6-7 октября в Санкт-Петербурге прошел международный фестиваль "Робофинист". Его участниками стали студенты робототехнического клуба Самарского университета ROBOTIC, учащиеся Самарского международного аэрокосмического лицея (СМАЛ) под руководством студентов.
Сформировав четыре команды, студенты и лицеисты выставили своих ботов в номинации "Кубок РТК" и хакатоне "Умный автомобиль". По результатам проекта беспилотного автомобиля, представленного на хакатоне, студенты заняли 3-е место. Также команды университета вошли в десятку лучших команд в "Кубке РТК", номинации "Экстремал-Pro".
"Это были юбилейные, 5-е соревнования, которые ежегодно посещает клуб ROBOTIC. Нам также исполняется в этом году 5 лет, — сказал инженер-мехатроник Научно-образовательного центра робототехники и мехатроники Самарского университета Дмитрий Мезенцев. — Фестиваль ежегодно проходит на самом высоком уровне, радуя участников как увлекательным шоу, так и интересными заданиями".
Кубок РТК — это соревнование роботов на прохождение специального полигона, в ячейках которого смоделированы участки с разными уровнями сложностями: пересеченная местность, последствия катастроф, камни, болото, а также погодные явления вроде тумана, есть даже трехметровая башня, с которой надо совершить "прыжок веры". Весь этот путь участник преодолевает, пользуясь "глазами робота", то есть данными с камеры, установленной на роботе. Автором соревнований является Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики ЦНИИ РТК.
В этом году команды клуба ROBOTIC представили на кубок РТК две гусеничные конструкции и одну колесную, совмещенную со шнеками. "Последняя особенно порадовала судей, так как подобные конструкции как шнекоходы редко появляются на студенческих соревнованиях", — отметил Дмитрий Мезенцев. Одна из гусеничных машин состоит из двух платформ, соединенных шарниром, имеет камеру с возможностью вращения на 360 градусов, а также датчики освещенности для элемента автономности. Вторая гусеничная машина оборудована вспомогательными колесами для упора при взбирании на гору и светодиодную противотуманную подсветку.
Также в соревнованиях Кубка РТК приняли участие две команды СМАЛа на дистанции "Экстремал". "Отмечу, что на сегодня эти соревнования являются наиболее серьезными в области робототехники, — говорит руководитель НОЦ "Робототехники и мехатроники" Владимир Илюхин. — Командам надо собрать полностью оригинальную конструкцию робота, написать программное обеспечение, а затем показать мастерство пилотирования, так как провести робота через полигон очень и очень непросто".
В хакатоне "Умный автомобиль" выступила студенческая команда. Цель хакатона — разработать безопасный, экономный и комфортный беспилотной автомобиль.
Участники должны были разработать и представить проект, соответствующий функциям беспилотного автомобиля. Изобретение должно обрабатывать данные с датчиков и сенсоров, определять свое положение в пространстве, выстраивать маршрут, обеспечивать обход препятствий и автономное движение.
"Вопросов у участников было немало, организаторы с охотой приходили на помощь, — отмечает магистрант Михиал Силкин. — Так как подобный хакатон проводился впервые, то на работу собственно с роботом осталось очень мало времени. И несмотря на эти трудности, а также на то, что в основном в хакатоне участвовали профессионалы, магистры Самарского университета заняли 3-е место. И это здорово!"
Отметим, что сейчас на территории кампуса Самарского университета, на площадках НОЦ "Робототехники и мехатроники" строится полигон для проведения соревнований Кубка РТК. Это стало возможным благодаря тому, что весной 2018 года был заключен договор Самарского университета с ЦНИИ РТК.
"Теперь у нас будет возможность круглогодично тренироваться на полигоне, — радуется участник команды Игорь Кацар. — А, значит, набираться опыта как в прохождении дистанций, так и в разработке конструкций. Дело в том, что основная трудность таких соревнований заключается в том, что сложно теоретически предугадать поведение робота в той или иной ситуации, часто приходится дорабатывать машину на месте".