Свое видение будущего вуза и места в его структуре гуманитарного блока представил проректор по социально-гуманитарному направлению Виктор Кузнецов.
- Виктор Александрович, какие вы видите перспективы социально-гуманитарного блока в составе национального исследовательского университета?
- Нередко XXI век называют веком «гуманитарных технологий». У нас должно происходить взаимопроникновение гуманитарных и технических специальностей. Также мы должны учитывать, что рынок труда постоянно меняется и сейчас нет профессии на всю жизнь, значит, мы должны быть гибкими при подготовке специалистов. Еще одна перспектива связана с соединением НИОКР с учебной деятельностью. Это общая задача всего университета, гуманитарии в процессе ее реализации не окажутся в стороне. За полтора года социально-гуманитарному блоку уже удалось увеличить количество научно-исследовательских работ в два раза.
Также, мы должны становиться инициаторами, генераторами и осуществлять методическое руководство серьезными программами социального и государственного развития. В этом заинтересованы сами органы управления государственной власти.
Но самая глобальная задача - стремиться к смещению баланса «бакалавриат-магистратура» в сторону магистратуры. Вузы из «высшей лиги» при подготовке специалистов в образовательной деятельности делают упор на подготовку специалистов именно «высшего звена»: магистратуры и аспирантуры.
- Какие направления сотрудничества могут быть между естественнонаучными, инженерными и гуманитарными направлениями?
- Прежде всего, мы видим прямую линию сотрудничества с институтом информатики, математики и электроники. К примеру, в мире активно развиваются такие направления в социологии и психологии, как digital sociology и digital psychology. Язык также постоянно меняется - в связи с появлением интернета появился иной, складывающийся из взаимопроникновения смыслов и культур язык, как когда-то возник эсперанто. Это та самая глобализация, которая происходит каждый день. Ее нужно изучать, причем изучение должно быть мультидисциплинарным и включать в себя языкознание, психологию, социологию, историю и культурологию. Основной тренд – понимание того, как смыслы (не просто слова и знаки, а их значение) передаются от одного человека другому. Соединение смыслов является ключевым направлением гуманитарным наук. В мире это называется семиотика. Для этого у нас есть хорошая база - наши специалисты признаны в мире в области семиотики и дискурса.
- Как превратить симбиоз этих направлений в конкурентное преимущество Самарского университета как на региональном, так и федеральном уровнях?
- Необходим проектный подход. К примеру, университет берет на себя выполнение задач от государства, такой заказ предполагает проведение исследования, подготовку специалистов и разработку методик. Еще одно направление, которое в будущем станет преимуществом - подготовка лидеров. Это наше предложение в рамках программы развития университета. Ведь быть хорошим ученым и одновременно лидером – зачастую разные ипостаси. В этом отношении и наука, и политика, и любая другая сфера жизни – дело командное. Умение организовывать, мотивировать и управлять – одно из важных направлений.
Еще одна важная программа – развитие информационного общества. Она предполагает подготовку специалистов, умеющих работать в новой информационной среде - это задача федерального масштаба. Если мы попадем в одну из таких программ, это будет означать, что все, начиная от заведующих кафедрой и деканов, и заканчивая студентами-первокурсниками, будут заниматься решением практических и научных задач, но при этом знать фундамент и базу. Нельзя ждать, когда нам предложат программы – мы должны инициировать и предлагать их государству. Один из проектов, который мы реализуем в рамках этой концепции, касается описания сетевых сообществ губернии. Университет нам выдал на выполнение грант, мы сформировали команду, в которую вошли представители социально-гуманитарного института, института информатики и юридического факультета. По этим направлениям мы хотим сформулировать набор предложений для правительства Самарской области, чтобы показать - мы умеем и готовы выполнять задачи такого уровня. Будущее за междисциплинарностью и ориентированностью на практику. Надеюсь, в ближайшие 2-3 года мы переформатируем соответствующим образом содержание учебных программ, ведь работа с новыми технологиями открывает фантастические возможности!
Анастасия Чикурова