит какие-то новые невероятные перспективы. Пока не ясно какие, но впервые появляется осознанная цель: нужно с отличием закончить техникум – это даёт право сразу, не отрабатывая три года, поступать в вуз. Пока не ясно, какой, но точно, что не железнодорожный. Что-то такое, подальше от шпал и рельсов, поближе к небу.
В 1965 г. я оказался в КуАИ студентом-первокурсником второго факультета, моя будущая специальность – авиационные двигатели. Живу в общежитии №4.
Январь 1966 г., первая сессия. В буфете своего общежития слышу сообщение по радио – умер выдающийся учёный, основоположник практической космонавтики, академик С.П. Королёв. Впервые слышу эту фамилию, однако из сообщения понятно, что полёт Юрия Гагарина тесно связан с деятельностью С.П. Королёва. Через какое-то непродолжительное время правительственное сообщение: КуАИ присвоено имя С.П. Королёва. Конечно, мы все гордились таким событием, однако помню и своё удивление, почему именно КуАИ? Но официальных объяснений нет. И вот объявление о собрании коллектива в актовом зале корпуса №1, посвящённое присвоению институту имени Сергея Павловича Королёва. Попасть на это собрание было не так просто, но удалось. На меня, первокурсника, это событие произвело весьма сильное впечатление. Актовый зал был переполнен, студенты заняли не только все проходы между рядами кресел, но и все подоконники огромных окон актового зала. При этом одни студенты сидели на плечах других, благо высота окон это позволяла.
И вот в зал входит президиум собрания во главе с ректором Виктором Павловичем Лукачёвым. Многие члены президиума с золотыми звёздами Героев Социалистического Труда. Я впервые вижу живых Героев. В их числе ближайшие соратники академика С.П. Королёва: лётчик-космонавт Константин Петрович Феоктистов – ведущий конструктор космического корабля «Восток», Дмитрий Ильич Козлов – главный конструктор знаменитой ракеты-носителя Р-7, которая вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом на борту.
Из дальнейших выступлений с удивлением узнаю, что КуАИ готовит специалистов не только для авиационной отрасли, но и для ракетно-космической, а также проводит научные исследования в интересах ракетно-космической отрасли, причём весьма успешно. Для себя сделал вывод: небо интересует меня лишь как ступенька на пути к космосу, поэтому перешёл на специальность ракетные двигатели, и с тех пор они стали моей профессией.
В конце марта 1968 г., будучи студентом третьего курса, узнал о гибели Юрия Алексеевича Гагарина во время тренировочного полёта на самолёте-истребителе. Сообщили о дате и месте прощания. Я был на похоронах. Прощание проходило в театре Советской Армии. Рано утром, сразу после прибытия в Москву поезда «Жигули», отправился к театру Советской Армии и долго искал конец очереди – она растянулась на несколько километров. Весь день провёл в этой очереди, попал в театр только около 10 часов вечера. В этой очереди были самые разные люди, но все они говорили о Юрии Алексеевиче Гагарине как о близком и дорогом человеке. Слушая эти рассказы, убедился в том, какое большое влияние на самых разных людей оказал Юрий Гагарин, и это при том, что он прожил всего 34 года.
Весной 1994 года в Москве проходил первый международный аэрокосмический конгресс. В нём принимали участие большинство космонавтов и астронавтов мира, представители практически всех космических агентств, в том числе NASA (США) и ESA (Европейское космическое агентство), руководители крупнейших космических фирм и КБ. Мне довелось принимать участие в этом конгрессе в составе делегации уже Самарского государственного аэрокосмического университета. Открытие конгресса проходило в киноконцертном зале гостиницы «Россия». Присутствовало свыше тысячи участников конгресса. Удостоверение корреспондента газеты «Полёт» дало мне возможность заниматься фотосъёмкой рядом с трибуной, с которой говорили выступающие. Хорошо запомнилось выступление от имени американских астронавтов Эдвина Олдрина, который вместе с Нилом Армстронгом был в числе первых двух людей на Луне. Олдрин говорил о том огромном уважении и признательности, которое американские астронавты испытывают к Юрию Алексеевичу Гагарину, и напомнил известные слова Нила Армстронга: «Гагарин всех нас позвал в космос». Олдрин также заявил, что полёт к Луне стал возможным только благодаря жёсткой конкурентной борьбе с Советским Союзом.
Мы в КуАИ-СГАУ хорошо знаем детали этой конкурентной борьбы, связанной с лунной программой Н-1 (руководитель – академик С.П. Королёв) и созданием в рамках этой программы маршевых ракетных двигателей НК-33 под руководством академика Николая Дмитриевича Кузнецова. Известно также, что Юрий Гагарин добился разрешения участвовать в программе подготовки для полёта на Луну, и его тренировочные полёты на самолёте-истребителе были частью этой подготовки.
