Разработанный самарскими учеными летательный аппарат пережил девять испытательных полетов, в результате которых были отработаны режим автоматического полета, возможность изменения маршрута, а также режим управления полезной нагрузкой - передачей информации и ее качеством. Об этом сообщила пресс-служба вуза.
Напомним, разработанный в Самарском университете аппарат Фотон 601 задуман как научная лаборатория для проведения экспериментов и оснащен двумя видами камер. На беспилотнике можно также установить иную полезную нагрузку массой до 8,5 кг. Аппарат ориентирован на решение различных гражданских задач: мониторинг проблемных участков магистральных трубопроводов нефтяных компаний, обследование гидросооружений, выявление несанкционированных свалок, контроль за добычей природных ресурсов и многое другое.
У самарского беспилотника два источников питания - система солнечных панелей и двигатель внутреннего сгорания. Сейчас основная задача ученых - добиться высокой эффективности находящихся на борту аппарата солнечных панелей. «Мы их периодически включаем во время полетов, и результаты нас удовлетворяют. Мы движемся к тому, чтобы в дальнейшем обеспечивать полет исключительно на основе солнечной энергии. Это позволит аппарату перейти на более высокий уровень автономности, оправдывая свое название», - рассказал «ВК» сотрудник Центра беспилотных систем Антон Назаров (один из разработчиков Фотона 601).
Еще одна отличительная особенность летательного аппарата — его потенциальная независимость от навигационных систем типа GPS и ГЛОНАСС. Полную автономность беспилотнику призван обеспечить встроенный альтернативный навигационный блок, разработанный в Самарском университете. Он основан на принципах оптической навигации. Благодаря опорным точкам, заранее выставленным на протяжении маршрута, беспилотник способен ориентироваться на местности с помощью «технического зрения» и корректировать курс без использования спутниковых навигационных сигналов.
«Применяя автономную навигацию, мы существенно увеличиваем радиус действия аппарата по сравнению с другими беспилотниками и значительно повышаем его надежность. Продолжительность полета нашего аппарата сегодня составляет до 24 часов», — пояснил Антон Назаров. Он отметил, что сейчас в России известных аналогов таким аппаратам нет — большинство беспилотников возможно применять только локально. Сейчас ученые работают над тем, чтобы расширить географию полета и тем самым повысить конкурентоспособность аппарата.
Контроль за самыми важными блоками и узлами беспилотника на протяжении всего полета происходит с наземной станции управления. При потере радиосвязи Фотон 601 автоматически возвращается на место взлета и совершает посадку. Если на пути «домой» связь возобновляется, то беспилотник снова возвращается на исходный маршрут для завершения полетного задания. При этом за аппаратом можно следить как в видимом спектре, так и в инфракрасном диапазоне.
В течение двух лет после получения разработчиками необходимых сертификатов и лицензий Фотон 601 может быть запущен в серийное производство. Возможности самарского беспилотника уже заинтересовали различные экологические структуры, нефтяные компании, а также силовые ведомства.
Антон Назаров, сотрудник Центра беспилотных систем Самарского университета:
- Наша основная задача – добиться высокой эффективности солнечных панелей на борту «Фотона 601». Мы их периодически включаем во время полетов, и результаты нас удовлетворяют. Мы движемся к тому, чтобы в дальнейшем обеспечивать полет аппарата исключительно на основе солнечной энергии. Это позволит аппарату перейти на более высокий уровень автономности, оправдывая свое название.
Источник: vkonline.ru
Источник: vkonline.ru