федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Пять рецептов от доктора Кроули

Пять рецептов от доктора Кроули

Самарский университет

Или как повысить конкурентоспособность вуза

бортжурнал Кроули Эдвард
30.05.2016 2016-05-30
Президент-основатель Сколковского института науки и технологий Эдвард Кроули в ходе своего визита в Самарский университет назвал факторы повышения конкурентоспособности вуза в мировом образовательном пространстве.
 
Рецепт 1
Предназначение университета – производить конкурентоспособные (на мировом рынке инноваций) научные результаты и давать не менее конкурентоспособное высшее образование тем, кто в ближайшем будущем станет элитой общества. Если эти задачи решаются успешно, развитию вуза не могут помешать ни политическая конъюнктура, ни финансовые проблемы - заинтересованные партнёры и инвесторы найдутся всегда.
 
Рецепт 2
Конкурентоспособность предполагает сопоставление результатов отечественных НИОКР с мировыми достижениями, что невозможно без изложения этих результатов на английском языке, общепринятом в научном мире. Таким образом, владение английским становится для российского учёного таким же базовым качеством, как, например, владение математическим аппаратом.
 
Рецепт 3
Каким бы ни был научный результат и как бы хорошо он ни был описан на английском языке, совсем не факт, что он будет опубликован в авторитетном международном научном журнале. Все подобного рода издания используют целую систему фильтров в виде мнений и отзывов авторитетных экспертов. Чтобы преодолеть эти фильтры, требуется время, а также определённые знания, умения и навыки.
 
Поэтому российским исследователям необходимо всеми доступными способами стремиться к полноправному вхождению в мировые научные сообщества: налаживать всевозможные контакты с коллегами, в первую очередь с зарубежными, участвовать в работе профильных научных конференций, семинаров, школ и тому подобных мероприятий. Достижению той же цели – налаживанию и укреплению научных коммуникаций с зарубежными странами – весьма способствует приглашение (по примеру Петра I) ведущих иностранных учёных для преподавания и научной работы в российских вузах.
 
От себя заметим, однако, что вхождение российских учёных в международные научные сообщества и кооперации с неизбежностью усилит так называемую утечку мозгов. А потому параллельно с развитием подобного рода контактов следует формировать систему стимулов (бонусов), побуждающую успешных отечественных учёных работать на родине.
 
Рецепт 4
По убеждению профессора Кроули, каждый исследователь обязан осознавать, какое влияние на мир окажет его работа и как можно использовать её результаты в интересах конкретных людей. Формированию ответственности учёного перед обществом весьма способствует изучение гуманитарных предметов (в частности, истории, психологии, социологии и мировой художественной культуры).
 
Рецепт 5
В условиях, сложившихся после объединения аэрокосмического и классического университетов, актуальна проблема их сущностной интеграции. Для этого, как полагает г-н Кроули, исследователи разных направлений должны находить точки соприкосновения их научных интересов. О том, что это не только возможно, но и весьма продуктивно, свидетельствует опыт лучших западных университетов, в частности MIT, где за последние 15-20 лет гуманитарное направление по всем основным параметрам стало на один уровень с инженерным.
 
Для справки
Эдвард Кроули (Edward F. Crawley) получил степень магистра естественных наук (1978 г.), докторскую степень по специализации "Аэрокосмические структуры" в Массачусетском технологическом институте (MIT, 1981 г.). Член Совета Американского института аэронавтики и астронавтики, Королевского сообщества аэронавтики (Великобритания), а также шведской, британской и американской национальных академий инженерии. Руководил консультативным советом по технологиям и коммерциализации NASA, входил в консультативный совет NASA. Финалист отбора астронавтов NASA, действующий пилот. Преподавал в Московском авиационном институте, Пекинском университете авиации и космонавтики, Стэнфордском и Кембриджском университетах. 1996–2003 гг. – декан факультета аэронавтики и астронавтики в MIT. 2003–2006 гг. – исполнительный директор Института Кембридж-MIT. 2011 – 2015 гг. – президент Сколковского института науки и технологий, созданного в России по образу MIT.