федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Две недели интенсивной грамматики, красивые места и замечательные люди

Две недели интенсивной грамматики, красивые места и замечательные люди

Самарский университет

Завершилась летняя школа для зарубежных студентов-русистов

Управление международной деятельности международное сотрудничество центр довузовской подготовки Летняя школа Стефанский Евгений
27.08.2018 2018-08-28
В третий раз Центр довузовской подготовки Управления международной деятельности организовал международную летнюю школу для зарубежных студентов «Русский язык и культура». В школе приняли участие 50 студентов, представляющих 10 университетов из 8 стран.

«География участников летней школы в этом году значительно расширилась, — говорит научный руководитель школы доктор филологических наук Евгений Стефанский. — Традиционно приезжают польские студенты, представляющие Варшавский университет и Ягеллонский университет в Кракове. Эти уже налаженные связи с польскими университетами позволили летом этого года отправить в Варшаву на летнюю школу делегацию студентов социально-гуманитарного института нашего университета. Были представлены и другие наши вузы-партнера — Харбинский технический университет, а также университета Чжэнчжи (Тайвань) и Шеффилдский университет (Великобритания). Эти вузы входят в Топ-100 лучших университетов мира. Впервые в Самару приехали студенты из двух бразильских университетов — из городов Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро». Последние участники — результат научной командировки Евгения Стефанского в Бразилию. Большой интерес самарская школа также вызвала в Венгрии. В Самару приехали студенты-русисты из главного вуза этой страны — будапештского университета имени Лоранда Этвёша. Делегация сербских студентов представляла филфак Белградского университета.
Рассказывает преподаватель грамматики кандидат педагогических наук Алла Стефанская: «Уроки лексики и грамматики, конечно, не самая эмоциональная и зрелищная составляющая изучения языка, но именно здесь закладываются и оттачиваются навыки корректного использования языковых единиц. Поскольку это полезно на любом, даже достаточно продвинутом, уровне изучения языка, мы в рамках летней школы занимаемся грамматикой очень серьезно. Уроки с группой начинающих мало отличаются от того, чему мы обычно учим „своих“ иностранцев, готовя их к поступлению в наш университет. А вот занятия с ребятами, многие из которых уже являются практически дипломированными специалистами в области русского языка, конечно, очень интересны с профессиональной точки зрения: есть возможность и углубиться в историю языка, и обсудить вопросы языковой интерференции, и рассмотреть стилистическую дифференциацию речевых моделей».
Впервые на летней школе были представлены полноценные занятия по литературе. Студентам предлагались для анализа короткие стихотворные и прозаические произведения. На уроках активно использовались фрагменты из документальных и художественных фильмов, посвященных российским писателям.
Рассказывает кандидат филологических наук Светлана Левченко: «Цикл занятий по анализу литературного произведения мы посвятили проблеме Слова. Начали с поэтов серебряного века с их художественными теориями словотворчества, затем поговорили об исключительной ценности слова и правды для героев Шаламова и завершили наши встречи беседой о структуре комического слова у Чехова, Тэффи и Довлатова. Получилось, на мой взгляд, продуктивно. Мы не только работали над расширением лексического запаса, но и, избегая тривиального вопроса „Что хотел сказать автор?“, смогли поразмышлять о смысле произведений и о том, как авторы используют художественный потенциал слова. Действительно приятным сюрпризом стало то, что зарубежные студенты хорошо знакомы с русской культурой: не только могут назвать имена и факты биографии отдельных писателей, но и узнают аллюзии и исторические отсылки в текстах».
«Я очень рада, что в этом году мне представилась возможность поговорить о литературе с такой вдвойне интересной аудиторией, — отмечает преподаватель центра Анна Оспенникова. — Во-первых, это преимущественно филологи, то есть люди, подготовленные в области литературоведения, а во-вторых, иностранцы — то есть люди другой культуры. Благодаря последнему я могла не только поделиться своей любовью к некоторым авторам и текстам, но и взглянуть на них под другим углом. Подобный опыт, безусловно, способен обогатить обе стороны. Я также очень благодарна ребятам из Польши, которые поделились со мной списком своих любимых польских авторов».
Большое впечатление на участников школы произвела экскурсионная программа. В этом году в ней было больше интерактива. Студенты не только посещали экскурсии, но проходили квест на улицах старой Самары. Ребята активно выкладывали фотографии с экскурсий по Самаре и области в социальные сети, снабжая их восторженными комментариями.
Видор Барачкаи (университет имени Л. Этвёша, Будапешт, Венгрия): «Волга... Вы можете прочитать о ней... Вы можете услышать о ней... Вы можете гуглить фотографии о ней... Но, если вы хотите понять ее, вы должны находиться рядом с ней».
Матеуш Войчешак (Варшавский университет, Польша): «Я в Самаре уже больше недели, мой русский всё лучше и лучше — почти 5 часов занятий в день делает свое дело. Вот фотография на фоне огромной Волги. Эта „огромность“ — ключевое понятие. Расстояния между большими городами измеряются не в часах, а в днях, проведенных в поезде. Рекомендованные поездки за город — это не 30 минут на велосипеде или автобусе, а 3 часа маршруткой, на которую еще нужно успеть, потому что она ходит только 2 раза в день».
Каролина Лобо (университет Флуминенсе, Рио-де-Жанейро, Бразилия): «Две недели интенсивной грамматики, миллионы мозолей на ногах, красивые места и замечательные люди».  Запомнилось многим ребятам и общение с жителями Самары.
Разговор Матеуша Юзефовича из Польши в День десантника с «ребятами в тельняшках» начался нелегко, в духе ток-шоу, которые можно ежедневно наблюдать на телевидении. Но агрессия и недоверие быстро сменились братанием, и студент из Кракова провел выходные за Волгой в обществе новых русских друзей.
Наверное, такие встречи и знакомства — главный итог школы. Русский язык и культура помогают преодолевать стереотипы и пропагандистские штампы при непосредственном общении представителей разных народов.