Время идёт неумолимо, всё дальше от нас 12 апреля 1961 г. и триумфальный полёт Гагарина. Всё меньше романтики космических полётов, всё больше прагматизма. Профессия финансиста, юриста и чиновника для многих стала куда привлекательнее профессии космонавта. Но вот в декабре 2015 г. в Москве Российское информационное агентство проводит ток-шоу «Марсианские хроники», посвящённое проблеме пилотируемого полёта на Марс. В этом ток-шоу принимали участие ведущие специалисты РКК «Энергия», ряда головных НИИ ракетно-космической отрасли, а также делегация СГАУ. Отряд космонавтов представляли лётчики-космонавты, Герои России Олег Артемьев и Сергей Рязанский, только что вернувшийся из полугодовой экспедиции на Международную космическую станцию. Обсуждаются разные варианты организации экспедиции к Марсу, связанные с огромными рисками этого полёта. Задаётся вопрос Сергею Рязанскому: что он думает о перспективах пилотируемого полёта на Марс? Ответ Сергея Рязанского меня поразил: «Мы готовы лететь хоть сейчас, дайте только нам эту возможность».
Мы в КуАИ-СГАУ хорошо знаем детали этой конкурентной борьбы, связанной с лунной программой Н-1 (руководитель – академик С.П. Королёв) и созданием в рамках этой программы маршевых ракетных двигателей НК-33 под руководством академика Николая Дмитриевича Кузнецова. Известно также, что Юрий Гагарин добился разрешения участвовать в программе подготовки для полёта на Луну, и его тренировочные полёты на самолёте-истребителе были частью этой подготовки.
Время идёт неумолимо, всё дальше от нас 12 апреля 1961 г. и триумфальный полёт Гагарина. Всё меньше романтики космических полётов, всё больше прагматизма. Профессия финансиста, юриста и чиновника для многих стала куда привлекательнее профессии космонавта. Но вот в декабре 2015 г. в Москве Российское информационное агентство проводит ток-шоу «Марсианские хроники», посвящённое проблеме пилотируемого полёта на Марс. В этом ток-шоу принимали участие ведущие специалисты РКК «Энергия», ряда головных НИИ ракетно-космической отрасли, а также делегация СГАУ. Отряд космонавтов представляли лётчики-космонавты, Герои России Олег Артемьев и Сергей Рязанский, только что вернувшийся из полугодовой экспедиции на Международную космическую станцию. Обсуждаются разные варианты организации экспедиции к Марсу, связанные с огромными рисками этого полёта. Задаётся вопрос Сергею Рязанскому: что он думает о перспективах пилотируемого полёта на Марс? Ответ Сергея Рязанского меня поразил: «Мы готовы лететь хоть сейчас, дайте только нам эту возможность».
А ведь в такой же ситуации был Юрий Гагарин накануне своего исторического полёта: риск огромный, никто не знал, что ждёт человека в космосе, но он рвался в этот полёт, и он его совершил, этот полёт в неизвестное. И этот полёт в неизвестное, за пределы обычного оказал огромное влияние на самых разных людей в разных странах и будет всегда привлекательным для новых поколений людей.
Собрание коллектива Куйбышевского авиационного института, посвященное присвоению вузу
имени академика Сергея Павловича Королёва». 1966 г. (Фото предоставлено музеем авиации и космонавтики)
Первый Международный аэрокосмический конгресс, Москва, 15 августа 1994 г., на открытии
конгресса выступает американский астронавт Эдвин Олдрин, который вместе с
Нилом Армстронгом стал первым человеком на Луне (фото автора)
В кулуарах первого Международного аэрокосмического конгресса, Москва, 15 августа 1994 г.,
справа налево: академик Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, Главный конструктор
воздушно-космического корабля «Буран»; дважды Герой Советского Союза,
чемпионка мира по самолетному спорту, лётчик-космонавт Светлана Савицкая;
дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт,
генерал-полковник авиации Владимир Коваленок;
Эдвин Олдрин, американский астронавт (фото автора)
11 декабря 2015 г., Москва, РИА «Новости», ток-шоу «Марсианские хроники» с участием делегации СГАУ
Собрание коллектива Куйбышевского авиационного института, посвященное присвоению вузу
имени академика Сергея Павловича Королёва». 1966 г. (Фото предоставлено музеем авиации и космонавтики)
Первый Международный аэрокосмический конгресс, Москва, 15 августа 1994 г., на открытии
конгресса выступает американский астронавт Эдвин Олдрин, который вместе с
Нилом Армстронгом стал первым человеком на Луне (фото автора)
В кулуарах первого Международного аэрокосмического конгресса, Москва, 15 августа 1994 г.,
справа налево: академик Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, Главный конструктор
воздушно-космического корабля «Буран»; дважды Герой Советского Союза,
чемпионка мира по самолетному спорту, лётчик-космонавт Светлана Савицкая;
дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт,
генерал-полковник авиации Владимир Коваленок;
Эдвин Олдрин, американский астронавт (фото автора)
11 декабря 2015 г., Москва, РИА «Новости», ток-шоу «Марсианские хроники» с участием делегации СГАУ