Заведующий кафедрой космических исследований, Игорь Белоконов, в рамках проекта 5-100 представил доклад "Программа развития научно-образовательных наноспутников Самарского университета". Сразу после завершения семинара, посвященного аэрокосмической технике , профессор поделился с корреспондентами МИА планами развития международного сотрудничества Самарского университета в области наноспутниковых технологий.
- Одна из задач проекта 5-100, как мы знаем, это обмен опытом между разными университетами. Вы для себя лично узнали что-то новое? Может быть, появились какие-нибудь новые знакомства, и наш университет начнет общение с другими университетами в сфере аэрокосмонавтики?
– Мне кажется, что новые интересные встречи и возможные продолжения возникнут после того, как наши коллеги приедут к нам и посмотрят наши лаборатории, наши центры, в которых мы работаем. Посмотрят на то, что мы делаем не на плакатах, не на презентациях, а в реальности. И то, что они увидят, позволит им задавать новые вопросы, а нам устанавливать новые знакомства, новые контакты и, возможно, даже развить совместные проекты. В своей презентации сегодня я говорил о том, что мы предлагаем всем университетам принять участие в нашем проекте группировки наноспутников мониторинга ионосферы Земли. Более того, мы пригласили всех принять участие во втором симпозиуме по наноспутникам, который будет проходить в июне этого года. И я думаю, это будет хорошее продолжение сегодняшних наших встреч.
– Хотелось бы узнать о планах на симпозиум. Что там будет происходить?
– Это будет второй симпозиум в России, посвящённый наноспутникам. В 2015 году мы совершили первую попытку собрать на нашей площадке единомышленников. К сожалению, в нашей стране до сих пор не было тематических конференций, симпозиумов или семинаров подобного рода. Хотя во всем мире такие научно-технические мероприятия проводятся ежегодно. Мы в этом направлении отстаем, и чтобы быстрее двигаться, нужно преодолевать трудности не поодиночке, а коллективно. Два года назад мы увидели круг возможных партнеров, а в этом году мы хотели бы этот коллектив возможных партнеров закрепить на конкретном проекте.
– Могли бы Вы рассказать о вашей недавней поездке в ООН?
– В прошедшем году ректор нашего университета Е.В.Шахматов впервые выступил на площадке ООН. Его выступление вызвало настолько большой интерес у присутствующих, что к нам стали поступать предложения о сотрудничестве от ряда стран. И то, что произошло в Вене в этому году - следствие того, первого выступления.
В этом году мы обсуждали и приняли решение о проведении симпозиума ООН в области развития космических технологий для развивающихся стран.
Если мы проведем такой симпозиум в этом году, то он будет вторым в истории России симпозиумом ООН на эту тему. И, я уверен, этот симпозиум будет полезным для нашего университета и знаковым для нашей страны. Он откроет нам новые возможности в установлении контактов в области космических технологий, в области обучения иностранных студентов.
– Вы говорите, что симпозиум приведет к тому, что к нам "хлынет" поток иностранцев, которые будут заинтересованы деятельностью нашего университета. Но готов ли наш университет к приему и обучению иностранных студентов? Созданы ли все условия для этого?
- Сказать, что мы идеально готовы к приему большого количества иностранной молодежи для обучения, наверное, будет неправильно. Есть, конечно, проблемы и мы знаем их. Это, во-первых, недостаточное количество преподавателей, владеющих иностранным языком. Второе – это проблемы, связанные с достойным размещением иностранных студентов. Им надо создать нормальные условия для обучения. Ведь это обучение, как правило, проводится на платной основе. Ну а в третьих, у нас есть определённые ограничения по приему иностранных студентов. Вот если мы эти ограничения попытаемся гармонизировать, то, я думаю, что мы увеличим прием студентов, потому что о нас будут знать больше.
- В одном из своих интервью в 2014 году Вы как-то говорили, что в 2017 году займетесь идеей создания своего полностью отечественного наноспутника. Сейчас 2017 год. Как у нас идут дела с импортозамещением?
- Мы сейчас выходим на такую схему работы, что ежегодно будем создавать новый научно-образовательный спутник. У первого нашего спутника, который мы сделали в 2015-м году, а в 2016-м запустили, было примерно 70% обеспечивающих систем, созданных нами, а остальное - иностранные комплектующие. Второй спутник сейчас полностью готов. Он прошел испытания и ждет запуска. Мы получили экспортную лицензию на вывоз его из Российской Федерации. Спутник был создан в рамках нашего участия в крупном международном проекте по мониторингу термосферы Земли. Он тоже в достаточной степени имеет иностранные комплектующие. Но это не потому, что мы не можем их делать, это потому что требования партнеров, руководителей проекта, в рамках которого мы делаем спутник, были именно такие - применять комплектующие, которые прошли летную квалификацию в космосе.
А вот третий спутник, который мы сейчас затеваем, будет полностью сделан из "своих" комплектующих. В конце 2017 года мы сделаем спутник, который будет иметь только собственные комплектующие, опирающиеся на разработки нашего университета.
А вот третий спутник, который мы сейчас затеваем, будет полностью сделан из "своих" комплектующих. В конце 2017 года мы сделаем спутник, который будет иметь только собственные комплектующие, опирающиеся на разработки нашего университета.
- Вы можете поделиться какими-нибудь интересными данными, полученными с уже запущенных наноспутников?
– Вы знаете, к сожалению, первый наш спутник, и я это никогда не скрываю, был не удачен. Мы не смогли установить с ним связь после его вывода на орбиту. Но мы приобрели огромный опыт при его создании, при испытаниях.
Тот летающий спутник, наш первый спутник "SamSat-218D", включенный в состав действующей российской группировки космических аппаратов, пусть не звучащий в космосе, является хорошей лабораторией, наблюдая за движением которой, мы можем сделать ряд очень важных для нас выводов, касающихся принципов проектирования наноспутников. Поэтому тот объект, который беззвучно летает сейчас над нами, все равно приносит пользу, и мы об этом доложим в следующем году на международной конференции.
– Какие перспективы в создании и совершенствовании наноспутников есть сейчас в нашем университете? может быть есть какие-то интересные идеи?
– Вы знаете, в нашем университете создан уникальный центр в области тестирования и опытной отработки наноспутников. Такого центра нет ни в одном российском университете. И я считаю, что таких центров, может быть, не больше десятка в мире. Наш центр позволяет реализовывать весь цикл работ: от начала, от идеи и завершая сборкой, проведением испытаний. Идей очень много. У нас параллельно разрабатывается очень много проектов. Для ряда проектов мы имеем зарубежных партнеров, например из Франции (университет в Тулузе ISAE-SUPAERO). В конце этого года, мы запускаем новый российско-французский проект, который будет в течение двух лет реализован. Мы даже развиваем проект наноспутника, который будет обеспечивать безопасность космонавтов во время их внекорабельной деятельности. У нас очень хороший коллектив. К нам идут молодые ребята. Их очень много. Коллектив составляет примерно 15 молодых людей – это магистры и аспиранты, и, я думаю, что вот у этого коллектива будет очень хороший результат. Обязательно.
- Значит, будущее у нас есть?
- У нас будет очень хорошее будущее, потому что у нас очень талантливые молодые люди. Надо только уделять им внимание.
Беседовала Ксения Желовникова (МИА "Самарский университет")