Мировой рынок НИОКР и образовательных услуг при всей своей конкурентности все же не похож на спортивное ристалище: объем продаж на этом рынке зависит не столько от жесткости игроков, сколько от эффективности их взаимовыгодного сотрудничества.
В начале нового учебного года, когда верстаются планы учебных и научных подразделений университета, уместно обсудить одну из самых сложных проблем, связанных с выполнением вузом программы "5-100". Речь идет о повышении результативности международной деятельности.
В недавнем докладе на расширенном заседании ученого совета ректор Самарского университета Евгений Шахматов так обозначил свое беспокойство: "Фактическое значение показателя Программы повышения конкурентоспособности Самарского университета: "Доля иностранных студентов, обучающихся на основных образовательных программах вуза (с учетом студентов из стран СНГ)" составила на конец первого полугодия 2016 г. 4,5% при плановом значении по итогам 2016 г. 8%, или 977 человек".
В недавнем докладе на расширенном заседании ученого совета ректор Самарского университета Евгений Шахматов так обозначил свое беспокойство: "Фактическое значение показателя Программы повышения конкурентоспособности Самарского университета: "Доля иностранных студентов, обучающихся на основных образовательных программах вуза (с учетом студентов из стран СНГ)" составила на конец первого полугодия 2016 г. 4,5% при плановом значении по итогам 2016 г. 8%, или 977 человек".
Чтобы изменить эту ситуацию, необходима консолидация усилий всех подразделений университета и каждого из его сотрудников, занятых в научно-педагогической сфере, поделился своим видением ректор в интервью "Интернационализация – результат работы на уровне факультетов, кафедр и лабораторий".
Емкость мирового рынка образовательных услуг оценивается в несколько миллионов потребителей и в $50-60 млрд. Почти треть этого рынка контролируют США: на иностранных студентах американские университеты зарабатывают в 15 раз больше, чем тратит на них национальный бюджет (год обучения там стоит $15-25 тысяч).
При этом высшее образование дает примерно пятую часть экспортных доходов США. Следом за лидером идут Великобритания, которая за последние десять лет утроила прием иностранных студентов, далее идут Германия и Франция (с 10-процентной долей рынка каждая), за ними – Австралия, Канада и Испания (по 7-8%).
Рынок образования отличается необычайной клиентоориентированностью: здесь все на продажу – учебные программы (в том числе индивидуальные) и языковые курсы, дистанционные лекции и курсы повышения квалификации, методики и учебная литература. На привлечение талантливых абитуриентов влияют также рейтинги университетов и статусы преподающих там профессоров.
![](http://ssau.ru/images/nw_pics/13_infografic.jpg)
![](http://ssau.ru/images/nw_pics/13_infografic.jpg)
Рекрутинг студентов ведется в конкурентной борьбе, где значимость имеет множество факторов. В их числе отношения между странами, известность и репутация вуза, стоимость обучения, условия проживания студентов и аспирантов, адаптивность учебных программ, господдержка национальных институтов образования и иностранных студентов.
Вместе с тем интернационализация образования предусматривает международное сотрудничество в таких, например, формах, как академическая мобильность (студентов, преподавателей, образовательных программ), разработка программ на английском языке, формирование стратегических образовательных альянсов.
"К сожалению, в университете в настоящее время реализуется всего две англоязычные программы (обе на факультете электроники и приборостроения), другие же институты и факультеты только недавно разработали несколько подобных программ, – посетовал руководитель Управления международной деятельности Сергей Тиц. – При этом активность по поводу набора абитуриентов на эти программы явно недостаточна. К примеру, в этом году – при наличии семи потенциальных студентов из-за рубежа – не состоялся запуск программы Structural Design and Computer-Aided Acquisition and Life-Cycle Support in Aerospace Engineering".
Важным аргументом для рекрутинга иностранных студентов являются сложившиеся в университете международные научные связи. По информации г-на Тица, в настоящий момент Самарский университет имеет подобные связи более чем со 120 университетами мира.
Комментарий
ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТО НАШИ ПРОБЛЕМЫ БЕСПОКОЯТ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ НАС
![](http://ssau.ru/images/nw_pics/klovis.jpg)
![](http://ssau.ru/images/nw_pics/klovis.jpg)
Кловис Пилла, аспирант кафедры основ конструирования машин и президент Международной ассоциации студентов Самары:
"Иностранным студентам важно понять, что России не безразлично, как они учатся, комфортно ли им в чужой стране. И важно, чтобы каждый иностранный студент ощутил, что он не один, что его проблемы важны еще кому-то. Дело в том, что Россию пока сложно назвать страной, ориентированной на иностранных граждан. Мы сталкиваемся с трудностями при оформлении разрешения на работу, визы. Иностранные студенты часто нуждаются в разъяснении правил пребывания в РФ.
Сейчас совместно с президентом Ассоциации иностранных студентов Аду Яо Никэзу мы готовим "круглый стол" по вопросам организации производственной практики для иностранных студентов, который планируем провести в ноябре текущего года в Самарском университете".