федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
ИДЭУ отметил юбилей профессора Маслова

ИДЭУ отметил юбилей профессора Маслова

Самарский университет

В 2016 году Валентину Григорьевичу исполнилось бы 90 лет

Маслов Валентин бортжурнал праздники институт двигателей и энергетических установок юбилей
27.12.2016 2016-12-28
23 декабря в музее авиации и космонавтики имени С.П. Королёва состоялось совместное заседание ученых советов университета, института двигателей и энергетических установок и кафедры теории двигателей летательных аппаратов, посвященное 90-летию со дня рождения профессора Валентина Григорьевича Маслова.
 
Валентин Григорьевич Маслов родился в 1926 году. Окончив в 1949 г. с отличием Куйбышевский авиационный институт, был направлен на работу на Куйбышевский моторный завод, где работал инженером-конструктором в ОКБ совместно со специалистами фирм BMW и Junkers до 1954 г. ОКБ в 1950 году возглавил Николай Дмитриевич Кузнецов. С 1955 г. Маслов назначается начальником бригады термодинамических расчетов ОКБ. Он непосредственно участвовал в разработке и доводке ряда двигателей - ТВД НК-12 и НК-4, ТРДД НК-8 и НК-6. 
 
В 1960 году по ходатайству Куйбышевского авиационного института Маслов переходит на постоянную работу в институт в качестве доцента кафедры "Теория двигателей". Продолжая активно сотрудничать с ОКБ Куйбышевского моторного завода, он совместно с конструкторами ОКБ разрабатывает для ТРДД НК-8 и доводит на моделях и в натуре новый элемент конструкции - лепестковый смеситель, улучшивший расход топлива и снизивший шум этого двигателя. 
 
В 1966 г. на основе проведенных теоретических и экспериментальных исследований по смесителям ТРДД он защищает кандидатскую диссертацию. 
 
В конце 60-х годов Валентин Григорьевич создает свое известное учебное пособие по выбору параметров и термодинамическому расчету авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), которое широко используется в КуАИ в течение 15 лет. Будучи неудовлетворенным состоянием обоснований выбора параметров авиационных двигателей он с 1970 г. целиком переключился на разработку теоретических основ выбора оптимальных параметров рабочего процесса при проектировании ГТД. К концу 70-х годов им была разработана теория выбора оптимальных проектных решений для параметров рабочего процесса авиационных ГТД, рассматривающая двигатель как элемент системы летательного аппарата, с учетом многокритериальной оценки эффективности ЛА и влияния обычной при проектировании неопределенности исходных данных. На основе этих разработок он защищает в 1979 г. докторскую диссертацию. Основные результаты проведенных исследований были им обобщены в монографии "Теория выбора оптимальных параметров при проектировании авиационных ГТД", изданной в 1981 г. в издательстве "Машиностроение". 
 
По вопросам проектирования авиационных ГТД Валентин Маслов выполнил свыше ста учебно-методических и научных работ, в том числе 3 изобретения, используемых на двигателях самолетов Ил-62 и Ty-154. 
 
Профессор Маслов возглавлял цикл воздушно-реактивных двигателей на кафедре "Теория двигателей" Куйбышевского авиационного института и научно-исследовательский отдел САПРД. Он уделял много внимания совершенствованию учебного процесса кафедры. Он разработал курсы лекций для студентов и инженеров ФПК: "Проектирование и доводка авиационных ГТД", "Испытания авиационных ГТД", "Автоматизация испытаний ГТД", создал методические пособия для руководства дипломным проектированием и преддипломной практикой. 
 
В 1984 г. под его научной редакцией на кафедре издан комплекс из четырех учебных пособий для курсового и дипломного проектирования, получивший высокую оценку ведущих авиационных вузов страны, а также созданы методические пособия по их программному обеспечению для ЕС и СМ ЭВМ. В 1986 он завершил уникальный комплекс справочных руководств для дипломного курсового проектирования по состоянию рабочего процесса 60-ти авиационных ГТД мира. 
 
Профессор Маслов осуществлял также большую работу по созданию экспериментальной базы кафедры по испытаниям ГТД. Под его руководством спроектирован и создан термобарокамерный стенд для испытаний малоразмерных ГТД, учебная лаборатория со стендами для испытаний ТРД и ТВД, завершено создание нового учебного стенда по автоматизации испытаний ТРДД. 
 
Большую работу Маслов проводит по подготовке и воспитанию научных кадров. Под его руководством выполнено 8 кандидатских и 3 докторских диссертаций. Он являлся членом специализированных советов КуАИ по защите докторских и кандидатских диссертаций. Маслов является членом редколлегии межвузовского сборника трудов "Проектирование и доводка авиационных ГТД", председателем методического комиссии факультета по внедрению ЭВМ в учебный процесс. 
 
Валентин Маслов был широко известен специалистам в области теории и проектирования ВРД. Пользовался большим авторитетом в научных и учебных кругах, среди специалистов авиационной промышленности, у студентов и преподавателей. 
 
По материалам сборника "Школа Маслова: ученики", составитель Николай Боргест