В 2017 году Российский союз молодежи сделал громкое заявление: творческому движению Российская студенческая весна – 25 лет. Изучив вырезки газет этого периода, корреспонденты МИА «Самарский университет» сделали открытие: в выходе привычной студвесны на национальный уровень немалую роль сыграли выпускники и студенческие театры эстрадных миниатюр Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева. Именно благодаря инициативе федерации студенческой молодежи, которая базировалась в СГАУ, в далеком 1993 году в Самаре прошел первый фестиваль российской студвесны.
Лауреатом этого фестиваля стал СТЭМ "Дети лейтенанта Шмидта", его руководителем был выпускник факультета двигателей летательных аппаратов Самарского университета (тогда еще СГАУ) Михаил Нейштадт.
С тех пор прошло много лет. Менялись авторитеты, идеи, общественное мнение и юмор. Неумолимо менялся и сам СТЭМ. О том, какие изменения претерпел студенческий театр эстрадных миниатюр и каким стал сам фестиваль, мы поразмышляли с Михаилом Нейштадтом, который в настоящее руководит Школой театрального искусства «Эстрадная мастерская Михаила Нейштадта».
- Как проходил фестиваль «Студенческая весна» в 90-е годы? Как вы готовились к нему?
- Как проходил фестиваль «Студенческая весна» в 90-е годы? Как вы готовились к нему?
- Собирались по факультетам, нам давали на какое-то время актовый зал. В основном все репетиции мы проводили в общежитии, были какие-то «старики», которые передавали нам свой опыт. На тот момент не было Интернета, не было ночных клубов, все свободное время мы посвящали как раз студвесне. И были этому безумно рады, потому что чувствовали, что творчество наше было очень востребовано. Был такой энтузиазм, который просто забирал полностью, то есть если институт мешал студвесне, надо было бросать институт.
- О чем шутили тогда, были ли любимые темы?
- О чем шутили тогда, были ли любимые темы?
- Всегда они были и во многом сейчас остались: студент и преподаватель, сессия, пародии на профессоров. Пожалуй, эти темы волнуют студентов и сейчас. Я не думаю, что что-то сильно поменялось.
- Уделяете ли внимание современным коллективам, бываете ли на выступлениях?
- Бываю регулярно в авиационном. Поменялся юмор. Стал более рискованным, так скажем, «за гранью», в наших номерах были лишь какие-то намеки в эту сторону, а сейчас все стало более открыто. Присутствует неформатная лексика, чего у нас не было вообще никогда. Я не говорю, хорошо это или плохо, думаю, что каждому времени свои открытия и новации. И навряд ли современным ребятам будет интересно то, что было в наше время, ведь мы все-таки росли в Советском Союзе. Сейчас все стало вольнее, молодые не всегда видят края берегов. Так что да, я немного ностальгирую о времени, когда были какие-то четкие устои, берега.
- То есть вы считаете, что нынешнему СТЭМу не хватает чего-то?
- Я считаю, что нельзя так сказать, что чего-то не хватает. Еще раз объясню: время сейчас идет значительно быстрее, темп жизни другой. У нас была стипендия 40 рублей, которой хватало за глаза, а сейчас ребята должны работать, чтобы как-то выживать. Все стало немножко по-другому. Может быть, поэтому и юмор острее и чуть-чуть злее. Поэтому сравнивать сложно, да, наверное, и не надо. То есть какое время – такая и проблематика.
- С высоты жизненного опыта посоветовали бы вы молодым студентам участвовать в СТЭМах, самодеятельности или лучше сосредоточиться на учебе?
- Никогда я не скажу, что не стоит нигде участвовать! Никогда в СТЭМ никого насильно не тащили. Есть у тебя желание, нравится тебе этим заниматься – занимайся! Времени нет у того, кто ничего не делает.
Кого-то просто тянет этим заниматься, у кого-то и корни есть: например, у СТЭМов «АппендиксЪ», «Пятая любовь», «Квартал». Там где корни остались, там только зернышко нужно бросить. В Политехе всегда КВН был хороший, а вот именно СТЭМовские корни именно у авиаторов остались.
- Многие жалуются, что на фоне объединения факультетов в институты, некоторые СТЭМы должны делить между собой одни и те же площадки для выступлений и репетиций. Каково ваше мнение об этой проблеме?
- Понимаете, все основные репетиции происходят «на коленке» либо в общаге, либо на набережной, либо еще где-то. Тут не может быть речи о том, чтобы делить сцену. СТЭМов не может быть много или мало, на одном факультете может быть два или три коллектива, если ребятам есть что сказать или есть желание что-то сказать. Это не связано с какими-то весенне-летними обострениями: «О! Студвесна? Надо номер сделать!» - потому что ребята этим живут, постоянно в этом вращаются.
- Поделитесь опытом: как достичь успеха?
- Есть такое выражение: «Природа смешного не всегда лежит в запретном». То есть для того чтобы выступать успешно, не обязательно шутить на такие темы, чтобы в зале перешептывались о том, какие вы смелые. Например, мы практически не использовали пародии на Брежнева или на Горбачева, хотя все прекрасно умели это делать.
Понимаете, нужно искать юмор, а не сатиру. Сатира – это совсем другое направление, совсем другой градус, а юмор – это что-то очень легкое и доброе. И тем более, в СТЭМ ни от кого не требуется выкладывать шутку за шуткой, как в КВН. Здесь тебе никто не поднимает оценки, потому что студенческий театр – это такой актерский «расслабон», где ребята получают кайф от выступлений, поэтому я иногда говорю, что студент – это диагноз, а СТЭМ – состояние души.
Леонид Беляков, Даниил Глушаков (МИА «Самарский университет»)