Василий Степанович рассказал газете "Полет" о самых значимых событиях своей жизни.
Родился 28 февраля 1928 года в селе Закелейный Ульяновской области, был старшим и единственным сыном в многодетной семье (шесть сестер). Отец Степан Васильевич Кучумов (1907-1986) — главный зоотехник, мать Евдокия Федоровна (1909-1997) вела хозяйство, в военные и послевоенные годы — фельдшер госпиталя. Детство было интересным и по-своему счастливым: ходили в ночную, рыбачили, дворовой компанией играли в футбол. В школе учился хорошо и с удовольствием, много читал: в семье была большая домашняя библиотека.
В 1945 году поступил в Куйбышевский авиационный институт на факультет самолетостроения. В студенческие годы приходилось подрабатывать в стройотряде в бригаде грузчиков (разгружали вагоны с углем, летом — с картофелем, арбузами), которой руководил в будущем хорошо известный конструктор в области ракетно-космической техники Александр Солдатенков (1927-2013).
В 1951-м окончил институт и по распределению был направлен на Куйбышевский авиационный завод № 18, где трудился инженером в отделе механической обработки у главного технолога завода. В 1952 году женился и вместе с семьей (уже двое детей) поехал по комсомольской путевке "поднимать целину" в совхоз "Зиянчуринский" Чкаловской области, где в 1955-1957 годах трудился в качестве главного инженера.
В 1958 году по возвращении домой начал работу в Куйбышевском филиале конструкторского бюро А. Н. Туполева. Моя давняя мечта стать авиаконструктором сбылась! Рабочий коллектив филиала активно участвовал в разработке документации и внедрения в производство модификаций гражданского самолета Ту-95. Сама существенная и ответственная работа — установка "гриба" — вращающейся антенны на пилоне корпуса самолета — была тогда выполнена блестяще. В 1960-е годы продолжились работы по военной технике. Зрелость коллектива авиаконструкторов выражалась и в разработках пассажирских самолетов типа Ту-134, 154, 204, 214, что на многие годы определило основное направление деятельности филиала. Интенсивная работа приносила огромное удовольствие: много служебных поездок в Москву на работу в головной центр и на совещания к А. Н. Туполеву, общение с московскими и казанскими коллегами, общий энтузиазм в деле создания гражданских самолетов нового поколения.
В памяти конечно же и событие 1961 года — полет Юрия Гагарина. 12 апреля самолет с космонавтом прибыл в Куйбышев на заводской аэродром, где его встречали и руководство, и представители авиаконструкторских бригад, в их числе были я и мои коллеги. Помню, Гагарин выглядел уставшим, но бодрился и улыбался.
В 1971 году после переезда в новое здание в корне меняется вся структура Куйбышевского филиала конструкторского бюро. Создаются специализированные бригады авиаконструкторов, в частности, я возглавил бригаду "Механизация крыла". В моей конструкторской "копилке" много наград, памятных медалей и авторских патентов на изобретения. Отрадно, что в те годы к нам направляли лучших выпускников Куйбышевского авиационного института, среди них — А. И. Черничко и В. И. Мусатов, ставшие затем начальниками бригад. Мой преемник Виктор Николаевич Климов возглавил Самарский филиал конструкторского бюро, в настоящее время — доцент кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов Самарского университета.
Окончив в 1988 году трудовую деятельность, я охотно и по мере сил занимался дачными делами, летней и зимней рыбалкой. Сегодня — находясь уже в "высоком возрасте" — охотно смотрю спортивные ТВ-передачи, читаю прессу, решаю кроссворды и судоку, активно общаюсь с бывшими коллегами: Виктором Климовым, Вячеславом Мусатовым, Аркадием Ивановым (сталинский стипендиат КуАИ, в настоящее время живет в Нижнем Новгороде).
После ухода супруги (2011) получаю повышенное внимание со стороны детей, внуков и правнуков. Каждый праздник — и тем более мои юбилеи — собирает много родных и близких. Радуют меня и звонки из других городов и стран. Я — счастливый человек!