RU EN CN ES
Президент АВТОВАЗа Ив Каракатзанис дал старт совместной с Самарским университетом программе целевой подготовки

Президент АВТОВАЗа Ив Каракатзанис дал старт совместной с Самарским университетом программе целевой подготовки

Самарский университет

Предприятие, входящее в альянс Renault-Nissan-Mitsubishi, готово принять на работу в ближайшие годы тысячу новых специалистов, в их числе и студенты вуза

АвтоВАЗ Визиты Образовательные программы Образование абитуриенту студенту партнеру сотруднику Гаврилов Андрей Каракатзанис Ив Зрелов Владимир Хаймович Александр Смелов Виталий Управление занятости и карьеры
10.10.2018 2018-10-15
Во вторник, 9 октября, делегация ведущего автомобилестроительного предприятия России посетила Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева. Руководство вуза и АВТОВАЗа обсудили дальнейшие перспективы долгосрочного сотрудничества по привлечению талантливых выпускников в компанию, а также совместную инновационную деятельность и реализацию крупных проектов.
Напомним, в феврале 2018 года Самарский университет и ПАО "АВТОВАЗ" подписали соглашение о стратегическом партнерстве в указанных сферах. В рамках сотрудничества бакалавры Самарского университета уже сейчас имеют возможность проходить практику на АВТОВАЗе. Однако центральным звеном в партнерском взаимодействии является совместная программа целевой подготовки Самарского университета и ПАО "АВТОВАЗ". Ее выпускники имеют высокие шансы для быстрого старта профессиональной карьеры в службе инжиниринга предприятия, являющейся частью глобального альянса Renault-Nissan-Mitsubishi. В учебный план включены обязательные для будущих инженеров АВТОВАЗа дисциплины, что поможет им быть востребованными и компетентными специалистами с первых дней в профессии.
На площадке вуза президент АВТОВАЗа Ив Каракатзанис обозначил амбициозные цели предприятия: создать до 2026 года восемь новых моделей и провести девять фейслифтов LADA. Он отметил, что для этих целей компании нужны молодые, энергичные специалисты, а для начинающих инженеров это отличная возможность сделать международную карьеру в мировом автомобильном альянсе.
"На сегодня мы уже приняли в штат предприятия — в сферу конструкций, инжиниринга, технологий — 10 выпускников Самарского университета. Я очень рад, что у нас есть совместная целевая программа обучения, но мы хотим сделать больше. Мы значительно увеличиваем штат в инжиниринге: за прошлый год на работу принято 155 инженеров, в этом почти 300, а планируем принять еще тысячу специалистов", — поделился задачами на ближайшее будущее президент АВТОВАЗа.
Также он рассказал как сейчас идет развитие новых сфер в автомобильной индустрии. Тренд — автоматизация, роботизация, беспилотные автомобили. "Ваши инженеры входят в автомобильную индустрию на этапе быстрой эволюции. Предприятие должно быть в состоянии соответствовать уровню поставленных задач, поэтому мы рады, что ваши выпускники приходят на АВТОВАЗ, — подчеркнул Ив Каракатзанис.
Во встрече с руководством АВТОВАЗа участвовали студенты первого набора совместной программы, они смогли лично задать президенту предприятия интересующие их вопросы. В частности, молодых людей волновало, смогут ли они трудоустроиться, если специальность, полученная в вузе, не вполне соответствует представленным на заводе. Руководство компании озвучило будущим инженерам консолидированное мнение: будьте гибкими, смотрите шире на свои компетенции, будьте грамотными специалистами и вы обязательно найдете, где приложить свои таланты. 
"Подчеркиваю, нам нужно много талантливых выпускников — около тысячи хороших инженеров. Я надеюсь, что вы станете первыми из этой тысячи", — напутствовал первокурсников Ив Каракатзанис. — Думаю, это важно стать частью АВТОВАЗа, а в более глобальном смысле — частью мощного международного альянса. Автомобильная компания переживает сейчас новую революцию. Это значит, что в будущем для вас, как хороших инженеров есть огромные возможности для реализации в этой сфере".
"17 студентов — это только начало, — уверен проректор по учебной работе Самарского университета Андрей Гаврилов. — У нас очень много образовательных программ, и около 10% наших студентов обучаются по направлениям, напрямую связанными с профессиями, востребованными АВТОВАЗом.
Новым этапом в сотрудничестве вуза с предприятием станет второй всероссийский форум, посвященный карьере, который пройдет в Самарском университете осенью, а также всероссийская школа инжиниринга, которую вуз организует зимой 2019 года.
Также в ходе визита Ива Каракатзаниса познакомили с центром истории авиационных двигателей Самарского университета (ЦИАД), в котором представлена крупнейшая в мире коллекция авиационных газотурбинных двигателей, в том числе Роллс-Ройс (Великобритания) и Прат-Уитни (Канада).
