Президент-основатель Сколковского института науки и технологий Эдвард Кроули в ходе своего визита в Самарский университет назвал факторы повышения конкурентоспособности вуза в мировом образовательном пространстве.
Рецепт 1
Предназначение университета – производить конкурентоспособные (на мировом рынке инноваций) научные результаты и давать не менее конкурентоспособное высшее образование тем, кто в ближайшем будущем станет элитой общества. Если эти задачи решаются успешно, развитию вуза не могут помешать ни политическая конъюнктура, ни финансовые проблемы - заинтересованные партнёры и инвесторы найдутся всегда.
Рецепт 2
Конкурентоспособность предполагает сопоставление результатов отечественных НИОКР с мировыми достижениями, что невозможно без изложения этих результатов на английском языке, общепринятом в научном мире. Таким образом, владение английским становится для российского учёного таким же базовым качеством, как, например, владение математическим аппаратом.
Рецепт 3
Каким бы ни был научный результат и как бы хорошо он ни был описан на английском языке, совсем не факт, что он будет опубликован в авторитетном международном научном журнале. Все подобного рода издания используют целую систему фильтров в виде мнений и отзывов авторитетных экспертов. Чтобы преодолеть эти фильтры, требуется время, а также определённые знания, умения и навыки.
Поэтому российским исследователям необходимо всеми доступными способами стремиться к полноправному вхождению в мировые научные сообщества: налаживать всевозможные контакты с коллегами, в первую очередь с зарубежными, участвовать в работе профильных научных конференций, семинаров, школ и тому подобных мероприятий. Достижению той же цели – налаживанию и укреплению научных коммуникаций с зарубежными странами – весьма способствует приглашение (по примеру Петра I) ведущих иностранных учёных для преподавания и научной работы в российских вузах.
От себя заметим, однако, что вхождение российских учёных в международные научные сообщества и кооперации с неизбежностью усилит так называемую утечку мозгов. А потому параллельно с развитием подобного рода контактов следует формировать систему стимулов (бонусов), побуждающую успешных отечественных учёных работать на родине.
Рецепт 4
По убеждению профессора Кроули, каждый исследователь обязан осознавать, какое влияние на мир окажет его работа и как можно использовать её результаты в интересах конкретных людей. Формированию ответственности учёного перед обществом весьма способствует изучение гуманитарных предметов (в частности, истории, психологии, социологии и мировой художественной культуры).
Рецепт 5
В условиях, сложившихся после объединения аэрокосмического и классического университетов, актуальна проблема их сущностной интеграции. Для этого, как полагает г-н Кроули, исследователи разных направлений должны находить точки соприкосновения их научных интересов. О том, что это не только возможно, но и весьма продуктивно, свидетельствует опыт лучших западных университетов, в частности MIT, где за последние 15-20 лет гуманитарное направление по всем основным параметрам стало на один уровень с инженерным.
Для справки
Эдвард Кроули (Edward F. Crawley) получил степень магистра естественных наук (1978 г.), докторскую степень по специализации "Аэрокосмические структуры" в Массачусетском технологическом институте (MIT, 1981 г.). Член Совета Американского института аэронавтики и астронавтики, Королевского сообщества аэронавтики (Великобритания), а также шведской, британской и американской национальных академий инженерии. Руководил консультативным советом по технологиям и коммерциализации NASA, входил в консультативный совет NASA. Финалист отбора астронавтов NASA, действующий пилот. Преподавал в Московском авиационном институте, Пекинском университете авиации и космонавтики, Стэнфордском и Кембриджском университетах. 1996–2003 гг. – декан факультета аэронавтики и астронавтики в MIT. 2003–2006 гг. – исполнительный директор Института Кембридж-MIT. 2011 – 2015 гг. – президент Сколковского института науки и технологий, созданного в России по образу MIT.