Ежегодно студенты отправляются переплавлять полученные на лекциях знания в навыки и умения, развивать профессиональные компетенции. Самарский университет сейчас формирует новую систему организации этого процесса. Так, в Управлении занятости и карьеры создано бюро по организации практик и стажировок (ранее за практики отвечал учебный отдел). О том, каким должно быть практико-ориентированное обучение и в какой степени выбор места прохождения практики зависит от самого практиканта, рассказывает начальник Управления занятости и карьеры Любовь Выборнова.
ЧЕМ БОЛЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ
– Любовь Алексеевна, как год от года меняется общая картина по базам практик?
– Их число значительно выросло после объединения СГАУ и Самарского госуниверситета. Сейчас в этой базе около 800 предприятий и организаций. Увеличение произошло как за счет расширения сотрудничества с ведущими высокотехнологичными российскими и международными компаниями, так и за счет расширения спектра образовательных программ, реализуемых в объединенном университете. Значительная доля предприятий и организаций из нашей базы принимает на практику студентов социально-гуманитарных, юридических и экономических специальностей и направлений подготовки. Специфика организации практики для студентов этих образовательных программ заключается в том, что обучающиеся часто распределяются на практику по два-три человека на одно предприятие. Это связано с тем, что выпускники этих направлений подготовки востребованы в организациях различных отраслей производства и сферы услуг. А вот будущих инженеров зачастую направляют на предприятия целыми группами. К примеру, ПАО "Кузнецов" и ракетно-космический центр "Прогресс" ежегодно принимают на практику десятки студентов университета.
– Надо ли и дальше увеличивать число баз практик?
– Конечно надо. Над этим работают как учебные подразделения (кафедры, факультеты и институты), так и наше Управление. Только в последнее время у нас прошли две
встречи по вопросам организации студенческих практик, стажировок и трудоустройства
выпускников – с представителями предприятий "Аэросила" (г. Ступино Московской
области) и ОКБ "Факел" (г. Калининград). В декабре мы встречаем делегации из Екатеринбурга (АО "Уральский завод гражданской авиации" и ОАО "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина"), а также из подмосковного города Жуковский (ОАО "Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М. Мясищева").
– Участие вуза в программе "5-100" предполагает улучшение его позиций в международных рейтингах, что требует, в частности, расширения сотрудничества с зарубежными работодателями.
– Узнаваемость Самарского университета за границей, а значит и его позиции в рейтингах, напрямую зависят от развития отношений с зарубежными работодателями. Над этой задачей мы также работаем вместе с кафедрами: руководителям практик мы разъясняем необходимость всемерно расширять базу практик и ее географию в первую очередь. Путь к зарубежным работодателям лежит, в том числе, через организацию зарубежных практик и стажировок и трудоустройство российских и иностранных студентов в ведущих зарубежных и международных компаниях.
– Но ведь выезды за рубеж – еще более дорогое удовольствие, чем поездки по стране. Известно, например, что в этом году выездные практики охватили 28 предприятий в 21 городе, а участвовали в них всего лишь 140 студентов.
– Здесь нам помогают договоренности с предприятиями с участием иностранного капитала. Добросовестно проходя практику в самарском регионе, студент формирует отношение к вузу в целом. И это отношение не остается только на уровне местного руководства – оно транслируется наверх по корпоративной цепочке. Надо сказать, что совместные предприятия вообще занимают очень активную позицию в отношении организации студенческих практик и стажировок. К примеру, Вosch, Schneider Electric приглашают не только будущих инженеров, но и программистов, экономистов, менеджеров.
– Еще один вариант знакомства с зарубежными компаниями – стажировки.
– Мы рассматриваем их как очень эффективный способ развития профессиональных компетенций студента. Хотя стажировки не являются составной частью образовательной программы и часто предполагают индивидуальный график обучения, они позволяют студентам повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. В организации стажировок нам помогает участие нашего университета в программе "5-100", в рамках которой на поездки студентов в отечественные и зарубежные производственные и научно-образовательные центры выделяются специальные гранты. Только в текущем году стажировку на высокотехнологичных предприятиях и в научных организациях России, а также в вузах Душанбе, Праги, Парижа, Майами, Мадрида, Фрайбурга прошли 55 студентов Самарского университета.
Еще один источник финансирования студенческих практик и стажировок – стратегические академические единицы (САЕ). И первые поездки студентов по этой линии уже начались.
– Насколько часто студенты впоследствии трудоустраиваются по месту прохождения ими практик и стажировок?
– Это довольно распространенное явление. Заинтересованные в хорошо подготовленных кадрах предприятия зачастую специально приезжают для встречи со студентами Самарского университета. Значит, такие встречи работают.
ИЗБЕЖАТЬ ФОРМАЛИЗМА
– Как сделать так, чтобы практики не превращались в формальность?
– Практики предусмотрены в учебных планах для того, чтобы студент получил профессиональные умения и навыки, то есть закрепил полученные на лекциях знания, сформировал ряд компетенций, которые заложены в образовательных программах. Все виды практик должны быть тщательно спланированы и организованы на кафедре. При этом важны и выбор места практики, и актуальность программы практики для предприятия, и участие руководителей практики от университета и от предприятия (наилучший эффект получается, когда между ними есть контакт, в частности согласована программа практики – для каждого студента на определенном рабочем месте).
– Какова при этом роль самого студента?
