Четыре француза и итальянец сдали свою первую сессию в Самарском национальном исследовательском университете на "отлично" и "хорошо". Финалом обучения стала защита конструкторского проекта по проектированию двигателя (аналог - новейший двигатель XPC LEAP-X). Над проектом иностранные магистры работали совместно с российскими студентами из группы 2504.
Обучались студенты по программе "Силовые установки и энергетические системы летательных аппаратов", созданной совместно с европейскими вузами-партнерами - университетом Штутгарта (Германия) и Политехнического университета Турина (Италия). С нового учебного года откроется набор на аналогичную программу, созданную в партнерстве с Нанкинским университетом астронавтики и аэронавтики (Китай).
Все предметы преподаются на английском языке. За семестр слушатели получают 30 кредитных единиц (ECTS-кредит) – именно столько "весит" семестр обучения в европейских вузах. Финансирует приезд студентов европейская грантовая программа Erasmus+.
В Самару приехали студенты из французского института IPSA, соглашение о сотрудничестве с которым было заключено в 2016 г., а также Марко Конвертини из Политехнического университета Турина. Французам по условиям обучения в магистратуре необходимо один семестр провести в вузе-партнере, а вот Марко останется в Самаре до лета, так как учится по программе двойных дипломов и должен отучиться год.
Одновременно во Францию отправился студент кафедры КиПДЛА Игорь Шкоков. Он также получил финансирование по программе Erasmus+ и уже отучился семестр в IPSA.
"В Самару ребята приехали целенаправленно. Привлекает европейцев, в первую очередь, курс по конструкции двигателей, наш центр истории авиационных двигателей, наши методики преподавания. Так, лучший студент IPSA Ромен Деленкур - у него самый высокий рейтинг в своем вузе – выбрал именно Самару, а не один из американских вузов-партнеров", - отметил руководитель подготовки доцент кафедры конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов Александр Виноградов.
"Ребята прослушали курсы по конструкции, теории, прочности, надежности двигателей. Также им преподавались информационные технологии, автоматика и регулирование двигателей, история российского двигателестроения и русский язык. Собственно, студенты увидели двигатели здесь впервые. И в финале спроектировали двигатель, создали его 3D-модель и провели ряд прочностных и динамических расчетов. В то время как в Европе студенты во время обучения занимаются лишь термодинамическими расчетами. Этим и был вызван интерес ряда зарубежных университетов открытию совместных программ подготовки магистров", - добавил заведующий кафедрой профессор Сергей Фалалеев.
Профессор Сергей Фалалеев также отметил, что французские студенты каждую неделю отправляли отчеты в IPSA, на основе которых руководство французского вуза предложило в следующем году существенно увеличить количество своих студентов в Самаре и выступило с предложением разработать совместную программу подготовки магистров с последующим переходом к подготовке с двойными дипломами.
"Обучение в России отличается от обучения во Франции. Здесь было огромное количество заданий, которые мы выполняли с помощью сложных программных пакетов (NX, ANSYS, ADAMS), которые применяются именно в двигателестроении. Другое серьезное отличие состоит в том, что в России фокусируются на выполнении практических заданий. Перед нами ставили реальные задачи, с которыми можно столкнуться на производстве. Особо хочу отметить уникальное сочетание конструирования двигателей в компьютерном классе с возможностью оперативно посмотреть в ЦИАД конструктивные решения на различных двигателях", - отметил Ромен Деленкур.
"По выходным мы гуляли по городу, отдыхали. По воскресеньям играли в футбол с нашими русскими друзьями, ходили на матч местной футбольной команды. Мы даже прыгнули с парашютом! Мне запомнились наши поездки по России: мы были в Казани, Москве, Санкт- Петербурге и Мурманске. В Мурманске хотели увидеть северное сияние, но не повезло с погодой. Так что теперь есть повод приехать в Россию снова", - говорит Пьеррик Мартин.
Для справки
Магистерские программы "Силовые установки и энергетические системы летательных аппаратов" для университетов Штутгарта и Турина – это результат более 30-летней работы кафедры КиПДЛА. За это время были взаимные визиты профессоров, обмены молодыми учеными, аспирантами и студентами. Уже в течение трех лет организуются международные летние школы по современным проблемам создания двигателей для аспирантов и докторантов, а также по обучению проектирования конструкций двигателей для бакалавров совместно с институтом авиационных двигателей университета Штутгарта.
В 2017 г. институт двигателей и энергетических установок Самарского университета открывает набор сразу на пять англоязычных программ, созданных в партнерстве с зарубежными вузами. В том числе на четыре магистерских программы и одну - бакалавриата.