Здесь же президент АВТОВАЗа побеседовал с магистрантами из Италии и Франции, которые учатся на программе "Силовые установки и энергетические системы летательных аппаратов". Эта образовательная программа разработана совместно с европейскими вузами-партнерами — университетом Штутгарта (Германия) и Политехническим университетом Турина (Италия). 
Господин Каракатзанис поинтересовался у студентов, почему они выбрали для обучения Самарский университет. "Мы выбрали Самару и Самарский университет, потому что собираемся работать в ракетно-космической отрасли. В наших вузах нет таких образцов реальных двигателей, какие есть здесь", — ответили молодые люди. "Вы получаете образовательные кредиты по итогам обучения, пройденного в Самарском университете?", — поинтересовался гость и получил утвердительный ответ. "В ЦИАДе проходят обучение все студенты инженерных специальностей университета", — добавил руководитель центра Владимир Зрелов.
В ходе визита представители автогиганта познакомились с научными лабораториями вуза, которые ведут исследования по заказам тольяттинского завода. Так, научно-исследовательский институт акустики машин Самарского университета работает по двум направлениям: модельный анализ автомобилей и определение акустических источников шума. Оборудование НИИ позволяет проводить экспериментальный модельный анализ продукции всего за два дня. Тогда как традиционное методы на производстве проводятся в течение месяца.
"На АВТОВАЗе мы проводили такие исследования в аэродинамической трубе, — отметил сотрудник НИИ Георгий Макарьянц. — Искали аэродинамические источники шума с помощью нашей акустической камеры. Благодаря тому, что она оснащена 256 микрофонами, мы определяем источники шума независимо от акустической обстановки и на разных расстояниях".
В институте производственных инновационных технологий ведущий научный сотрудник Александр Хаймович рассказал об оборудовании CAM-центра, а также о том, как оно используется в цепочке проекта "Образование через научные исследования". В рамках этого проекта студенты принимают участие в реальных разработках для ключевых предприятий отрасли.
"Каким образом вы включаете в проекты студентов?", — поинтересовался президент АВТОВАЗа. "Мы привлекаем магистрантов, потому что предприятия заинтересованы не только в технологиях, но и в подготовке хороших специалистов, которые владеют такими технологиями", — отметил Александр Хаймович и продемонстрировал готовые детали, созданные магистрами на станках центра. 
Много вопросов вызвали у гостя контрольно-измерительные машины. "Здесь происходит измерение различных сложных деталей двигателей, — рассказал о параметрах измерительной машины, разработанной в университете, сотрудник центра Вадим Печенин. — Она позволяет контролировать качество производства всей серии лопаток, и в этом ее отличие от заводских приборов. По результатам этих измерений корректируется технологический процесс".
В научно-техническом центре композиционных материалов вуза делегации предприятия показали как машины по созданию таких материалов, так и уже готовые работы. "Мы гордимся своими работами по совместным исследованиям материалов, созданных в лабораториях Всероссийского института авиационных материалов", — отметил профессор Валерий Комаров, подчеркивая перспективность изделий из композитов. 
А руководитель лаборатории аддитивных технологий гостей вуза Виталий Смелов подчеркнул, что в вузе создаются конструкции, которые сложно, а порой и невозможно изготовить традиционными методами. И в качестве примера продемонстрировал конструкцию штамповой оснастки, испещренную внутренними каналами для охлаждения. "Наша лаборатория занимается моделированием процессов, оптимизацией технологий, разработкой аддитивных технологии и внедрением на конкретные предприятия. У нас есть специалисты и уникальное оборудование", — отметил он. 
Президент АВТОВАЗа с интересом изучил студенческую работу — крепление для зеркала заднего вида. "Сейчас это изделие изготовлено из пластика. Благодаря этому мы отрабатываем технологию, чтобы затем оптимизировать ее", — рассказал Виталий Смелов. 
Также гость узнал об уникальном материале, разработанном в Самарском университете — металлорезине (материал МР). Он обладает полезными свойствами резины и прочностью металла и способен противостоять агрессивным средам, высоким и низким температурам, а также другим неблагоприятными внешним воздействиям. Демпферы на основе материала МР существенно превосходят известные в России и за рубежом аналоги. Они с успехом используются в производстве отечественной космической техники, а также в системах виброзащиты новейших отечественных тепловозов и дизелей. 
Еще одна уникальная технология вуза — магнитно-импульсная обработка металлов применима в целом ряде операций в автопроизводстве: штамповке, обжимке, обрезке, сборке деталей корпуса машины — все эти процессы происходят быстро и не "травмируют" металл в местах воздействия.
Фото: Наталия Орлова