Доценту кафедры автоматических систем энергетических установок Самарского университета, к.т.н. Салимжану Гафурову присвоена ученая степень доктора технических наук. Защита состоялась в Технологическом университете города Лаппеенранта (Финляндия).
В своей диссертации молодой ученый представил теоретические и экспериментальные подходы к исследованию динамической нагруженности элементов топливной системы самолета в широком диапазоне ее режимов работы, а также предложил варианты по ее совершенствованию.
«Известны многочисленные случаи аварий авиационной техники по причине выхода из строя насосных агрегатов как наиболее нагруженных элементов двигателя, - поясняет Салимжан Гафуров, - Для их изучения и проведения экспериментов был построен современный полунатурный топливный стенд, на котором воспроизводились условия, максимально приближенные к реальной работе двигателя самолета».
«Известны многочисленные случаи аварий авиационной техники по причине выхода из строя насосных агрегатов как наиболее нагруженных элементов двигателя, - поясняет Салимжан Гафуров, - Для их изучения и проведения экспериментов был построен современный полунатурный топливный стенд, на котором воспроизводились условия, максимально приближенные к реальной работе двигателя самолета».
По итогам экспериментов Салимжан Гафуров предложил 4 новые конструкции насосных агрегатов. Они позволяют увеличить ресурс насоса до 1,5 тыс. часов, вместо 1 тыс. часов, и обеспечить безотказность работы насосного узла и двигателя в целом.
По словам молодого ученого, разработкой заинтересовались ряд ведущих научно-производственных предприятий России в области конструирования и производства авиационных двигателей.
Результаты исследования, изложенные в докторской диссертации, актуальны для реактивных двигателей, где используют форсажный режим для резкого увеличения тяги при взлете самолета, разгона до сверхзвуковой скорости или маневра в воздушном бою. Именно в таких жестких условиях эксплуатации насосные агрегаты подвержены сильнейшим нагрузкам. Применение же наработок ученого Самарского университета позволит увеличить срок эксплуатации топливной системы авиационного двигателя.