С 28 июня по 1 июля 2017 года в городе Бургас, Болгария, проходила традиционная XXV Международная научная конференция Trans&motauto, в которой нам, аспиранту кафедры высшей математики Самарского университета Хныревой Екатерине и студенту института информатики, математики и электроники Самарского университета Потиенко Ксении, посчастливилось принять участие в качестве докладчиков. Хотелось бы отметить, что данный опыт участия в международной конференции стал для нас первым и дал определенный толчок в нашем становлении как молодых ученых.
Международная конференция, прежде всего, способствует созданию и развитию продуктивных отношений между молодыми учеными и докторами из разных стран, в целом, и дает возможность взглянуть на результаты собственной научной работы со стороны, что крайне важно для ее дальнейшего развития. По прошествии времени после конференции можем с уверенностью сказать, что обе цели были достигнуты. Далее хотелось бы подробнее рассказать о том, как была организована и проходила сама конференция.
28 июня состоялось торжественное открытие XXV Международной Научной Конференции Trans&motauto, на котором участникам была предоставлена возможность ознакомиться со стендовыми докладами. В период с 29 по 30 июня проходили заседания секций конференции, о которых будет сказано ниже. Во время закрытия конференции 1 июля участникам были выданы сборники с материалами конференции и дипломы участников, а также были объявлены лучшие работы, включая работы аспиранта кафедры высшей математики Самарского университета Хныревой Екатерины и студента института информатики, математики и электроники Самарского университета Потиенко Ксении, которые будут опубликованы в журналах, индексируемых базой данных Scopus.
В рамках данной Международной Научной Конференции Trans&motauto проводили работу две секции: «Transport techniques. Investigation of elements. Vehicle engines» (Техника транспорта. Исследование элементов. Транспортные двигатели) и «Transport. Safety and ecology. Logistics and management. Education theory» (Транспорт. Безопасность и экология. Логистика и управление. Теория образования), на которых были заслушаны, соответственно, доклады на тему «Influence of asymmetry of solar panels on the microacceleration level in a space laboratory environment» (Влияние асимметрии солнечных панелей на уровень микроускорений во внутренней среде космической лаборатории) Потиенко Ксении и «Математическое моделирование кризисного управления предприятия со слабой динамикой» Хныревой Екатерины. В представленной работы Ксении были рассмотрены следующие виды асимметрии: массовая, линейная и асимметрия точек крепления больших упругих элементов к корпусу космического корабля, доказано увеличение модуля микроускорения в присутствии асимметрии какого-либо вида, сделаны выводы о важности геометрической симметрии космической лаборатории для успешной реализации гравитационно-чувствительных технологических процессов на ее борту. Доклад Екатерины был посвящен проблеме повышения эффективности муниципальных автотранспортных компаний, были представлены результаты анализа возможных мероприятий, которые могут повысить прибыльность муниципальных автотранспортных компаний, оценки дополнительной прибыли от такой деятельности, анализа повышения рентабельности крупных и малых пассажирских компаний. Таким образом, показано, что возможно значительное увеличение производительности за счет предоставления услуг аутсорсинга без значительных сокращений объемов основной задачи. Заданные вопросы и пожелания способствовали более глубокому восприятию представленных материалов и улучшению их качества.
Также были заслушаны доклады ведущих специалистов из разных стран, в частности, Великобритании, Австрии, КНР, Словении, Чехии, Турции, Эстонии и др. Доклад доктора Д. Димитров, Технологический университет Граца (Австрия), представленный в рамках первой секции, был посвящен применению 1D моделирования для решения различных задач по разработке газовых двигателей. На основе симуляционных расчетов, полученных от двух представленных моделей, а также на основе измерений с одного цилиндрового исследовательского двигателя, анализируются термодинамические условия в камере сгорания и газовой динамике. Данная работа представляет большой интерес и имеет практическую ценность для разработок в области транспорта в целом, и двигателестроения, в частности. Кроме того, полученная модель может быть использована для решения задач разработки авиа- и ракетных двигателей различного принципа действия. Отсюда следует высокая практическая значимость представленного материала для ученых, аспирантов и студентов, изучающих данную тематику. Большого внимания также заслуживает доклад специалиста из Университет Марибора (Словения) Бомбека Г., посвященный экспериментальному анализу охлаждающей способности тормозного диска. В процессе предоставления результатов работы были изложены основные этапы исследования охлаждающей способности различных геометрий дисковых тормозных дисков, продемонстрированы результаты тестирования дисков с одинаковой внешней, но различной внутренней геометрией с учетом различных параметров воздушного потока. Практические результаты данной работы могут широко применяться при разработке транспортных тормозных систем различного класса. Кроме того, в рамках данной секции поднимались такие вопросы, как сокращение динамической нагрузки механического водного диска ударных машин, оценка демпфированных свойств композиционных материалов для транспортной техники, гидромагнитный поток вязкой жидкости с явлением теплового передачи между двум вертикальным тарелками и др.
Вторая секция, представленная на конференции, была посвящена социально-экономическим аспектам транспортной индустрии, а также проблемам современного образования. В частности, в докладе Dr. Akbar Aboutorabi, Кингстонский университет (Лондон), были затронуты вопросы обучения в технических университетах, например, представлены основные модели сотрудничества между университетами, схемы обмена с целью получения двойных дипломов разных университетов, пути финансирования подобных программ, оценка их эффективности, приведен опыт реализации на примере Kingston University. Изложенные материалы интересны и полезны с точки зрения обмена опытом и формирования нового мировоззрения для молодых преподавателей в области подготовки технических кадров с учетом мировой практики. Кроме того, в рамках данной секции поднимались такие темы, как технические аспекты автоматизации безопасности транспорта, оптимизация маршрута общественного транспорта, развитие логистической модели как инновации для желаемого качества обслуживания и др.
В заключение хотелось бы отметить, что опыт участия в международной конференции показал, насколько важно иметь возможность обмена знаниями между университетами различных стран. Конференция trans&MOTAUTO зарекомендовала себя в мировом научном сообществе как значимый международный форум, имеющий уникальный интердисциплинарный характер. В конференции приняло участие более 100 ученых со всех уголков планеты. Возможность услышать квалифицированное мнение большого количества научных работников особенно важно для тех, кто только делает первые шаги в этом нелегком деле. Поэтому мы призываем всех участвовать в подобных мероприятиях, тем более что Самарский университет предоставляет такой шанс.