федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Андрей Бабкин: "Мне хотелось побыть у истоков"

Андрей Бабкин: "Мне хотелось побыть у истоков"

Самарский университет

Самарский университет посетил космонавт-испытатель

космонавт бортжурнал Видео Бабкин Андрей Визиты Интервью
26.01.2017 2021-03-06
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва посетил Андрей Бабкин — космонавт-испытатель, готовящийся к полету в космос в 2018 году. Его приезд был приурочен к проведению XI Всероссийских юношеских научных чтений имени академика Сергея Павловича Королёва, которые проходят при поддержке госкорпорации "Роскосмос" и правительства Самарской области.
 
После торжественного награждения победителей, Андрей Бабкин рассказал корреспондентам МИА "Самарский университет" про его путь в космонавтику, про покорение Марса и, конечно же, про впечатления от космической Самары.
 
 
- Андрей Николаевич, здравствуйте! Как вы знаете, в Самарском университете прошли Королевские чтения. Как вы думаете, такой формат чтений подходит для популяризации космоса и нужно ли вообще этим заниматься?
 
- Я считаю, что любой формат, способствующий популяризации космоса подходит. Можно искать новые формы, можно останавливаться на уже существующих. Главное, что каждая из них привнесет свой вклад в развитие и популяризацию космоса.
 
- Расскажите, как Вы пришли в космонавтику? Вы с детства мечтали полететь в космос или желание появилось в более осмысленном возрасте?
 
- Я родился в далекие шестидесятые и чувствовал ту замечательную атмосферу, сопровождавшую успехи космонавтики в те годы. Космонавтика развивалась вместе со мной. Это осознанный выбор и он был сделан еще в детстве. И уже потом, во время учебы, я старался как можно глубже постичь те предметы, которые бы мне пригодились для будущей профессии.
 
- В июле 2016 года появилось сообщение, что Вы предварительно включены в основной экипаж корабля "Союз МС-10", но уже через четыре месяца стало известно о полной замене экипажа. Почему так получилось?
 
- Космонавтика не оторвана от нашей жизни, она ― ее часть. Все то, что происходит в стране, конечно же, так или иначе, отражается и на космонавтике. Например, с 2017 года прошло сокращение членов экипажа на МКС и в космос полетят уже новые экипажи в сокращенном составе. Поэтому планы были скорректированы, и надеюсь, что в ближайшие годы станет окончательно ясно, в каком экипаже мне удастся полететь в космос.
 
- У нас есть информация, что Вы готовитесь к полету в космос в 2018 году. Спустя столько лет серьезной подготовки, оттачивания навыков работы в космосе, что вы чувствуете перед полетом?
 
- Официально у нас подготовка разделена на этапы и начинается за 2 года до конкретной даты полета. Сейчас, до назначения в экипаж, проходит подготовка в группах совершенствования специализации. Главная задача подготовки ― все время находиться на высоком уровне, чтобы не растерять все то, чего достиг в результате предыдущих лет. Нельзя потерять практические навыки, которые требуются, например, для управления кораблем или навыки по каким-то другим дисциплинам. Вот этим я сейчас и занимаюсь.
 
- В 2012 году в интервью корреспондентам Роскосмоса Вы рассказали, что разрабатывается специальная технология спасения космонавтов, которая позволит космонавтам спускаться на Землю прямо из космоса. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой разработке?
 
- Да, я действительно говорил об этом и надеялся, что уже вот в эти годы, по крайней мере, будут предприняты какие-то шаги по реализации. Но, к сожалению, недостаточно средств. Я надеюсь, что в ближайшем будущем это направление будет развиваться. Почему? Потому что оно дает неоспоримые преимущества. При малой массе надувных конструкций, которые позволяли бы пройти плотные слои атмосферы для одного человека, можно было бы создать систему спасения, которая стала бы резервной, и применялась бы в случае отказа основной.

Такая технология могла бы возвращать космонавта прямо из открытого космоса, если вдруг что-то пошло не так или произошел отказ основной системы. К слову, еще в советское время был создан так называемый космический мотоцикл и, кстати, здесь, в музее представлены некоторые его элементы. Этот мотоцикл, привязанный к станции, позволял не просто передвигаться по ее поверхности, а еще и отлетать на какое-то расстояние, свободно маневрировать. Но такая свобода требует повышенных мер безопасности.

Я смотрел зарубежные научные публикации и вижу, что там начинают активно заниматься такой технологией. Там она разрабатывается для возвращения полезных грузов. Особенно на других планетах, где дефицит массы, например, для прохода этапа торможения при подходе к Марсу тоже используется аналог тех самых систем, о которых я вам говорил.
 
- Какие еще перспективные космические технологии разрабатываются?
 
- Сейчас идет этап накопления количественных изменений. Ведь мы до сих пор фактически находимся на пороге космоса: под прикрытием радиационных слоев, но выше атмосферы. Перед тем как полететь, например, к дальним планетам или даже к Луне, требуется разработать системы, которые будут обеспечивать жизнедеятельность с достаточным уровнем безопасности. И не только обеспечивать жизнедеятельность, но и гарантировать возвращение. Поэтому ряд этих технических решений просто необходим и назрел, от них никуда не деться. Новый шаг в космос нужно сделать с улучшенными технологиями космических полетов и конструкциями, которые будут сопровождать такие полеты.
 
- С каждым годом все большую популярность обретает идея колонизации других планет и, в частности, Марса. Существует уже несколько международных программ. Хотели бы Вы поучаствовать в одной из них? Смогли бы безвозвратно отправиться на Марс колонизатором?
 
- На самом деле, я думаю, что время колонизации еще достаточно далеко. Колонизация в первую очередь предлагает терраформирование, то есть нам нужно создать условия, которые хотя бы как-то приблизились к суровым условиям на Земле. Сейчас жизнь на Марсе вообще не предусматривает безопасного существования. Колонизация Марса ― это гораздо больший риск, чем колонизация Америки. Задачу колонизации нужно технически и стратегически осмыслить. Перед колонизаторскими полетами обязательно должны пройти исследовательские полеты, которые определят реальную безопасность космических средств, определят ресурсы Марса и его опасности. Все это нужно для того, чтобы не подвергать опасности массовые группы людей, как это предлагается некоторыми современными проектами. Не рисковать их жизнями.
 
- Вы наверняка знаете, что Самарский университет принимал участие в строительстве космических ракет. Что вообще говорят о Самаре и о самарском космическом кластере в профессиональной среде?
 
- Относятся с интересом. Я здесь в первый раз, но меня всегда тянуло сюда. Хотелось воочию посмотреть и побыть у истоков. Да и не только истоков. Собственно говоря, здесь собирается ракета-носитель, а это ― основа полета в космос. Приобретение первой космической скорости происходит именно благодаря самарским изделиям. Поэтому земля эта богата своими возможностями, талантами, историей. Мне очень приятно здесь находиться. Надеюсь, что за то короткое время, которое я здесь, я успею посмотреть как можно больше, чтобы получить свой собственный опыт, и даже что-то отложить на будущее.
 
Дмитрий Горохов, Альфия Шарифуллина, Дмитрий Дроздов МИА "Самарский университет"