– Студенты часто выступают инициаторами в прохождении практики на конкретных предприятиях. Многие из них обращаются за помощью в Управление. Мы организуем для них встречи с работодателями, помогаем с оформлением документов. Впрочем, есть и такие студенты, которые практику воспринимают как помеху отдыху. Они, как правило, к выездным практикам не стремятся, предпочитая оставаться в Самаре.
– В Самарском университете есть принцип "образование через науку". Как он воплощается в организации студенческих практик?
– Это зависит от конкретных специальностей и направлений подготовки. Есть образовательные программы, в которых НИР предусмотрена как один из типов производственной практики и является обязательной. Есть образовательные программы, в которых в рамках практик НИР не предусмотрена. Но в любом случае разработчик образовательной программы (кафедра) может предусмотреть НИР в программах прохождения практик.
– Во время преддипломных практик студентов часто привлекают к самым передовым проектам. В этом году, например, они работали в конструкторском бюро корпорации «Иркут» над задачами по отечественному самолету МС-21. Какие предпосылки для этого должны быть созданы, какие факторы здесь наиболее значимы – репутация вуза, уровень подготовки студентов?
– Все зависит от уровня студента и от намерений предприятия, принимающего практиканта. Если предприятие заинтересовано в дальнейшем трудоустройстве выпускника, оно привлечет его к важным и ответственным проектам еще во время обучения. Только предприятие решает, какие вопросы можно доверить практиканту. И если быть честными, не всегда студенты, к сожалению, получают от своей практики то, что они ожидали.
– Может быть, дело в том, что предприятия, принимающие практикантов, в них недостаточно заинтересованы?
– Нет такого, чтобы практикантов направляли на не заинтересованные в них предприятия.
– А чем их можно дополнительно мотивировать?
– Все зависит от вида практики и отрасли. Если это педагогическая практика – руководителю практики от профильной организации идет доплата. В случае производственной практики предприятие, по сути дела, присматривает будущих сотрудников. Как правило, для промышленных предприятий, а также компаний, работающих в сфере IT-технологий, вопрос обновления и пополнения кадров стоит остро. Для них дополнительной мотивации не требуется.
– В какой степени востребованность той или иной специальности на рынке труда влияет на организацию практики по соответствующему профилю подготовки?
– По-разному. У программистов, например, распространена ранняя занятость студентов: к окончанию университета большинство из них уже трудоустроены. Так что, IT-компании открывают охоту на своих будущих работников еще на первом курсе. В этой сфере работодатели весьма мобильны и активны, да и студенты, со своей стороны, проявляют высокую заинтересованность.
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ – ЗАБОТА ОБЩАЯ
– Какой процент студентов трудоустраивается на том предприятии, где они проходили преддипломную практику?
– Пока такой статистики нет, но мы над этим вопросом работаем. Создаем систему электронного портфолио студента, учитывающую все достижения и опыт обучающегося и выпускника. Эта система в дальнейшем позволит в том числе проследить и эти закономерности. Если же говорить о трудоустройстве выпускников в целом, у нашего вуза этот показатель близок к 100%. Это официальная статистика Минобрнауки России на основе данных пенсионного фонда РФ. По нашим внутренним данным, около 80% выпускников трудоустраиваются, будучи еще дипломниками.
– Насколько мобильны студенты? Готовы ли они уезжать в другие регионы сначала на практику, потом на работу?
– Мобильнее те, кто поступил в наш университет не из Самары, а из Самарской области и других регионов. Ведущие российские и международные компании, обращающиеся к нам прежде всего за инженерными кадрами, как правило, предлагают очень хорошие условия (в частности, по стартовой зарплате и ипотеке). Немногие самарские предприятия готовы предложить зарплату на том же уровне.
– Как попасть на выездную практику?
– Надо иметь соответствующее желание. Остальное, на мой взгляд, не проблема. Просто есть довольно много студентов, которые не хотят ехать на практику в другие города, потому что свою будущую карьеру они связывают именно с Самарой.
– Как в других вузах организуются студенческие практики?
– Технология тут практически едина, но она зависит от специфики отрасли и образовательной программы. Сейчас организация практик постепенно включается в компетенцию вузовских подразделений, которые занимаются трудоустройством выпускников. В нашем университете – это Управление занятости и карьеры. Все отделы Управления так или иначе работают на расширение контактов и мест прохождения практик: и бюро по организации практик и стажировок, и отдел по трудоустройству выпускников, и отдел по взаимодействию с работодателями. Мы помогаем вузу заключать договоры с предприятиями и организациями, но решение о направлении студентов на конкретное предприятие остается за кафедрами. И тут не должно быть самодеятельности: разработчик образовательной программы отвечает за подготовку выпускника.
– В нашем университете с каждым годом все больше иностранцев. Как организуются практики для них?
– Это важный и острый на данный момент вопрос. Сложности с организацией производственных практик в российских компаниях для этой категории учащихся есть. Особенно если речь о высокотехнологичных предприятиях, где действует режим секретности. Пока студенты из других государств чаще всего проходят практику в структурных подразделениях университета. Есть студенты, которые проходят практику у себя на Родине, так как планируют по окончании института вернуться на конкретные предприятия в своей стране. Для студентов, желающих проходить практику в России, мы надеемся изменить эту ситуацию до лета. В первую очередь с помощью предприятий с иностранным участием – Nestle, Bosch, Schneider Electric, Аlcoa и других. Но надо учитывать и задачи, которые ставятся перед конкретной практикой: в некоторых случаях практиканту лучше отработать в университетской лаборатории.
Подготовили Елена Памурзина и Юрий Сахаров