Стив Маттин ― дизайнер мирового уровня. В его портфолио - крупнейшие дизайн-проекты с Mercedes, Maybach и Volvo. Именно он руководил разработкой дизайна легендарного Mercedes-Benz SLR McLaren. С 1 октября 2011 года Стив стал директором по дизайну LADA.
22 марта, в рамках Недели карьеры Самарского университета прошла открытая лекция Стива Маттина "Создание, интеграция и эволюция нового дизайна в автомобилестроении", в которой он рассказал об эмоциональном дизайне, своем подходе к работе и о новых принципах бренда LADA. Мы приводим самые интересные тезисы из его выступления.
Дизайн ― один из ключевых векторов в изменении бренда.
Россия ― страна контрастов. Я это заметил еще во время первого визита. Контрасты абсолютно везде, где бываешь: между югом и севером, западом и востоком и между различными культурами. Я спросил себя, смогу ли я привнести эти контрасты в дизайн автомобиля?
Дизайнер должен мыслить вне всяких рамок. Я постарался привить это своей команде.
Разрабатывая дизайн автомобиля, нужно руководствоваться более эмоциональным подходом. В конце концов, у каждого есть мнение о дизайне и автомобилях, поэтому автомобиль должен быть привлекательным. Он должен затрагивать в первую очередь сердце, а не карман. Это означает, продавать не самые дешевые автомобили, а создавать более привлекательные продукты.
Как бренд LADA должен устанавливать новые стандарты. Это касается не только дизайна, но и качества.
У автомобилей LADA должно быть одно “лицо”. Почему лицо это так важно? Потому что это индивидуальность, характер, это уникальная “мимика”, эмоции. Человеческое лицо всегда узнаваемо. Его можно найти среди множества других. Стоит увидеть лицо на доли секунды и оно моментально запоминается. Я постоянно забываю имена, но только не лица. Их я помню хорошо. Это именно то, что мы пытались сделать с брендом LADA в самом начале.
Сейчас у наших автомобилей сильная индивидуальность. Мы изучили автомобильный бренд-алфавит, где каждая буква соответствует внешнему виду определенной марки. Например, для A – это Audi, B – BMW, C – Ciroen, D- Dacia, E – Lotus и так далее. У LADA же не было такого лица. Посмотрев еще раз на бренд-алфавит, мы пришли к решению, что это будет X-образное “лицо”. Фары вместе с логотипом будут дерзкими, непохожими на фары других брендов. Это было рождением «ДНК X». Так мы его прозвали.
В дизайне очень важно постоянство. Эту черту можно заметить у каждого успешного бренда. В новом дизайне LADA это качество есть, но при этом у нас получилось сохранить индивидуальный характер каждого автомобиля.
Вдохновение может прийти из ниоткуда. Ты просто копишь идеи в голове и в нужное время их оттуда “достаешь”. Как дизайнер, я ищу вдохновение глазами, затем перемешиваю в голове и достаю, когда нужно.
Самое важное ― “достать” идею из своего мозга и сделать что-то уникальное.
Дизайн продает. Чем более заметен и желаем бренд, тем больше его покупают.
Все начинается с пропорций. В автомобильной индустрии пропорции важнее, чем что-либо еще. Если в вашем дизайн-проекте нет хороших пропорций, то автомобиль никогда не будет выглядеть привлекательно. Мы привнесли в LADA комбинацию пропорций, поверхностей, линий, графики и деталей. Совместив все вместе, мы получили действительно хороший дизайн.
Люди думают, что мы рисуем дизайн-проект автомобиля и на следующий день он появляется на улицах. На самом деле это не так. Период разработки одного проекта занимает около четырех лет. А чистый дизайн-процесс - около одного года. После отрисовки окончательных макетов, проект попадает к инженерам. Этот процесс занимает еще два года. Дизайн автомобиля должен учитывать кучу характеристик и ограничений, начиная от идеи и стоимости, заканчивая трендами и запросами покупателей. Люди на улицах, думаю, даже не подозревают, насколько это долго и сложно.
LADA изменяется в сторону новых ярких продуктов, которые идентифицируют наш бренд. Мы этим очень гордимся.
Дмитрий Горохов (МИА “Самарский университет”)